Трудовая миграция в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования международного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве одного из важнейших механизмов развития МРТ. Она органично включается в контекст глобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть современной системы мирового хозяйства, характеризующую «социальное лицо глобализации».

Работа содержит 1 файл

теория организации населения.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

 

Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы  из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис. 2.3.).

 

 

 

Рис. 2.2. Международная миграция, 2000–2009 гг.

 

 

Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный  федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран – участников СНГ.

 

 

 

Рис. 2.3. Удельный вес иммигрантов  из стран-участников СНГ, 2010 гг., %

 

Северокавказский и Южный  федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%[18]. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов  в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в  настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств (рис. 2.4.).

 

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура  по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х  годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало  число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3–5 раз, в 2001–2005 гг. их численность  была практически одинаковой, начиная  с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

 

 

 

Рис. 2.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.

 

Расширение использования  иностранной рабочей силы в экономике  России как результат включения  страны в систему международного рынка труда обусловлено целым  рядом факторов.

 

С экономической точки  зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к  двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

 

2.2 Государственное регулирование  трудовой миграции

 

Основой миграционной политики является регулирование трех фаз  миграционного цикла, включая выезд  рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов[19]:

 

·  обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

 

·  гарантии возвращения  мигрантов на родину;

 

·  обеспечение поступления  в страну и эффективного использования  валютных переводов трудящихся-мигрантов;

 

·  содействие смягчению  безработицы, благодаря выезду тех  работников, профессии которых не пользуются спросом;

 

·  ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей  силе не удовлетворены;

 

·  совершенствование  внутреннего рынка труда посредством  приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые  для развития народного хозяйства;

 

·  предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство  развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения  и национальную экономику.

 

Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов  состоит из:

 

• Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62

 

• Трудовой кодекс 2001 г. с  изменениями, внесенными несколькими  Федеральными законами

 

• Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»

 

• Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения  в РФ» (в ред. от 18.10.2007)

 

• Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)

 

• Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации»

 

• Постановление Правительства  Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

 

Принятием в 2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве  РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан  поправки в него. Но, главное, как  мы уже отметили, была принята Концепция  регулирования миграционных процессов  в РФ, что свидетельствовало о  стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства  в данной области и упорядочить  ее нормативно-правовую базу.

 

Концепция регулирования  миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными  процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования  миграционных процессов, основные направления  деятельности и, конечно, механизм реализации.

 

Главными целями новой  миграционной политики провозглашается  обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики  в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального  и трудового потенциала мигрантов  для достижения благополучия и процветания  РФ[20].

 

В ряду ее основных направлений  указываются:

 

-  обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;

 

-  создание условий  для интеграции вынужденных мигрантов;

 

-  содействие привлечению  иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения  экономики страны трудовыми ресурсами;

 

-  обеспечение вхождения  РФ в международный рынок труда  и регулирование экономической  миграции;

 

-  создание условий  для добровольного возвращения  в места прежнего проживания  российских граждан, вынужденно  покинувших места своего постоянного  проживания;

 

-  поддержка и развитие  взаимоотношений с соотечественниками  за рубежом;

 

-  оптимизация внутренних  миграционных процессов и содействие  эффективному использованию трудовых  ресурсов;

 

-  создание условий  для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах  РФ;

 

-  содействие добровольному  переселению соотечественников  из государств – участников  СНГ и государств Балтии.

 

Как нам представляется, миграционная политика должна стать  сферой активного сотрудничества между  всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными  государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит  от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться  сотрудничество между расширяющимся  Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.

 

 

 

2.3 Международно-правовые  основы международной миграции  рабочей силы

 

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей  силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют  либеральный характер. Однако и здесь  имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет  гражданам стран – членов ЕС право  поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

 

Междунардные правовые нормы по вопросам миграции:

 

• Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г.

 

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят в 1966 г.

 

• Международная конвенция  о защите прав всех работников-мигрантов  и членов их семей, принята в 1990 г.

 

• Конвенция МОТ (пересмотренная) о работниках-мигрантах, принята  в 1949 г.

 

• Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении  работникам-мигрантам равенства  возможностей и обращения, принята  в 1975 г.

 

Процессы международной  трудовой миграции регулируются как  государством, так и международно-правовыми  актами. В основе регулирования этого  процесса лежат две противоположные  тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует  от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять  разного рода запреты и ограничения.

 

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор  места жительства и работы как  основополагающее право человека[21]. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных  и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

 

Российские власти также  используют определенные меры для регулирования  въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и  использовании в Российской Федерации  иностранной рабочей силы[22]. В  нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов  на территории России. Это дало государству  определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

 

Разрешение на привлечение  рабочей силы из-за рубежа может  выдаваться российским юридическим  лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек[23]. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.

 

К сожалению, регулирование  миграции в рассматриваемых странах  отличается низкой эффективностью, что  связано с отсутствием четкой концепции миграционной политики, часто  происходящими структурными реорганизациями  государственных ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих  лиц, с неповоротливостью и частичной  коррумпированностью бюрократического аппарата, отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. Важным дополнительным фактором в этом списке является также недостаточно тесное сотрудничество между правоохранительными  органами и миграционными службами государств бывшего СССР и их коллегами  из соседних стран, в частности, в  борьбе с незаконной миграцией.

 

Неразвитое и не адекватное реалиям национальное законодательство искусственно сужает легитимное поле для законной миграции и соответственно расширяет масштабы незаконной миграции. Однако, миграционное законодательство развивается не в вакууме. Оно является проявлением официальной миграционной политики. В России, например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже более десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этом отношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас к ужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничного контроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такая жесткость может быть оправдана. Однако, если она будет направлена на ограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства в Россию, она может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом, экономическим и демографическим интересам).

Информация о работе Трудовая миграция в РФ