Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 18:24, курсовая работа
Цель курсовой работы является определение влияния индивидуальных особенностей личности на организационное поведение.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать поведение личности в организации.
2. Рассмотреть методы диагностики личностных особенностей сотрудника.
3. Предложить способы управления организационным поведением с учетом индивидуально – психологических особенностей личности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I Теоретические основы поведения личности в организации…….7
Раздел II Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности …………………………………………………………………………16
Раздел III Управление организационным поведением с учетом индивидуально-психологических особенностей личности…………………...25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список источников и литературы……………………………………...……….40
Флегматик
Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.
Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.
Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.
Флегматика, который нередко бывает «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата. Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче.
Сдержанные и спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам7.
Холерик
Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом — удача, с одной стороны, и испытание на прочность — с другой. Сотрудник-холерик — активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист. Его ведущая потребность — в новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности. Однако для руководителя такой сотрудник со временем становится серьезным конкурентом 8.
Темперамент
любого подчиненного «ломать» вообще
нет смысла: все равно ничего не
получится. Холерик будет торопиться
и делать ошибки, флегматик — медленно,
но тщательно выполнять. Искусство управления
состоит в том, чтобы найти правильную
нишу для сотрудников и эффективно использовать
их сильные качества на пользу компании.
Характер отношения к нормам организации
Авторитарная личность. Авторитарная личность верит в послушание и уважение к власти, в то, что сильные должны руководить слабыми. Индивиды такого типа чрезмерно озабочены идеей власти, что объясняется убеждением, что некоторые люди лучше других и должны руководить остальными.
Вследствие своей веры в иерархический порядок авторитарные личности становятся хорошими подчиненными, в том случае если они уважают и принимают начальника. Однако установить с ними связь бывает
нелегко. Настоящие авторитарные личности склонны использовать других людей, и лучший способ работы с ними — утверждать свою собственную власть, если это возможно. Этот тип личности вряд ли подойдет для компании, старающейся использовать более демократичные методы, вовлекающие сотрудников в принятие решений.
Бюрократическая личность. Взгляды и система ценностей человека могут расположить его к принятию правил, норм и порядка как способа управления организациями. Но бюрократическая личность особенно ценит иерархию, соблюдение правил, неличные и формальные взаимоотношения. Бюрократическая личность считает, что менее опытные должны уступать более опытным сотрудникам, более высокопоставленные лица должны обладать прерогативой принятия решений. Люди, работающие в организации, должны ставить интересы организации выше личных интересов. Сильная бюрократическая личность хорошо вливается в военные организации и лучше себя чувствует там, где соблюдают правила, порядок и нормы.
Индивиды с таким типом личности подойдут в качестве менеджеров, управляющих для рутинной, монотонной, упорядоченной работы.
Макиавеллист. Макиавеллизм — понятие, извлеченное из трудов Никколо Макиавелли, итальянского ученого и государственного деятеля конца XV — начала XVI в., он оправдывал политику манипулирования людьми и тактику, используемую манипуляторами против своих противников, ради упрочения государства9.
Макиавеллистов связывают со стремлением к лидерству. Люди, у которых эти характеристики выражены ярко, отличаются высокой самооценкой, уверены в себе и действуют в собственных интересах. Их считают хладнокровными и расчетливыми; они стараются использовать других людей и находить союзников в числе тех, кто обладает властью, для того чтобы добиваться своих целей. Такие люди могут лгать, халтурить, рисковать своей репутацией: они считают, что цель оправдывает средства. Истинный макиавеллист даже не испытывает чувства вины, умея отмежевываться от последствий своих действий.
Кроме
того, макиавеллисты склонны
Макиавеллисты
умеют избирать условия, в которых их
логика срабатывает: общение с глазу на
глаз, эмоциональные, неопределенные ситуации.
Не отвлекаясь на эмоции, они способны
хладнокровно утрачивать свое влияние
в условиях вакуума власти или в непривычных
ситуациях. Макиавеллизм в современном
обществе встречается нередко. Исследования
свидетельствуют о том, что существует
множество людей с умеренной или сильной
макиавеллистской ориентацией
10.
Потребность в достижениях, причастности и власти
Дэвид МакКлелланд провел обширное исследование по трем чертам, которые присутствуют у всех людей, хотя и в разной степени: потребности в достижениях, потребности в причастности и потребности во власти.
Люди с высокой потребностью в достижениях берутся за выполнение сложных задач и устанавливают при этом собственные высокие стандарты работы. Им нравится оказываться в ситуациях, когда они могут сами отвечать за происходящее, они любят задавать для себя четкие цели, с готовностью принимают личную ответственность за получаемые результаты и хотят иметь отдачу от результатов своей работы. Неудивительно, что таких людей часто можно отыскать на таких работах, которые помогают им удовлетворять свое сильное стремление к достижениям. Кроме того, у эффективно действующих менеджеров с высокой потребностью в достижениях часто явно выражена сильная ориентация на задачи и, как правило, готовность пойти на разумный риск.
Люди с высокой потребностью в причастности особенно озабочены установлением и поддержанием хороших отношений с другими людьми. Они не только хотят, чтобы их любили, но и стремятся установить хорошие отношения со всеми, с кем пересекаются в жизни. Они любят работать в группах, обычно очень отзывчивы на чувства других людей и, как правило, избегают действий, ведущих к возникновению межличностных конфликтов. В организациях люди с высокой потребностью в причастности скорее всего оказываются на работах, требующих активного социального взаимодействия. Люди с высокой потребностью в причастности могут оказаться менее эффективными и ситуациях, когда им приходится оценивать других, поскольку им часто трудно сообщить негативную информацию коллеге или подчиненному, т.е. выполнить действие, которое может нарушить межличностные отношения.
Люди
с высокой потребностью во власти
проявляют сильное желание
Высокая потребность в причастности может быть для менеджеров не слишком хорошим качеством: вместо того чтобы направлять деятельность подчиненных на достижение более высоких показателей, менеджеры могут попытаться завоевать их любовь. Для руководителей компании и топ- менеджеров потребность во власти доминирует над всеми остальными и во многом определяет их успех11.
Таким
образом, подводя итоги рассмотрения теоретических
основ поведения личности, можно сделать
вывод, что существует несколько индивидуальных
типов темперамента: флегматический, меланхолический,
сангвинический, холерический, которые
имеют свои существенные особенности.
Выделяются также типы личностей по характеру
отношения к нормам организации, а именно,
авторитарная личность, бюрократическая
личность, макиавеллист. Кроме того, на
трудовую деятельность существенное влияние
оказывают социально – демографические
особенности: возраст, пол, семейное положение,
количество иждивенцев и т.д. Большое значение
на результаты труда оказывают личностные
качества работников, а именно индивидуальные
и физические способности. Поэтому, задачей
руководителя является учет этих особенностей
и умение использовать сильные качества
работников на пользу организации.
РАЗДЕЛ
II
Поведение человека в трудовой сфере в значительной мере определяется особенностями его личности и отношением к труду и коллективу. Для установления уровня профессионализма и особенностей личности, соответствия их требованиям рабочего места, используются различные методы выявления профессиональных и личностных качеств работников.
На стадии приема обширную информацию о профессиональных и личностных качествах работников предоставляет анализ результатов испытательного срока, который предусмотрен КЗоТом и, как правило, не должен превышать 3 месяцев. По окончании испытательного срока в качестве экспертов могут быть привлечены любые работники, сотрудничавшие с новичком. Чтобы придать этой работе научный характер, ее должны организовывать специалисты по проведению социально-психологических исследований.
Типологии методов определения личностных качеств работников и особенностей ролевого распределения в группе, отношения работников группы, друг к другу достаточно многообразны, но наиболее часто выделяют следующие комплексы методов:
Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение