Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические основы стратегического управления персоналом и рассмотреть особенности его функционирования на выбранном объекте, для предложения рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
Из данных таблицы 1 видно, что объем финансирования ГБУ КО «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов №2» ежегодно увеличивается: в 2010г. по сравнению с 2009г. – на 15%, а в 2011г. по сравнению с 2009г. – на 31,7%, что является положительным моментом. Данное увеличение связано с увеличением запланированного до принятия бюджета на плановый период объема расходов (к примеру, на ремонт (текущий или капитальный), на приобретение оборудования), а также с увеличением расходов ввиду повышения рыночных цен на определенные услуги, к примеру, коммунальные. Наглядно динамика объема финансирования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика объема финансирования
Ежегодно увеличивается
Рисунок 2 – Динамика количество потребителей услуг
Такие показатели как средняя стоимость содержания одного чел., расходы на питание одного чел, расходы на лекарственные средства одного чел. зависят от общей суммы расходов, к примеру, запланированных средств на питание, и от количества человек, получающих социальные услуги. Поскольку численность получателей услуг ежегодно увеличивалась, то и сумма перечисленных расходов также увеличилась.
Из данных таблицы 1 видно, что не смотря на сокращение численности персонала, средняя заработная плата ежегодно незначительно увеличивается. Данная тенденция обусловлена тем, что в связи с нехваткой персонала сотрудники увеличивают число ставок, в связи с этим увеличивается их заработная плата, увеличивая тем самым общую сумму средней заработной платы по Учреждению.
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод, что наблюдается
положительная тенденция
2.2 Структура и динамика кадрового состава ГБУ КО «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов №2»
Структура кадрового состава ГБУ КО «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов №2» представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика структуры кадрового состава
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2009г. |
2010г. |
Абс. откл. |
Отн.. откл., % |
2011г. |
Абс. откл. |
Отн.. откл., % |
1 |
Численность работников, в том числе: |
чел. |
178 |
176 |
-2 |
98,9 |
174 |
-4 |
97,8 |
1.1 |
административно-управленческий персонал |
чел. |
8 |
8 |
0 |
100 |
8 |
0 |
100 |
1.2 |
медицинский персонал |
чел. |
109 |
107 |
-2 |
98,2 |
106 |
-3 |
97,3 |
1.3 |
прочий персонал |
чел. |
61 |
61 |
0 |
100 |
60 |
-1 |
98,4 |
Из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что в административно-управленческий персонал в структуре персонала ежегодно составляет около 4,6%, медицинский персонал – 61%, а прочий персонал – 34,4%.
Характеристика персонала ГБУ КО «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов №2» по образованию представлена на рисунке 4.
Рисунок 3 – Характеристика персонала по образованию
Из рисунка 3 видно, что всего 5% персонала имеет высшее образование, 39% - среднее общее образование, а 56% - среднее профессиональное образование. Из всего состава медицинского персонала всего 13% имеют высшую категорию, а 20% - первую категорию. Данная тенденция является отрицательной.
Следует обратить внимание и на стаж работы персонала в ГБУ КО «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов №2»: всего 1 % работников работает в Учреждении от 10 до 20 лет, 16% - от 5 до 10 лет и 83% - до 5 лет.
За период 2011года принято – 129 человек, уволено – 125 человек (таблица 6).
Таблица 3 – Динамика численности принятых и уволенных
Прибыло 2011год |
Убыло 2011год |
Прибыло 2010год |
Убыло 2010год | |
Врачи |
1 |
3 |
1 |
0 |
Средний медицинский персонал |
11 |
12 |
5 |
1 |
Младший медицинский персонал |
57 |
53 |
60 |
42 |
Прочие |
61 |
57 |
23 |
28 |
Всего |
129 |
125 |
89 |
71 |
Увольнение по собственному желанию (статья 77 пункт 3 части 1 Трудового Кодекса РФ) составило 90 человек; по соглашению сторон (статья 77 пункт 1 Трудового Кодекса РФ) – 28 человек; по истечению срока трудового договора (статья 77 пункт 2 Трудового Кодекса РФ) – 7 человек. Для укомплектованности Учреждения ежемесячно подаётся заявка в Центр занятости населения города Новокузнецка.
Динамика рабочей силы характеризуется следующими показателями: коэффициентом оборота по приему работников, коэффициентом оборота по выбытию работников, коэффициентом текучести кадров и коэффициентом постоянного состава. Рассчитаем данные коэффициенты за 2009-2011гг. и представим полученные результаты в виде таблицы (таблица 4).
Таблица 4 – Показатели, характеризующие динамику рабочей силы
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010г. |
2011г. |
Абс. откл. |
1 |
Коэффициент оборота по приему работников |
- |
0,5 |
0,7 |
0,2 |
2 |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
- |
0,4 |
0,7 |
0,3 |
3 |
Коэффициент текучести кадров |
- |
0,4 |
0,7 |
0,3 |
4 |
Коэффициент постоянного состава |
- |
1,1 |
1,0 |
-0,1 |
Коэффициент оборота по приему характеризует уровень вновь принятых на работу работников в отчетном периоде, определяется как отношение числа принятых на работу за отчетный период к среднесписочной численности работников по формуле:
где Коб.пр. – коэффициент оборота по приему;
Чр.пр. – количество работников, принятых за отчетный период;
Чср – среднесписочная численность работников.
Коэффициент оборота по выбытию
характеризует уровень
где Коб.выб. – коэффициент оборота по выбытию;
Чр.увол. – количество работников, уволенных по различным причинам за отчетный период;
Чср – среднесписочная численность работников.
Коэффициент текучести кадров определяется как отношение числа уволенных по собственному желанию, за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины (это увольнение называется текучестью кадров) к среднесписочному числу работников по формуле:
где Ктек.кадр. – коэффициент текучести кадров;
Чр.увол. – количество работников, уволенных по собственному желанию, за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины;
Чср – среднесписочная численность работников [25, с. 20-21].
Коэффициент постоянного состава определяется как отношение числа работников, состоящих в списке организации в течение периода, к среднесписочному числу работников по формуле:
где Кпост.сост. – коэффициент текучести кадров;
Чр. – число работников, состоящих в списке организации в течение периода;
Чср – среднесписочная численность работников [16, с. 30].
Из таблицы 7 видно, что коэффициенты, характеризующие динамику рабочей силы, в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличились, что является отрицательным моментом. Текучесть кадров в 2011г. составила 0,7х100% = 70%, что является негативным моментом, поскольку, по мнению авторов статей [23, 24] при рассмотрении вопроса о текучести кадров берется во внимание только повышенная текучесть кадров, составляющая более 5% в год.
Таким образом, процент текучести кадров в Учреждении в 14 раз выше нормативного значения. Текучесть работников играет большую роль в деятельности любого учреждения. Постоянные кадры, длительное время работающие в учреждении, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе. Для оказания квалифицированной медицинской помощи проживающим дома – интерната необходимо привлечь врачей узких специальностей.
2.3 Характеристика поведения персонала в ГБУ КО «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов №2»
Социальное обслуживание в Учреждении основывается на следующих принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) конфиденциальности;
6) профилактической направленности.
Социальное обслуживание соответствует государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Отметим основные государственные стандарты:
- ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг [10];
- ГОСТ Р 52143-2003. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг [11];
- ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения [8];
- ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания [9];
- ГОСТ Р 53058-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста [6];
- ГОСТ Р 53059-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам [7].
Внутренними документами, на которых основано управление поведением персонала в Учреждении, являются:
- Устав Государственного бюджетного учреждения Кемеровской области «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов № 2»;
- коллективный договор;
- Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения;
- Положение об оплате труда в Учреждении;
- должностные инструкции
В рассматриваемом Учреждении господствует авторитарная модель организационного поведения, поскольку:
- Учреждением на принципах
- административно-
- уровень заработной платы
Совокупность мотивов трудовой деятельности работников Учреждения представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Мотивы трудовой деятельности работников Учреждения
№ п/п |
Мотивы трудовой деятельности |
Описание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Мотивы приобретения |
Система оплаты труда работников Учреждения устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения профсоюза. Размер заработной платы не зависит от оценочных показателей трудовой деятельности, рассмотренных в первой главе. |
2 |
Мотивы удовлетворения |
Данный мотив в Учреждении базируется на получении положительных эмоций от процесса и результата труда. К примеру, при положительной оценке потребителями социально-бытового обслуживание или оказания медико-социальной помощи; при улучшении состояния потребителя (как физического, так и духовного). |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
3 |
Мотивы безопасности |
Данный мотив в Учреждении базируется на закрепленных государственными стандартами требованиях к трудовой деятельности, что определяет соответствующие стандартам формы поведения. |
4 |
Мотивы подчинения |
Мотив подчинения в Учреждении обусловлен организационной структурой управления: управление на принципе единоначалия. |
5 |
Мотивы энергосбережения |
В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] работники государственных учреждений при осуществлении трудовой деятельности должны соблюдать следующие принципы: 1) эффективное и рациональное
использование энергетических |
2) поддержка
и стимулирование 3) системность и комплексность
проведения мероприятий по 4) планирование энергосбережения
и повышения энергетической 5) использование энергетических
ресурсов с учетом ресурсных,
производственно- |
Информация о работе Стратегическое управление персоналом организации