Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:40, курсовая работа
Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом пpотивоpечивую, но исторически неизбежную и необратимую пеpестpойку. В социально-политической жизни - это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Очень важны эти изменения в организации.
Введение
1. Понятие социальной структуры организации.
2. Параметры социальной структуры организации.
2.1. Сложность структуры организации.
2.2. Степень формализации структуры организации.
2.3. Степень централизации.
3. Понятие «культуры организации».
4. Основные факторы, определяющие существующую культуру организации.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
Содержание
Введение
1. Понятие социальной структуры организации.
2. Параметры социальной структуры организации.
2.1. Сложность структуры организации.
2.2. Степень формализации структуры организации.
2.3. Степень централизации.
3. Понятие «культуры организации».
4. Основные факторы, определяющие существующую культуру организации.
5. Заключение.
6. Список использованной
литературы.
Введение
Наше общество
осуществляет исключительно
Предметом исследования
в данной работе является социальная
структура и культура организации.
Нормативная
и фактическая структуры
Нормативная структура включает в себя ценности - критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки социальных норм окружающей среды, нормы - управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации, и ролевые ожидания. Роли определяют вклад члена организации в общую деятельность в зависимости от позиции, занимаемой им в организации.
Фактический порядок можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что здесь на первый план выступают личностные качества членов организации и их взаимные оценки этих качеств. В соответствии с известной теорией американского ученого Дж. Xоманса поведенческая структура состоит из действий, взаимодействий и сентиментов, не регламентированных нормами и правилами. Действия и взаимодействия членов организации здесь во многом зависят от сентиментов - первичной формы взаимной избирательности членов организации. К сентиментам относятся позитивные и негативные чувства, выбор или отторжение окружающих людей, т.е. симпатии и антипатии, привязанность и неприязнь. В целом же поведенческая структура - это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нее в результате проявления личностных чувств, предпочтений, симпатий и интересов.
Таким образом,
социальная структура - это система
упорядоченных определенным образом
позиций членов организации, включающая
в себя совокупность взаимосвязанных
ролей, упорядоченных взаимоотношений
между членами организации, в
первую очередь отношений власти
и подчинения. Эти отношения могут
изменяться вследствие изменения целей,
в ходе обмена ресурсами и изменения
характера их использования. Именно
последний вид изменений
Сложность считается одним из самых основных параметров структуры и в свою очередь определяется двумя параметрами - дифференциацией и интеграцией. Дифференциация - наиболее важный показатель сложности организации - характеризует разнородность организации, ее многофункциональность, различия в достигаемых целях. По мнению американского исследователя организаций X. Хендрика, существуют три основных типа дифференциации .
1. Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений.
а) разделение по функциям - наиболее распространенная основа для дифференциации.
б) разделение по числу работников представляет собой простейший способ группировки внутри организации.
в) разделение по виду производимого продукта или услуги наиболее эффективно при осуществлении управленческого процесса в крупных организациях.
г) разделение по типу клиентуры является наиболее эффективной основой для организационной деятельности с точки зрения эргономики.
д) разделение по технологическому процессу возможно в тех случаях, когда технологический процесс состоит из ряда достаточно самостоятельных технологических комплексов, образующих самостоятельные производства.
Требования горизонтальной дифференциации накладывают отпечаток на поведение членов организации. Обычно наблюдается следующее явление: чем больше горизонтальная дифференциация, тем меньше сплоченность организации, больше трудностей в управлении организацией, ниже уровень интеграции.
2. Вертикальная дифференциация говорит о глубине организационной иерархии в организации и обычно характеризуется количеством уровней управления в организационной структуре, следовательно, является показателем степени и характера контроля за действиями подчиненных со стороны руководителей. Высокая степень вертикальной дифференциации свидетельствует о стремлении руководства организации к минимизации числа подчиненных у руководителей низового звена и к созданию большого количества уровней контроля. Низкая степень вертикальной дифференциации характерна для небольших организаций, а в крупных организациях служит показателем слабого управленческого контроля, рассчитанного в основном на самоконтроль со стороны исполнителей.
Степень вертикальной дифференциации определяется показателем, который в теории организации носит название «объем управления» и равен числу подчиненных, находящихся в непосредственном подчинении у руководителя. Объем управления закладывается при проектировании организаций и зависит прежде всего от степени зрелости подчиненных (степени профессионализма и желания выполнять порученные им задания) и необходимости проведения управленческого контроля . Объем управления может быть значительно увеличен в случае повышения зрелости членов коллектива. При этом глубокий и всесторонний контроль оказывается ненужным, благодаря чему сокращается число руководителей в организации и уменьшается количество уровней управления, а следовательно, издержки на управление. Ясно, что любая организация должна стремиться к росту зрелости своих сотрудников путем повышения профессионализма и создания эффективных систем их мотивации.
3.Пространственная
1) количество географических точек, где располагаются производства и службы организации;
2) среднее расстояние между расположенными по отдельности подразделениями организации;
3) численность работников,
занятых в отдельно расположенных подразделениях,
по сравнению с численностью административно-
Интеграция - второй
показатель сложности структуры
организации - характеризует степень
взаимосвязанности между
1. Количество взаимосвязей между
отдельными структурными
2. Нормативная основа
3. Характер интеграционных
связей представляет собой
· интеграция на основе отношений власти и подчинения;
· интеграция на основе материальной взаимозависимости;
· интеграция на основе следования единым нормам (культурная интеграция);
· интеграция на основе обмена информацией;
· интеграция на основе неформальных отношений (уважения, духовной близости, родства, признания заслуг и т.д.).
Различают формальные и неформальные структуры. Между этими основными полюсами можно выделить промежуточные состояния, которые отражают степень формализации организационной структуры: полуформальные, неформальные, неформальные с наличием элементов формальных связей и др.
Формальная структура организации. Любая организация стремится к формализации своей структуры. Формальная структура организации представляет собой организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами. Условия жесткой стандартизации норм и отношений состоят в существовании следующих моментов:
· обязательного
для выполнения всеми участниками формального кодекса
· иерархической системы ролей и статусов, жестко закрепленных за членами организации;
· тщательно разработанной системы
· бюрократического аппарата для осуществления контроля и управления организацией и ее подразделениями;
· системы вертикальных коммуникаций, горизонтальные коммуникации слабо разработаны или отсутствуют.
Подобная структура представляет собой идеальную модель управления т.е. показывает, как организация должна работать, как следует выполнять работу. Такая структура применяется в основном для решения проблем управления.
Информация о работе Структура социальной и культурной организации