Теории мотивации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Определение мотивации………………………………………………………4
3. Мотивация как процесс……………………………………………………….4
4. Теории мотивации:
0. Теория мотивации по А. Маслоу…………………………………………6
0. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда………………………………7
0. Теория Ф. Херцберга………………………………………………………8
0. Теория ожиданий В. Врума……………………………………………….10
0. Теория справедливости…………………………………………………...11
0. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………….11
0. Теория Выгодского………………………………………………………12
0. Теория мотивации Дугласа Макгрегора. ………………………………13
5. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении…………………………………………………………………....14
6. Заключение…………………………………………………………………...20
7. Список литературы…………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Контрол. по Организац повед.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………..3
  2. Определение мотивации………………………………………………………4
  3. Мотивация как процесс……………………………………………………….4
  4. Теории мотивации:
  5. Теория  мотивации по А. Маслоу…………………………………………6
  6. Теория  мотивации Дэвида Мак Клелланда………………………………7
  7. Теория  Ф. Херцберга………………………………………………………8
  8. Теория  ожиданий В. Врума……………………………………………….10
  9. Теория  справедливости…………………………………………………...11
  10. Теория  мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………….11
  11. Теория   Выгодского………………………………………………………12
  12.  Теория  мотивации Дугласа Макгрегора. ………………………………13
  13. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении…………………………………………………………………....14
  14. Заключение…………………………………………………………………...20

     7.  Список литературы…………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     
      
В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда.

    В общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Поэтому руководители, которые хотят добиться эффективной деятельности своих подчиненных, не должны забывать о наличии стимулов для работников.  
В своем реферате я постараюсь раскрыть суть понятия «мотивация», рассмотреть основные западные теории мотивации труда, показать, что мотивация трудовой деятельности заключается не только в материальном вознаграждении работников, но и скрывается в других методах и приемах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определение мотивации

     
        В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При  
этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

    Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

     
Мотивация как процесс.
 
 

    Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть  представлена в  виде  шести  следующих стадий.

    Первая  стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. А.Маслоу (Маслов) делит их на условные пять групп:  

    
  1. Физиологические потребности
  2. Потребности в безопасности
  3. Социальные потребности
  4. Потребности в уважении
  5. Потребности в самореализации                                  

    Вторая  стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

    Третья  стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:                         

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;                     
  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;                     
  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;                          
  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

    Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.                                    

    Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.                                               

    Шестая  стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. 

Теории  мотивации 

    Существуют  два подхода к изучению теорий мотивации. 
Первый  подход  основывается  на  исследовании содержательной  стороны  теории мотивации.  Такие  теории  базируются  на изучении  потребностей  человека, которые  и  являются основными  мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам  такого  подхода  можно  отнести   американских психологов  Абрахама  Маслоу, Фредерика  Герцберга и  Дэвида  Мак    Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.  

                       
       Теория мотивации  по  А.  Маслоу.  Первая  из рассматриваемых теорий  называется иерархией  потребностей Маслоу.  Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Это  более ранняя теория. Ее сторонники, в  том числе  и Абрахам  Маслоу, считали, что предметом психологии является  поведение, а  не сознание  человека. В  основе же  поведения лежат  потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:                     
·        физиологические   потребности,   необходимые   для   выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

·        потребности  в  безопасности  и  уверенности  в  будущем -    защита  от физических  и других  опасностей со  стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,    
·        социальные  потребности  -  необходимость  в  социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;

·        потребности   в  уважении,   в  признании   окружающих  и стремлении к личным достижениям,

·        потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные.   

    Согласно  теории Маслоу, все эти потребности  можно расположить в строгой  иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. 
       Смысл такого иерархического построения заключается в  том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.         
       Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.                                 
       Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

 
       Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления  значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных  решений  и  нести  за них  персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить  о честолюбии,  но  и показывать  умение человека  успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию  -  его  способность  быть  неформальным  лидером, иметь свое  собственное мнение  и уметь  убеждать окружающих  в его правильности.           Согласно теории Мак Клелланда люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою  потребность и  могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

    Управлять такими  потребностями можно,  подготавливая работников к переходу по иерархии на  новые должности  с помощью  их  аттестации, направления  на курсы  повышения квалификации  и  т.д.  Такие  люди  имеют  широкий круг  общения и стремятся  его расширить.  Их руководители  должны способствовать этому.

    Второй   подход  к  мотивации  базируется  на процессуальных теориях. Здесь говорится о  распределении усилий  работников и выборе  определенного  вида  поведения  для  достижения конкретных целей.  К таким  теориям относятся  теория ожиданий, или модель мотивации  по В.  Вруму, теория  справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.   

    Теория  Ф. Херцберга

       Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала теория двух факторов Ф. Херцберга. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавали два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».

    В результате исследования отчетливо  выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию  труда. Первую группу факторов Херцберг назвал гигиеническими факторами, вторую – мотиваторами. Термин «гигиена» употребляется здесь как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом.

    При улучшении гигиенических факторов неудовлетворенность не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физические условия труда.

    Вторую  группу факторов составляют мотиваторы, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений. К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты. Для того чтобы не появилась неудовлетворенность, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.

Информация о работе Теории мотивации труда