Создание стратегических альянсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсового проекта рассмотреть особенности создания стратегических альянсов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты создания стратегических альянсов;
Проанализировать основные методы создания стратегических альянсов;
Рассмотреть стратегические альянсы, созданные “Toshiba”, “Мастерфайбр Альянс” и “Nestle”.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..…….3

1. Теоретические аспекты создания стратегических альянсов……...….5

2. Методы создания стратегических альянсов………………………….11

3. Примеры стратегических альянсов, созданных “Toshiba”, “Мастерфайбр Альянс”, “Nestle”.........................................................................20

Заключение..................................................................................................25

Список использованной литературы.........................................................26

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение………………………………………………………….…..…….3

     1. Теоретические аспекты создания  стратегических альянсов……...….5

     2. Методы создания стратегических  альянсов………………………….11

     3. Примеры стратегических альянсов, созданных “Toshiba”,      “Мастерфайбр Альянс”, “Nestle”.........................................................................20

     Заключение..................................................................................................25

     Список  использованной литературы.........................................................26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Данная  работа посвящена теме  «Создание стратегических альянсов». Актуальность исследований в данной области заключается в том, что за последнее десятилетие число стратегических альянсов значительно возросло. В среднем, каждая из 500 крупнейших всемирных компаний участвует в 60 крупных стратегических альянсах. Стратегические альянсы рассматриваются как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу, не всегда доступна, поскольку в конкурентной борьбе более перспективными являются  сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов. Создание стратегических альянсов (союзов) – одна из самых могущественных стратегий, обеспечивающих продвижение компаний по пути экономического процветания.

       Основная цель курсового проекта рассмотреть особенности создания стратегических альянсов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты создания стратегических альянсов;
  2. Проанализировать основные методы  создания стратегических альянсов;
  3. Рассмотреть стратегические альянсы, созданные “Toshiba”, “Мастерфайбр Альянс” и “Nestle”.

     Для написания данного курсового проекта использовалась литература по курсам: «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Международная экономика». Взаимосвязь вышеуказанных предметов объясняется сложностью и спецификой выбранной темы исследования. Особенно хотелось бы выделить монографию Ю. Иванова «Слияния, поглощения и разделения компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса». Автор монографии обобщил огромный объем теоретического материала и личный практический опыт в области трансформаций бизнеса. На основе анализа более 700 трансформаций в монографии рассмотрено большинство проблем, связанных со стратегией и тактикой слияний, поглощений и разделений компаний, включая такие малоизученные аспекты, как психология, практика использования гринмейла (финансового шантажа), а также реинжиниринг. Также использованы периодические издания: Бобина М. «Стратегические альянсы в глобальной экономике», Лапшин П.П. «Синергетический эффект при слияниях и поглощениях компаний, Пархоменко А.К. «Слияние и поглощение компаний: зарубежная российская теория и практика» (журнал «Менеджмент в России и за рубежом»).

     Структура и объем исследованиякурсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, изложен на 27 страницах. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты  создания стратегических  альянсов.

      Стратегический  альянс (союз) — это относительно новый термин, который  характеризует особый тип сотрудничества предприятий (организаций), в рамках которых они разделяют риски, объединяют свои сильные стороны и интегрируют бизнес функции для достижения взаимной выгоды [15, 463].

        До недавнего времени образование стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних размеров получали возможность наиболее успешно конкурировать с крупными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используются на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.

      В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу, не всегда доступна, поскольку более перспективными в конкурентной борьбе являются сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов [3, 109].

      Процесс образования стратегических альянсов потребовал их теоретического осмысления. Вместе с тем до настоящего времени  нет единства мнений относительно определения понятия «стратегический альянс (союз)», его сущности, характерных черт и перспектив дальнейшего развития.

      При попытке раскрыть суть стратегического  альянса возникает ряд проблем. Во-первых, необходимо осмыслить характер распределения имущественных прав участников стратегического альянса, поскольку на первый взгляд трудно понять, как равная собственность может быть альянсом и как в рамках последнего не используется отказ от элемента автономии для всех участников. Другими словами, если одно предприятие (фирма) купит другое, то последнее теряет свою самостоятельность, а следовательно, и неспособность к выходу из альянса. В стратегическом же альянсе все партнеры должны быть равноправны при выходе из него.

      Во-вторых, большинство исследователей не признают существования стратегических альянсов в других рыночных сферах, кроме рынка труда.

      В-третьих, в рамках стратегического альянса  предполагается равенство выгод, которое обеспечивается для всех его участников.

      С учетом необходимости решения названных выше проблем можно определить стратегический альянс как коалицию двух или более предприятий (организаций), создаваемую для достижения стратегически существенных целей, которые являются для них взаимовыгодными. Эти цели могут иметь политический и (или) экономический характер и быть достаточно гибкими.

      Вместе  с тем необходимо отметить, что  взаимная выгода отнюдь не подразумевает  равенства доходов, но все участники  альянса получают прибыль пропорционально  своему вкладу.

      Стратегические  альянсы имеют различное назначение и число участников. Однако следует определить минимальные критерии, способствующие формированию альянсов. В качестве таких критериев выступают:

      •    стратегически значимые цели деятельности;

      •    возможность получить взаимные (но не обязательно равные) выгоды участниками;

      •    возможность получения тех выгод, которые нельзя получить иным способом [15, 465].

     В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать:

     1) это соглашения о сотрудничестве  между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;

     2) этот тип хозяйственного объединения  основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

     3) в стратегический альянс могут  вступать не только поставщики  и клиенты, но и конкуренты, чтобы «победить» еще большую  компанию;

     4) в рамках стратегических союзов  осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

     5) стратегические альянсы создаются  на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

     6) альянс не является самостоятельным  юридическим лицом; 

     7) компании могут быть участниками  множества стратегических альянсов;

     8) стратегические альянсы достаточно  подвижны, свободны для партнеров,  более ориентированы в будущее,  уменьшают неясность и неопределенность  в отношениях партнеров, увеличивают  стабильность в обеспечении ресурсами  и распределении продукции и  услуг;

     9) альянсы создаются на определенный  срок, они распадаются, когда необходимость  в объединении отпадает;

     10) альянсы оказывают влияние на  конкуренцию: объединившиеся компании  направляют усилия в большей  степени против общих конкурентов,  чем против друг друга;  

     Выделяют  четыре разновидности стратегических альянсов:

     1. Альянсы с акционерным участием  в существующих предприятиях.

     2. Стратегические альянсы с созданием  новых компаний (совместных предприятий).

     3. Консорциумы для реализации инвестиционных проектов.

     4. Альянсы со слабой кооперацией. 

     С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно  можно разделить на три вида:

     1. Альянсы по реализации проектов  НИОКР. 

     2. Альянсы по организации совместного  производства.

     3. Альянсы по совместному освоению новых рынков.

     Наибольшее  распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее  время к этой группе относится  более половины всех стратегических союзов.

     Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

     1) достижение экономии на масштабах  производства;

     2) совместное использование производственных  мощностей; 

     3) объединение усилий в производстве  компонентов или сборке конечной  продукции; 

     4) снижение неопределенности и  усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;

     5) снижение рисков в деятельности;

     6) получение доступа на рынок,  где уже существуют сложившиеся  рыночные структуры и определенный  менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

     7) передача технологий, знаний и  ноу-хау, проведение совместных  исследований, обучение персонала; 

     8) совместная разработка и производство  технически сложных изделий (средств  коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).

     Во  многих альянсах наибольшая опасность  заключается в том, что участвующие  в них компании могут достаточно хорошо изучить операции других партнеров, скопировать порядок их действий и стать успешными конкурентами. Говоря о недостатках стратегических альянсов, следует отметить, что эффективная координация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая различную их мотивацию и порой противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры. Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами [4].

     Таким образом, для того, чтобы положительный  эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать следующие  моменты:

     1) партнер по стратегическому альянсу  должен быть совместимым с данной компанией;

     2) в рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации;

Информация о работе Создание стратегических альянсов