Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:12, реферат
В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования международного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве одного из важнейших механизмов развития МРТ. Она органично включается в контекст глобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть современной системы мирового хозяйства, характеризующую «социальное лицо глобализации».
Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис. 2.3.).
Рис. 2.2. Международная миграция, 2000–2009 гг.
Наиболее привлекательными
для таких иммигрантов в 2009 г.
стали Сибирский и
Рис. 2.3. Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ, 2010 гг., %
Северокавказский и Южный
федеральные округа наиболее привлекательны
для иммигрантов из дальнего зарубежья,
где их доля составляет соответственно
12,6% и 7,8%[18]. При этом следует учитывать,
что существенный поток иммигрантов
в эти федеральные округа составляют
прибывшие из Грузии, которая в
настоящее время не является членом
Содружества Независимых
Учтенная эмиграция на
протяжении двух десятилетий ежегодно
уменьшается. При этом ее структура
по странам предполагаемого
Рис. 2.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.
Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.
С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов[19]:
· обеспечение прав работников
на свободу перемещения и
· гарантии возвращения мигрантов на родину;
· обеспечение поступления
в страну и эффективного использования
валютных переводов трудящихся-
· содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
· ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
· совершенствование
внутреннего рынка труда
· предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
Российское законодательство,
регулирующее труд иностранных работников-
• Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
• Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
• Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
• Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
• Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
• Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.
Принятием в 2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.
Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
Главными целями новой
миграционной политики провозглашается
обеспечение устойчивого
В ряду ее основных направлений указываются:
- обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
- создание условий
для интеграции вынужденных
- содействие привлечению
иммигрантов на работу в РФ,
исходя из необходимости
- обеспечение вхождения
РФ в международный рынок
- создание условий
для добровольного возвращения
в места прежнего проживания
российских граждан,
- поддержка и развитие
взаимоотношений с
- оптимизация внутренних
миграционных процессов и
- создание условий
для сохранения и дальнейшего
формирования населения в
- содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.
Как нам представляется,
миграционная политика должна стать
сферой активного сотрудничества между
всеми заинтересованными
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.
Междунардные правовые нормы по вопросам миграции:
• Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г.
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят в 1966 г.
• Международная конвенция о защите прав всех работников-мигрантов и членов их семей, принята в 1990 г.
• Конвенция МОТ (пересмотренная) о работниках-мигрантах, принята в 1949 г.
• Конвенция МОТ о
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека[21]. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы[22]. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек[23]. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.
К сожалению, регулирование
миграции в рассматриваемых странах
отличается низкой эффективностью, что
связано с отсутствием четкой
концепции миграционной политики, часто
происходящими структурными реорганизациями
государственных ведомств, занимающихся
вопросами миграции, и сменой руководящих
лиц, с неповоротливостью и
Неразвитое и не адекватное реалиям национальное законодательство искусственно сужает легитимное поле для законной миграции и соответственно расширяет масштабы незаконной миграции. Однако, миграционное законодательство развивается не в вакууме. Оно является проявлением официальной миграционной политики. В России, например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже более десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этом отношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас к ужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничного контроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такая жесткость может быть оправдана. Однако, если она будет направлена на ограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства в Россию, она может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом, экономическим и демографическим интересам).