Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:52, контрольная работа
В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Определение мотивации………………………………………………………4
3. Мотивация как процесс……………………………………………………….4
4. Теории мотивации:
0. Теория мотивации по А. Маслоу…………………………………………6
0. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда………………………………7
0. Теория Ф. Херцберга………………………………………………………8
0. Теория ожиданий В. Врума……………………………………………….10
0. Теория справедливости…………………………………………………...11
0. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………….11
0. Теория Выгодского………………………………………………………12
0. Теория мотивации Дугласа Макгрегора. ………………………………13
5. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении…………………………………………………………………....14
6. Заключение…………………………………………………………………...20
7. Список литературы…………………………………………………………...22
Херцберг сделал ряд выводов:
Модель
Херцберга отличается от многих мотивационных
теорий тем, что она отрицает простую
альтернативность в воздействии
различных мотивационных
Главный
практический вывод из теории Херцберга
заключается в том, что руководители
должны весьма осторожно подходить
к использованию различных
В качестве практических рекомендаций для менеджеров можно назвать следующие:
1. сотрудники
должны регулярно узнавать о
позитивных и негативных
2. им
необходимо создать условия
3. им
следует предоставить
4. они
должны нести определенную
5. они
должны иметь возможность
6. они должны отчитываться за работу на доверенном им участке.
Теория ожиданий В.
Врума. Согласно теории ожиданий не
только потребность является необходимым
условием мотивации человека для достижения
цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают,
что поведение сотрудников определяется
поведением руководителя, который при
определенных условиях стимулирует работу
сотрудника;
· сотрудника, который уверен, что при определенных
условиях ему будет выдано вознаграждение;
· сотрудника и руководителя, допускающих,
что при определенном улучшении качества
работы ему будет выдано определенное
вознаграждение; · сотрудника, который
сопоставляет размер вознаграждения
с суммой, которая необходима ему для удовлетворения
определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания
подчеркивается необходимость в преобладании
повышения качества труда и уверенности
в том, что это будет отмечено руководителем,
что позволяет ему реально удовлетворить
свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать
вывод, что работник должен иметь такие
потребности, которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в результате предполагаемых
вознаграждений. А руководитель должен
давать такие поощрения, которые могут
удовлетворить ожидаемую потребность
работника. Например, в ряде коммерческих
структур вознаграждение выделяют в виде
определенных товаров, заведомо зная,
что работник в них нуждается.
Теория
справедливости. Согласно этой теории
эффективность мотивации оценивается
работником не по определенной группе
факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений,
выданных другим работникам, работающим
в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает
свой размер поощрения по сравнению с
поощрениями других сотрудников. При этом
он учитывает условия в которых работают
он и другие сотрудники. Например один
работает на новом оборудовании, а другой-
на старом, у одного было одно качества
заготовок, а другого - другое. Или например
руководитель не обеспечивает сотрудника
той работой, которая соответствует его
квалификации. Или отсутствовал доступ
к информации, необходимой для выполнения
работы, и т.д.
Теория
мотивации Л. Портера -
Э. Лоулера. Эта теория построена на
сочетании элементов теории ожиданий
и теории справедливости. Суть ее в том,
что введены соотношения между вознаграждением
и достигнутыми результатами. Л.
Портер и Э. Лоулер ввели три переменные,
которые влияют на размер вознаграждения:
затраченные усилия, личностные качества
человека и его способности и осознание
своей роли в процессе труда. Элементы
теории ожидания здесь проявляются в том,
что работник оценивает вознаграждение
в соответствии с затраченными усилиями
и верит в то, что это вознаграждение будет
адекватно затраченным им усилиям. Элементы
теории справедливости проявляются в
том, что люди имеют собственное суждение
по поводу правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками и соответственно и степень
удовлетворения. Отсюда важный вывод о
том, что именно результаты труда являются
причиной удовлетворения сотрудника,
а не наоборот. Согласно такой теории результативность
должна неукоснительно повышаться.
Теория
Л.С. Выгодского.
Среди отечественных ученых наибольших
успехов в разработке теории мотивации
достигли Л.С. Выгодский и его ученики
А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали
проблемы психологии на примере педагогической
деятельности, производственные проблемы
они не рассматривали. Именно по этой
причине их работы не получили дальнейшего
развития. По моему мнению, все основные
положения теории Выгодского подходят
и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает,
что в психике человека имеются два параллельных
уровня развития - высший и низший, которые
и определяют высокие и низкие потребности
человека и развиваются параллельно. Это
означает, что удовлетворение потребностей
одного уровня с помощью средств другого
невозможно.
Например, если в определенный
момент времени человеку
требуется удовлетворение в первую очередь
низших потребностей, срабатывает материальное
стимулирование. В таком случае реализовать
высшие потребности человека можно только
нематериальным путем. Л.С.Выгодский сделал
вывод о том, что высшие и низшие потребности
развиваясь параллельно и самостоятельно,
совокупно управляют поведением человека
и его деятельностью.
По всему мнению, эта
теория более прогрессивна, чем любая
другая. Однако она не учитывает высшие
проблемные потребности человека.
Исходя из системного представления
человеческой деятельности, можно утверждать,
что человек принимает решения на уровне
регулирования, адаптации и самоорганизации.
Соответвественно и потребности должны
быть реализованы на каждом из указанных
уровней одновременно. Можно утверждать,
что низшие, высшие и самые высшие потребности
развиваются параллельно и совокупно
и управляются поведением человека на
всех уровнях его организации, т. е. существует
тройственный характер удовлетворения
потребностей через материальное и нематериальное
стимулирование.
Теория мотивации
Дугласа Макгрегора. Дуглас Макгрегор
проанализировал деятельность исполнителя
на рабочем месте и выявил, что управляющий
может контролировать следующие параметры,
определяющие действия исполнителя· задания,
которые получает подчиненный;
· качество выполнения задания;
· время получения задания;
· ожидаемое время выполнения задачи;
· средства, имеющиеся для выполнения задачи;
· коллектив, в котором работает подчиненный;
· инструкции, полученные подчиненным;
· убеждение подчиненного в посильности задачи;
· убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
· размер вознаграждения за проведенную работу;
· уровень
вовлечения подчиненного в круг проблем,
связанных с работой.
Все эти факторы
зависят от руководителя и, в то же время,
в той или иной мере влияют на работника,
определяют качество и интенсивность
его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу,
что на основе этих факторов возможно
применить два различных подхода к управлению,
которые он назвал “Теория X” и “Теория
Y”.
“Теория X” воплощает чисто авторитарный
стиль управления, характеризуется существенной
централизацией власти, жестким контролем
по перечисленным выше факторам.
“Теория
Y” соответствует
Обе теории имеют равное право на существование,
но, в силу своей полярности, в чистом виде
на практике не встречаются. Как правило
в реальной жизни имеет место комбинация
различных стилей управления.
Эти теории оказали сильное влияние на
развитие управленческой теории в целом.
Ссылки на них сегодня можно встретить
во многих практических пособиях по управлению
персоналом предприятия, мотивации подчиненных.
Теории Макгрегора были разработаны применительно
к отдельно взятому человеку. Дальнейшее
совершенствование подходов к управлению
было связано с тем развитием организации
как системы открытого типа,
а также была рассмотрена работа человека
в коллективе. Это привело к концепции
целостного подхода к управлению, т.е.
необходимости учета всей совокупности
производственных и социальных проблем.
Так Уильям Оучи предложил свое понимание
этого вопроса, получившее название “Теория
Z” и “Теория A”, чему в большой степени
способствовали отличия в управлении,
соответственно, в японской и американской
экономиках.
Оучи отмечает непропорциональное внимание
к технике и технологии в ущерб человеческому
фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась
на принципах доверия, пожизненного найма(как
внимание к человеку) и групповом методе
принятия решений, что дает еще и прочную
связь между людьми, более устойчивое
их положение.
Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении
Однако ошибочно будет
полагать, что приведенные выше мотивационные
модели безупречны и их нельзя подвергнуть
критике за имеющиеся в них недостатки
в теоретическом и практическом аспектах.
Так, Дж. О'Шонесси со ссылкой на А. Портера
приходит к выводу и утверждает, что, например,
модель Маслоу имеет следующие недостатки:
1. Категории Маслоу непригодны для решения практических задач. Мы не возможно безоговорочно объяснить наблюдаемое поведение тем или иным мотивом. Отсюда, рассматривая иерархию Маслоу в качестве гипотезы, трудно уяснить, какие наблюдения необходимо провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое замечание относится ко всем видам мотивов. Мотив не всегда может быть логически выведен из поведения, так как между ними нет однозначного соответствия: один мотив может быть удовлетворен различными действиями. Так, поведение согласованное и поведение конкурирующее могут вызываться одним и тем же мотивом.
2. Можно
указать на поведение, которое не согласуется
с теорией Маслоу. Так, предполагая, что
долг принадлежит одному из высших уровней,
иерархия игнорирует тот факт, что люди
готовы умереть, выполняя долг, и часто
ставят гордость выше безопасности или
физиологической потребности.
3. Хотя данная иерархия имеет вид модели
процесса, механизм перехода с одного
уровня на другой не раскрывается.
Теорию
иерархии, возможно, лучше всего
рассматривать как организующую
концепцию, а в известном смысле
ее расплывчатость способствовали широкому
признанию этой теории. Есть основания
считать, что подобные иерархии потребностей
действуют среди рабочих и среди
руководящих работников и что у последних
потребности в уважении и самовыражении
часто не удовлетворены.
Критический взгляд Дж. О'Шонесси и Л. Портера
на мотивационную модель Маслоу касается
лишь теоретических и методологических
аспектов и в отрыве от производственного
процесса и поведения человека в процессе
труда. Зачем, например, люди должны, работая
на производстве, жертвовать своей жизнью
ради выполнения своего долга. В таких
условиях человек часто оказывается под
воздействием или несовершенства технологического
процесса, или недостаточного внимания
со стороны руководителя предприятия,
стремящегося к экономии затрат на создание
комфортных условий, ставя работника в
экстремальные условия.
Не осталась вне критики и мотивационная
модель Д. Макклеланда, который начал с
исследования не того, как человек действует,
а того, как он мыслит. При этом Макклеланд
использует так называемую проектную
методику, основанную на том, что испытуемый
словами описывает показываемый ему рисунок.
Основная предпосылка заключается в том,
что чем более двусмысленным, неясным
является рисунок, тем с большей степенью
вероятности в рассказе испытуемого проявятся
(спроецируются) его мотивы. Макклеланд
утверждает, что мысли, выраженные в таких
рассказах, можно сгруппировать так, что
они выразят три категории человеческих
мотивов. Это потребности в аффилиации
(стремление к принадлежности), во власти,
в успехе или достижении целей.
Потребность в достижении целей может
быть связана с несколькими потребностями
в иерархии Маслоу; по существу, это потребность
делать что-либо (то, в чем индивид сравнивает
себя с другими) лучше, чем делалось раньше.
Макклеланд утверждает, что руководителю,
для того чтобы быть лидером, следует иметь
высокую потребность в достижении целей.
Она характерна для тех руководителей,
которые предпочитают работать в одиночку.
Высокая потребность в дружеских отношениях,
близости и взаимопонимании может в некоторых
случаях приводить к неэффективности
работника, вызываемой боязнью ухудшить
отношения. Отдельные авторы считают,
что руководитель должен подбирать работу
для подчиненных, учитывая мотивацию последних.
Существует мнение, однако, что этого еще
недостаточно для высокой эффективности,
что система вознаграждения (или компенсации)
должна быть разработана с участием вознаграждаемых
и рассматриваться в непосредственной
связи с эффективностью труда.
Хотя модель Макклеланда
может быть использована для улучшения
организационного климата, составной
частью которого является мотивация персонала,
в его теории можно оспаривать многое,
в том числе методологию исследования
и слишком упрощенную классификацию мотивов.
К сказанному можно добавить, что сегодня
нет такой мотивационной модели, которую
нельзя подвергнуть критике, каждая из
них имеет свои плюсы и минусы, и это естественный
процесс. Нельзя, конечно, полностью отрицать
и отмеченные выше недостатки модели Д.
Макклеланда.
Также подвергается критическому анализу и двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, которая отнесена к категории "мотивационно-гигиенической" и базируется на результатах исследования, в ходе которых осуществлялось выявление факторов, положительно и отрицательно влияющих на отношение человека в процессе труда. Ф. Герцберг сделал главный вывод, который положен в основу мотивационной модели, "что людям присущи два вида потребностей: избежать страданий и психологического роста".
В мотивационной модели Ф. Герцберга отмечают три основных недостатка:
1. Данный подход на первый взгляд напоминает несколько видоизмененный гедонизм (искать удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия заменено самовыражением. Традиционное возражение гедонизму (например, то, что мы не можем непосредственно искать удовольствий или избегать огорчений, а можем лишь искать курс действий, следствием которого явились бы огорчения или удовольствия) представляется в данном случае менее уместным, так Герцберг точно определяет те условия, которые вызывают "страдания" или "психологический рост".
2. Кинг
утверждает, что полемика по поводу двухфакторной
теории Герцберга во многом вызвана недостаточно
четкими формулировками автора. По мнению
Кинга, наиболее вероятная версия такова:
"Все мотиваторы, вместе взятые, вносят
большой вклад в удовлетворение работой,
чем совокупность гигиенических факторов,
а все гигиенические факторы, вместе взятые,
вносят больший вклад в неудовлетворенность
работой, чем совокупность мотиваторов".
3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс указывают
на то, что доказательства, применявшиеся
для обоснования предпосылки "удовлетворение
ведет к действию", не являлись экспериментальными.
Дж.
О'Шонесси, проводя дальнейший анализ
мотивационных моделей, довольно детально
рассмотрел теорию "Х" и теорию
"У" Макгрегора.
Многое из теории и практики управления
Макгрегор считал отражением взгляда
на человека, характерного для теории
"Х", а именно:
1. Средний
человек от природы ленив - он работает
как можно меньше.
2. Ему не достает честолюбия, он не любит
ответственности, предпочитает чтобы
им руководили.
3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации.
4. Он от природы противится переменам.