Трудовая миграция в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования международного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве одного из важнейших механизмов развития МРТ. Она органично включается в контекст глобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть современной системы мирового хозяйства, характеризующую «социальное лицо глобализации».

Работа содержит 1 файл

теория организации населения.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

 

Кроме несовершенства законодательной  базы в области регулирования  миграции, другие проблемы связаны  с ведомственной чехардой. На этот раз во главу угла была поставлена деятельность, направленная на борьбу с незаконной миграцией. После террористических атак в США в мире развернулась широкая кампания борьбы с терроризмом, которая в конкретных российских условиях стала синонимом борьбы с миграцией в Россию в целом.

 

Однако мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно  доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной  атаки». Для России этот вопрос особенно чувствителен, поскольку большая  часть миграций на территории бывшего  Советского Союза является результатом  исторических причин, и меры в отношении  этих миграций должны быть иными, чем  в отношении миграций извне региона. Поэтому важно соблюсти баланс между  запретительными и регулирующими  мерами миграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояние  пограничного контроля.

 

Российское законодательство должно быть усовершенствовано в  плане разработки наказаний за организацию  и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправку граждан третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотни тысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постоянными жителями России[24]. При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.

 

Более или менее утвердившимся  является мнение о том, что стихийный  характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянных миграций. После  того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности  для международного сотрудничества и соглашений в этой области.

 

2.4 Перспективы разрешения  проблем российского рынка труда

 

Можно предложить следующие  конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

 

Необходимо подготовить  и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми  ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов  на временной основе.

 

Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

 

Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной  основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через  службу занятости населения и  строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней)[25].

 

Следует организовать систематический  мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно  усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.

 

Нужно создать систему  информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все  возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться  на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления  мигрантов. Желательно дублировать  данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов[26].

 

Требуется увеличить штатную  численность и улучшить материально-техническое  обеспечение территориальных подразделений  ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой  работой и только 10% – непосредственно  миграцией.

 

В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной  перспективе будет усиливаться  потребность в трудовых мигрантах  двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

 

Во втором случае применяются  более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома  и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория  мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В  Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные  специалисты после нескольких лет  проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная  трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны[27].

 

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам  позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности  российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а) стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья  и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграции из старого  зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны; г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны; д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

 

 

Заключение

 

Подвижность населения и  трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современной демографии. Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации  по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

 

Международная организация  труда является уникальной среди  всемирных организаций в том  отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями  правительств.

 

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим  рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

 

В заключении можно сделать  вывод, о том что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

 

1. Миграционные процессы  при снижении их масштабов  определяют в современных условиях  прирост численности населения  и являются крайне разнообразными  по социальному, этническому,  демографическому составу мигрантов.

 

2. Миграционные потоки  в различной степени влияют  на социальное и экономическое  положение и отдельные элементы  его социальной инфраструктуры. 3. Система управления миграцией  сводится сегодня к фиксации  прибывающих мигрантов и принятию  ограничительных актов. При этом  не просчитываются последствия  различных видов миграции.

 

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в  результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию  в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В  этой области особенно очевидны неэффективность  жестких, директивных мер и необходимость  косвенных, координирующих воздействий  со стороны государств и правительств.

 

В России создана правовая и организационная база эмиграции  и иммиграции трудовых ресурсов, разработана  федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения  и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое  сообщество должна стать ратификация  международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1.  Конституция Российской  Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=2875

 

2.  Трудовой кодекс  Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 29.12.2010). [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=108403

 

3.  Федеральный закон  «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.06.2009). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/civic/

 

4.  Федеральный закон  «О занятости населения в РФ»  от 19.04.1991 г. №1032–1 (в ред. от 18.10.2007) [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=71962

 

5.  Федеральный закон  «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ  с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111914

 

6.  Федеральный закон  «О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. №109-ФЗ. [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111913

 

7.  Постановление Правительства  РФ «Об установлении на 2007 год  допустимой доли иностранных  работников, используемых хозяйствующими  субъектами, осуществляющими деятельность  в сфере розничной торговли  на территории Российской Федерации»  от 15.11.2006 №683 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/doc63868.html

 

8.  Всеобщая декларация  прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

 

9.  Международная конвенция  о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей (принята  резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи  от 18 декабря 1990 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml

 

10.  Международный пакт  об экономических, социальных  и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml

Информация о работе Трудовая миграция в РФ