Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является определение влияния индивидуальных особенностей личности на организационное поведение.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать поведение личности в организации.
2. Рассмотреть методы диагностики личностных особенностей сотрудника.
3. Предложить способы управления организационным поведением с учетом индивидуально – психологических особенностей личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I Теоретические основы поведения личности в организации…….7
Раздел II Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности …………………………………………………………………………16
Раздел III Управление организационным поведением с учетом индивидуально-психологических особенностей личности…………………...25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список источников и литературы……………………………………...……….40

Работа содержит 1 файл

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

     БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Институт  государственного и муниципального управления 

     Кафедра социальных технологий 
 
 

     Астапова  Ирина Семеновна 
 

     ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ  
 
 
 

     Курсовая  работа

     студента  группы 180701

     специальности «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Научный руководитель:

                              ассистент

                                                                       кафедры социальных технологий

                                                                  Начкебия Майя Севериановна

                                                                      Оценка:_____________________ 
 
 
 
 
 
 

     Белгород 2008

     СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                                                                 

     Введение…………………………………………………………………………...3

     Раздел I         Теоретические основы поведения личности в организации…….7

     Раздел  II Диагностика индивидуально-психологических  особенностей личности …………………………………………………………………………16

     Раздел  III      Управление организационным поведением с учетом индивидуально-психологических особенностей личности…………………...25

     Заключение……………………………………………………………………….38

     Список  источников и литературы……………………………………...……….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Актуальность  темы курсового исследования. Сегодня никто не будет спорить, что люди – главное богатство любой организации. Все согласны с тем, что наличие квалифицированного, преданного и обладающего необходимыми для успешной работы личностными качествами персонала – основное преимущество организации в условиях высококонкурентной экономики. Поэтому задача поиска, привлечения, отбора, воспитания и удержания лучших сотрудников является залогом эффективной деятельности организации. Чтобы успешно решить эту задачу, важно разобраться в основных отличительных особенностях людей и в том, как они влияют на характер трудовой деятельности и ее результаты.

     Прежде  всего, знание индивидуальных особенностей человека помогает решить проблему отбора персонала, выявления необходимых качества для выполнения определенной производственной функции. В этой связи может быть определен профиль личностных свойств, который является оптимальным для данной профессии и могут быть подготовлены эффективные процедуры отбора.

     Знание  индивидуальных особенностей людей  позволяет также выработать более  эффективные способы управления. Ясное осознание того факта, что люди обладают своеобразным набором качеств, по-разному подходят к решению проблем, к принятию решений и взаимодействию на работе, помогает менеджеру лучше понять, что ожидать от человека и как сформировать у него требуемые качества.

     В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому проблема личности, группы и организации рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и вопросами повышения эффективности производства, укрепления дисциплины и сокращения текучести кадров. Поэтому, умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации, всегда было исключительно важным качеством для эффективной работы менеджера.

     В последнее время значение знаний в этой области еще более возросло. В настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

     Степень изученности темы: Данная тема достаточно хорошо освещена в научной литературе. Проблема индивидуально– психологических отличий начала рассматриваться еще с конца 19 века, начиная с теории психоанализа З. Фрейда, которую дальше развили К. Юнг, А. Адлер.1 Проблема личности и ее индивидуальных особенностей всегда являлась центральным звеном изучения различных дисциплин, причем каждая наука видит личность по-своему. В философии понятие личности связано с наиболее существенными индивидуальными особенностями человека, связываемыми с характером общественных отношений, с возможностью личности влиять на собственное социальное развитие. В этике личность – высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающей чувством долга, совестью, достоинством и убеждениями. В психологии определений личности столько же, сколько крупных ученых занимались ею. Например, Г.Ю. Айзенк определяет личность как интегрированную организацию всех познавательных, аффективных и физических характеристик, отличающих его от других2. Социологи изучают общественнозначимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элементы общественных отношений. Медицина интересуется психическим здоровьем личности, наличием патологий, акцентуаций, поведением личности. Но все ученые сходятся на том, что личность – некое неповторимое единство, целостность, то есть система.   

     К.К. Платонов, видный отечественный психолог занимался формулированием принципов изучения индивидуальных особенностей личности, которыми определяется поведение людей.3 Подробно характерные особенности личности и их типология рассматривается в основах соционики. Так же тема индивидуальных особенностей широко раскрыта в различных учебных пособиях по менеджменту и организационному поведению.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является организационное поведение.

     Изучаемым предметом работы является воздействие индивидуальных особенностей личности на организационное поведение.

     Цель  курсовой работы является определение влияния индивидуальных особенностей личности на организационное поведение.

     Для достижения цели необходимо решить задачи:

     1.    Проанализировать поведение личности в организации.

     2. Рассмотреть методы диагностики личностных особенностей сотрудника.

     3. Предложить способы управления организационным поведением с учетом индивидуально – психологических особенностей личности.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.

     В первом разделе рассматриваются теоретические основы поведения личности  в организации.

     Во  втором разделе  представлены методы исследования данной проблемы и обосновывается выбор одного из них.

     В третьем разделе представлены  способы  управления персоналом с  учетом их индивидуальных особенностей. 
 
 
 

     раздел  i                                                                                            теоретические основы поведения личности в организации

      Наука, которая изучает, как люди ведут  себя в организации и каким образом их поведение влияет на ее работу (производительность, дисциплину, текучесть кадров), а также их удовлетворенность выполняемой работой, называется организационным поведением. Основу ее изучения составляют способности и личностные качества работников, их удовлетворенность, отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решение, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, управление изменениями и развитием организации.

     Центральным звеном изучения этой науки является личность. Личность – это данный конкретный человек со всей совокупностью его общественных отношений, психологических и физиологических реакций, индивидуальность которых выражается внутренним душевным миром человека. Структура личности включает способности и потребности, интересы и убеждения, темперамент и характер, волевые особенности.

     Потребности, интересы, убеждения человека определяют направленность его личности. Но при  одной и той же направленности деятельность человека может быть различной  по целеустремленности, интенсивности. Это определяется темпераментом личности. В темпераменте выражаются такие врожденные особенности личности как сила и скорость психических процессов, степень эмоциональной возбудимости.

     Основные  четыре типа темпераментов были выделены еще Гиппократом4: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Для типичных представителей каждого темперамента  характерны особые черты работоспособности и выносливости.  

     Влияние типа индивидуального  темперамента 

     Меланхолик

     Меланхолик-подчиненный всегда занимает ведомую позицию. Он никогда не станет неформальным лидером, критикующим своего руководителя. Меланхолику комфортно быть ведомым: меньше ответственности. Меланхолик нуждается в поддержке. Бывает, он приходит к руководителю только для душевного разговора, особенно тогда, когда принимает жизненно важные решения. Нередко подчиненные-меланхолики становятся для сильного и энергичного руководителя «взрослыми детьми». Он советует им, как делать ремонт, куда поехать отдыхать, как одеваться. Они внимательно прислушиваются к его советам.

     Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить. Меланхолик — хороший эмоциональный «барометр» в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами.

     Если  подчиненного, имеющего меланхолический темперамент, уважают коллеги, он становится миротворцем между конкурирующими лидерами и группировками. Он будет всех понимать и всем сочувствовать, сохраняя примиренческую позицию. В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, потому что боится ошибок. Рискованный и амбициозный проект — не для него. Меланхолик лучше выполняет привычные функции в рамках своего образования и опыта.

     Хорошо  работает на должностях, связанных с поддержанием общения: HR-менеджера, работника отдела кадров. Но в тех подразделениях, где общение связано с активностью и умением убеждать, меланхолик будет работать старательно, но с большим напряжением сил. Например, занимаясь продажами в реальном общении или по телефону, он быстро переутомляется и «выгорает».

     У меланхолика нередко развиты  креативные способности, поэтому он может быть хорошим сотрудником отделов рекламы, маркетинга и дизайна5.

     Сангвиник

     Подчиненный-сангвиник  мало отличается от руководителя с таким же темпераментом. Он такой же работоспособный и выносливый. Сдержан и деловит, стремится к высокой компетентности в своем деле. Отношения с коллегами — дружеские, но без лишней фамильярности. Бывает «толстокожим»: любит подшучивать над сослуживцами, не задумываясь, приятно им это или нет.

     Участвует в корпоративных вечеринках, веселится, но вовремя уходит домой. Предпочитает здоровый образ жизни, занимается спортом. Сангвиник дисциплинирован, приходит на работу вовремя и уходит домой не особенно поздно. Стремится хорошо организовать рабочее время. Работает с самоотдачей, но без лишней нервозности и суетливости.

     К компании эмоционально не привыкает. Если на работе не чувствует перспективы в повышении заработной платы, легко переходит на новое место работы.

     Критику со стороны руководителя воспринимает конструктивно, стремится исправить ошибку и улучшить свои показатели. Сангвиника можно ставить на участки работы, где требуется высокая интенсивность. Он хорошо общается с большим количеством разных людей, не «перегорает» и не переутомляется. Способен работать в стрессовых условиях, сохраняя самообладание и контроль.

     Ему нравится все новое, поэтому он с удовольствием берется за новый проект. Его необходимо контролировать: после этапа увлечения наступает период спада мотивации, и даже равнодушия. В это время сангвиник может переключиться на новое дело, еще не завершив начатого проекта.

     Сангвиник — хороший стратег и политик. Часто бывает неформальным деловым лидером в команде, но всегда поддерживает официального руководителя, не составляя ему конкуренцию. Сангвиник ждет своего часа. Но долго ждать он не будет: если в другой компании ему предложат лучшие карьерные перспективы, он уволится6.

Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение