Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:39, курсовая работа
Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология.
1. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
1.1. Понятие организации………………………………………………............3
1.2. Общее представление о развитии социальной организации…………….7
2. Современное направление организации
2.1. Организация действий отдельной личности……………………………..9
2.2. Особенности современных предпринимательских организаций……...10
3. Теория организации
3.1. Теория организации…………………………………………………..…12
3.2. Организационная культура и ее составляющие…………………….…15
3.3 Современный подход к теории организации……………………….…18
4. Организация – как система
4.1. Системный подход и процесс организации……………….……….…20
4.2. Элементы предприятия…………………………………………………20
4.3. Взаимоотношения между элементами системы………………………20
4.4. Процессы информации и связи……………………………………..….21
4.5. Развитие и жизнеспособность……………………………………..……22
5. Заключение…………………………………………………………………………23
6. Список используемой литературы…………………………………………..……..25
Таблица
1. | |
Структурные принципы процесса | Принципы конечного результата |
Разделение труда | Справедливость
Порядок |
Единство цели и руководства | Дисциплина
Стабильность |
Соотношение
централизации и
децентрализации |
Вознаграждение персонала Инициатива |
Власть
Ответственность |
Единство команд |
Цель | Подчинение главному интересу |
Значительным
вкладом в развитие классической
теории явилась разработка бюрократической
теории, основы которой содержатся в трудах
Макса Вебера.
Бюрократическая структура делает возможным,
как считал Вебер, высокий уровень учета
результатов для руководства организации
и для тех, кто связан с ней. Чтобы извлечь
максимальную выгоду из бюрократической
формы, Вебер полагал, что организация
должна принять определенную стратегию
развития. Исследования Ренсиса Лайкерта
в Мичиганском университете показали,
что эффективные организации значительно
отличаются от неэффективных по ряду структурных
измерений. Согласно Лайкерту, эффективна
та организация, которая побуждает руководителя
сосредоточить главное внимание на стремлении
создать эффективную рабочую группу с
высокопроизводительными целями. Разработанная
Лайкертом «Система-4» предполагает, что
организация строится на человеческих
мотивациях, которые должны проявляться
через: процесс выдвижения целей, принятие
решений, контроль, децентрализацию.
Теория
административного поведения - Герберт
Саймон в своих работах исследовал
процессы влияния установленных целей
на рациональное поведение в организациях.
Критически относясь к теоретическим
обобщениям Тейлора и принципам управления
Файоля, он рассматривал поведение «делового
человека» (полностью информированного
о деятельности организации), которое
мотивировано личным интересом. Саймон
предложил концепцию административного
работника, который преследует собственные
интересы, но не всегда знает, каковы они.
Он осознает только несколько из всех
возможных вариантов действий и склонен
принять адекватное решение, а не оптимальное.
Универсальная теория формирования организаций
— так называемая теория Гласиер появилась
в результате осуществления долгосрочного
исследовательского проекта в конце 1940-х
годов в Гласиеровской металлической
компании в Лондоне. Теория Гласиер выделяет
сосуществование по меньшей мере четырех
подсистем в каждой организации. Каждая
из этих подсистем выполняет исключительные
функции в рамках организации, и в то же
время они частично пересекаются и взаимодействуют
друг с другом.
При
оптимальной исполнительной структуре
работа анализируется на каждом уровне
для определения нагрузки времени. Особое
внимание уделяется проблеме всестороннего
развития человеческих ресурсов. Отношение
к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу,
а не как к персонифицированным издержкам
производства становится едва ли не центральным
постулатом теории организации. Важное
значение придается проблеме доверия
— к системе управления, принимаемым решениям,
их исполнению, руководителям.
3.2. Организационная культура и ее составляющие;
Организационная
культура – это вид общей культуры,
и поэтому для нее характерно то, что и
для других видов культуры. Но это и
особый вид культуры. Особый - с точки зрения
специфичности предмета социокультурного
процесса – организации. Областью организационной
культуры является жизненный цикл организации.
Очень многие практики и теоретики, говоря
об организационной культуре, делают упор
на ее внешнюю сторону - на порядки, традиции,
на организационную символику. При этом
недооценивается тот факт, что носителями
организационной культуры являются люди,
работающие в организации. Именно в их
головах отражается тот порядок вещей,
те системы отношений и те образцы поведения,
которые складываются в организации в
силу тех или иных обстоятельств. Организационная
культура - это система убеждений, норм
поведения, установок и ценностей, которые
являются теми неписаными правилами, определяющими,
как должны работать и вести себя люди
в данной организации. При этом речь идет
об убеждениях и ценностях, которые в большей
или в меньшей степени разделяются подавляющим
большинством членов организации.
Характеристика организационной культуры охватывает:
- индивидуальную автономность - степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
- структуру - взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.
Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными.
Существующие теории различаются также по способу их разработки. Например, некоторые из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пытаются описывать «лучшую» организацию. В экономической литературе различают также теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют разработку общей теории формирования организаций. Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века, сгруппированы в табл. 2.
Последние
десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными
переменами в технологии, возрастающей
сложностью и наукоемкостью производства,
его глобализацией и распространением
современных информационных технологий,
дали новый мощный толчок теоретическим
обобщениям и прикладным научным исследованиям
в управлении.
Таблица 2.
Доминирующие факторы I половины XX века | Ориентация научных школ |
Отделение
управления от собственности
Рост крупных организаций Развитие наук о человеке Развитие точных наук Утверждение рыночных отношений |
Закономерности
и принципы построения организаций
Разделение труда, функций и ответственности Человеческие отношения, мотивы и стимулы Социальные системы |
Доминирующие факторы II половины XX века | Ориентация научных школ |
Революционные
перемены в технологии
Сложность и наукоемкость производства Глобализация производства и рынков Информационные технологии Многообразие потребительского спроса Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций |
Системный подход
к управлению
Организационный потенциал и культура Бихевиоризм Маркетинг Реинжиниринг Концепция внутренних рынков Теория институтов и институциональных изменений Теория альянсов Приоритет социальных целей и развития |
3.3. Современный подход к теории организации.
Традиционная теория организации обращала внимание главным образом на отдельные элементы организации и рассматривала методы, позволяющие разделить ее деятельность на отдельные задачи или рабочие операции. Она не уделяла достаточного внимания взаимным связям и интеграции деятельности элементов организации. Не продвинулась в этом направлении и неоклассическая теория, которая стремилась в традиционную механистическую модель организации включить человека с его мотивами, устремлениями, желаниями и ограничениями. Ни один из этих подходов не дает возможности создать интегрированную, системную модель организации.
Все большее внимание привлекает идея, что наиболее полезный путь к изучению орган\изаций состоит в том, чтобы рассматривать их как системы. Этот новый взгляд стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимозависимых частей и переменных, и рассматривает предприятие в целом как социальную систему, входящую в состав более широкой системы - общества. Этот взгляд отражен Парсонсом в его определении организации: “Представляется целесообразным определить организацию как социальную систему, которая организована для достижения определенной цели; достижение этой цели является одновременно исполнением одной из функций еще более широкой системы, а именно - общества”.
Современная теория организации и общая теория систем тесно связаны между собой, причем теория организации является самостоятельным элементом общей теории систем. Как теория систем, так и теория организации изучает общие свойства организации как единого целого.
Современная теория организации в различных аспектах рассматривает как каждую подсистему отдельно, так и их взаимоотношения. Традиционная теория управления организацией уделяла главное внимание иерархической пирамиде работ и задач, подчеркивая вертикальные связи в этой пирамиде. Современная теория управления, напротив, рассматривает всю систему как совокупность составляющих ее подсистем и различных элементов, взаимодействующих и связывающихся между собой. Здесь учитываются не только вертикальные, но также горизонтальные и пересекающиеся связи. В современной организации именно эти связи становятся исключительно важными. Функция горизонтальных связей состоит в упрощении решения проблем, возникающих вследствие разделения труда. Их природа и особенности определяются членами организации, которые имеют различные организационные подцели, но взаимозависимая деятельность которых требует “взаимосцепления”.
Традиционный подход к административной власти уделяет большое внимание некоторым видам отношений внутри организации, но не учитывает других, не менее важных. По современным представлениям о сущности административной власти взаимоотношения между руководителями и подчиненными являются результатом интеграции формальной структуры и процессов изменения. Голембиевский утверждает: “Взаимоотношения власти являются “интегрированными”, поскольку они включают в себя “традиционные”, “функциональные” и “поведенческие” взаимосвязанные элементы. Для практического применения указанного принципа “интегрированной” власти критическим моментом является улучшение согласования этих различных пересекающихся элементов так, чтобы они существенно усиливали друг друга” Таким образом, современная теория организации рассматривает систему и ее компоненты с различных точек зрения, уделяя особое внимание интеграции подсистем и процессов изменения.
Отдельные
компоненты предприятия объединяются
в жизнеспособную, эффективно действующую
систему с помощью функции
организации. Более сложные взаимоотношения
людей приводятся в порядок, в
систему в результате процесса организации.
Таким образом, принципы организации
приобретают жизненно важное значение
для системного подхода. Функция организации
является основным средством, или “связующим
посредником”, с помощью которого отдельные
трудовые и материальные ресурсы соединяются
вместе, чтобы образовать интегрированную,
работоспособную систему.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ – КАК СИСТЕМА
4.1. Системный подход и процесс организации
Функция
руководства в современных
За
последние десятилетия по мере роста
специализации, размеров и сложности организаций
быстро увеличивалось значение проблемы
интеграции, и эта проблема в будущем окажется
еще более важной. Для применения системного
подхода к анализу функций организации
мы должны рассмотреть ряд принципов и
понятий.
Информация о работе Современные направления взглядов на сущность и структур организации