Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
А Целью данной работы является изучить структуру управления , действующей на предприятии общественного питания трактир «Печки-Лавочки».
Предмет исследования является структура управления предприятия.
Исходя из данной цели в курсовой работе были поставлены следующ
ВВЕДЕНИЕ 3
Организационная структура управления предприятием 5
1.1 Основные типы организационных структур управления 5
1.2 Основные виды организационных структур управления 8
1.2.1 Линейная организационная структура 8
1.2.2 Функциональная организационная структура 10
1.2.3 Линейно-функциональная организационная структура 11
1.2.4 Дивизиональная организационная структура 12
1.2.5 Проектная организационная структура 14
1.2.6 Матричная организационная структура 16
1.3 Проектирование организационных структур управления 18
Анализ организационной структуры управления предприятием 21
2.1 Характеристика предприятия 21
2.2 Анализ организационной структуры управления 24
2.2.1 Описание организационной структуры управления 24
2.2.2 Функциональные обязанности сотрудников предприятия 25
2.2.3 Недостатки представленной организационной структуры 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для данной структуры
свойственны следующие
сокращение звеньев согласования;
уменьшение дублирования работ;
Характерные недостатки:
неоднозначное распределение ответственности и полномочий;
затруднённая коммуникация;
длительная процедура принятия решений;
возникновение конфликтов между директивами разных функциональных руководителей.
Линейно-функциональная
или штабная структура
В такой структуре линейный руководитель осуществляет линейное воздействие на подчиненных, а основная роль штабов состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу только после подписания их линейным руководителем.
Эта структура имеет следующие преимущества:
обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;
позволяет точно определить места принятия решений;
способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.
Недостатки:
структура негибкая и с трудом реагирует на изменения;
образование специфических для функциональных подразделений звеньев затрудняет горизонтальное согласование.
Дивизиональная структура
— структура, основанная на выделении
крупных автономных производственно-хозяйственных
подразделений (отделений, дивизионов)
и соответствующих им уровней
управления с предоставлением этим
подразделениям оперативно-производственной
самостоятельности и с
Под отделением (дивизионом)
подразумевается
Дивизиональный подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, счет чего существенно возрастает скорость адаптации производства к факторам внешней среды.
Различные типы дивизиональной
структуры имеют одну и ту же цель
— обеспечить более эффективную
реакцию предприятия на тот или
иной фактор окружающей среды. Структуризация
компании по отделениям (дивизионам) производится,
как правило, по одному из трех принципов:
по продуктовому, с учетом особенностей
выпускаемой продукции или
Продуктовая структура
позволяет легко справиться с
разработкой новых видов
Таким образом, выбор типа дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих трех факторов наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов предприятия и достижения его целей.
Для дивизиональной структуры управления предприятием характерны следующие преимущества:
ускоренная реакция
возможность уделить больше внимания конкретному продукту, потребителю или региону;
освобождение высшего руководящего состава от оперативного управления в пользу стратегического;
развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений.
К числу недостатков такой структуры можно отнести:
рост иерархичности;
дублирование функций управления на разных уровнях;
рост затрат на содержание управленческого персонала.
Под проектной структурой
управления понимается временная структура,
создаваемая для решения
Проектные структуры
в компании, как правило, применяются,
когда возникает необходимость
разработать и осуществить
В качестве важнейших преимуществ такого вида структур управления можно назвать:
К недостаткам проектной структуры управления можно отнести следующее:
Чисто проектные структуры,
как правило, используются для решения
крупномасштабных задач. В случае менее
крупных проектов затраты на дублирование
уже существующих в компании служб
в проектной структуре
Матричная организационная структура
Другим, более сложным
представителем адаптивного типа структур,
является матричная структура —
структура органов управления, построенная
на принципе двойного подчинения исполнителей
— непосредственному
В такой структуре полномочия руководителя проекта могут варьироваться от полной власти над всеми деталями проекта до простых канцелярских полномочий. Руководитель проекта контролирует работу всех отделов над данным проектом, руководители функциональных отделов — работу своего отдела (и его подразделений) над всеми проектами. В связи с этим, отличительной чертой организационной структуры управления матричного вида является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. Важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.
Матричная структура
чаще всего представляет собой наложение
проектной структуры на линейно-функциональную
структуру управления, постоянную для
данной компании. Порой такого вида
структура образуется в результате
постепенной модификации
Основополагающим принципом
в матричном подходе к
Для матричных структур управления характерны следующие преимущества:
быстрое реагирование на изменения внешней среды;
высококачественные результаты одновременно по большому количеству проектов, программ, продуктов;
усиление взаимосвязи между задействованными в проекте подразделениями компании;
усиление личной ответственности
каждого конкретного
гибкое перераспределение кадров в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта;
сокращение нагрузки на высший эшелон власти путем передачи полномочий принятия решений на руководителей среднего звена при сохранении единства координации.
Приведем перечень недостатков матричных структур, в него входят следующие негативные элементы:
сложность матричной структуры для внедрения и эксплуатации;
зависимость успеха от личных
взаимоотношений между
постоянная борьба за власть, связанная с нечетким разделением полномочий;
чрезмерные накладные расходы в связи с содержанием большего количества руководителей;
частичное дублирование функций;
несвоевременное принятие управленческих решений;
групповое принятие решений.
В настоящее время
организационная структура
Вопросы формирования эффективной
структуры управления в настоящее
время становятся все более актуальными.
Сегодня широко признается, что на
определенном этапе развития фирмы
ее организационная структура
В теории управления нет общепризнанной методики, позволяющей создать рациональную организационную структуру, в связи с этим можно предложить следующий план реструктуризации, созданный на основании различных изученных источников [2, с.266; 6]:
следует установить функциональные обязанности всех звеньев оргструктуры, определить характер подчиненности и соподчиненности;
выявить недостатки данной структуры, требующие устранения;
провести дифференциацию работ, необходимых для производства. При этом следует выяснить, какой тип оргструктуры управления является оптимальным для выполнения данных работ;
разгруппировать работы по принципу, установленному выбранной оргструктурой (по функциям, по потребителю, по территориальному принципу и т.д.);
установить функциональные обязанности сотрудников, определить иерархию, характер подчинения, соподчинения;
детально разработать структуру управления.
Существуют следующие принципы формирования рациональной организационной структуры фирмы, обеспечивающие эффективное управление и успешную реализацию поставленных целей. К ним относятся:
ясность структуры управления — каждый сотрудник должен четко знать свое место в структуре предприятия и понимать как его задача сопряжена с общей задачей предприятия;
экономичность — аппарат управления должен быть максимально компактным, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций. Организационная структура управления призвана способствовать самоконтролю и мотивации. Дублирование работ должно быть исключено;
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления