Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
А Целью данной работы является изучить структуру управления , действующей на предприятии общественного питания трактир «Печки-Лавочки».
Предмет исследования является структура управления предприятия.
Исходя из данной цели в курсовой работе были поставлены следующ
ВВЕДЕНИЕ 3
Организационная структура управления предприятием 5
1.1 Основные типы организационных структур управления 5
1.2 Основные виды организационных структур управления 8
1.2.1 Линейная организационная структура 8
1.2.2 Функциональная организационная структура 10
1.2.3 Линейно-функциональная организационная структура 11
1.2.4 Дивизиональная организационная структура 12
1.2.5 Проектная организационная структура 14
1.2.6 Матричная организационная структура 16
1.3 Проектирование организационных структур управления 18
Анализ организационной структуры управления предприятием 21
2.1 Характеристика предприятия 21
2.2 Анализ организационной структуры управления 24
2.2.1 Описание организационной структуры управления 24
2.2.2 Функциональные обязанности сотрудников предприятия 25
2.2.3 Недостатки представленной организационной структуры 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
Реферат
Тема моей
курсовой работы «
Целью данной
работы является изучить
Предмет исследования является структура управления предприятия.
Исходя из
данной цели в курсовой работе
были поставлены следующие
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Основные типы организационных структур управления 5
1.2 Основные виды организационных структур управления 8
1.2.1 Линейная
организационная структура
1.2.2 Функциональная организационная структура 10
1.2.3 Линейно-функциональная организационная структура 11
1.2.4 Дивизиональная организационная структура 12
1.2.5 Проектная организационная структура 14
1.2.6 Матричная организационная структура 16
1.3 Проектирование организационных структур управления 18
2.1 Характеристика предприятия 21
2.2 Анализ организационной структуры управления 24
2.2.1 Описание организационной структуры управления 24
2.2.2 Функциональные
обязанности сотрудников
2.2.3 Недостатки
представленной
2.3 Рекомендации
по совершенствованию организационной
структуры управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является «Совершенствование организационной структуры управления предприятия. Для изучения данной темы необходимо рассмотреть следующие понятия:
Организационная структура управления;
Бюрократические организационные структуры;
Адаптивные организационные структуры;
Линейная структура управления;
Функциональная структура управления;
Линейно-функциональная структура управления;
Дивизиональная структура управления;
Проектная структура управления;
Матричная структура управления.
Также необходимо изучить методические указания по проектированию рациональных организационных структур.
Организационная структура
управления предприятием в последнее
время рассматривается как
Для более подробного исследования данной проблемы необходимо изучить ее практическое применение. Объектом исследования было выбрано сеть предприятий общественного питания «трактир Печки - Лавочки»
Трактир «Печки - Лавочки» осуществляет свою деятельность в сфере услуг. Сфера услуг — это один и самых динамично развивающихся рынков, что обуславливает высокий уровень конкуренции.
Трактир «Печки - Лавочки» — это молодое предприятие, которое было открыто в 2009 года. Общесписочная численность сотрудников данного трактира насчитывает 29 человек.
Для молодого предприятия архиважное значение имеет построение рациональной организационной структуры управления. Только жизнеспособная, гибкая и динамичная структура управления сможет обеспечить конкурентное преимущество данного кафе, следовательно, возрастает практическая значимость данной курсовой работы.
В данной курсовой работе
будет проведен детальный анализ
реализованной на предприятии организационной
структуры управления. В ходе анализа
будет рассмотрен характер подчиненности
и соподчиненности
Кроме того, будет проведена
интеграция обязанностей сотрудников
и реструктуризация данной структуры,
в результате чего будут предложены
рекомендации по совершенствованию
организационной структуры
1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Любая производственная система (предприятие, фирма, НИИ, концерн и т.д.) состоит из производственных и управленческих подразделений и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отношения. Упорядоченная совокупность этих подразделений и организационных отношений между ними называется организационной структурой управления [1, с.144].
Главным фактором, определяющим
возможные контуры и параметры
структуры управления, является сама
организация, следовательно, значительное
разнообразие организаций предопределяет
множество возможных видов
Современное предприятие представляет собой сложный комплекс, эффективность работы которого обеспечивается механизмом управления, учитывающим деятельность всех подразделений, отделов, служб и работников предприятия и устанавливающим внутренние связи между ними. В зависимости от характера этих связей применяются различные организационные структуры, условно разделяемые на бюрократические и адаптивные [4, c.128].
Концепцию бюрократического подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Ключевые положения этой концепции таковы:
четкое разделение труда, в сочетании с использованием на каждой должности квалифицированных специалистов;
иерархичность управления,
при которой нижестоящий
наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих задач и обязанностей;
обезличенность сотрудников при выполнении должностных обязанностей;
осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Бюрократические структуры
управления показали свою эффективность
в крупных и сверхкрупных организациях,
в которых необходимо обеспечивать
слаженную четкую работу больших
коллективов, работающих на единую цель.
Однако бюрократический тип структуры
не способствует раскрытию потенциала
людей, каждый из которых использует
только ту часть своих способностей,
которая непосредственно
Многие российские и
зарубежные исследователи выделяют
следующие основные виды бюрократических
оргструктур: линейные, функциональные,
линейно-функциональные, дивизиональные
организационные структуры
Другой тип организации структур управления предприятием — адаптивный (или органический). Этот тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие потребность в более гибких структурах.
Адаптивная структура управления — структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности.
Для адаптивных организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.
Кроме того, адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:
ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;
ограниченным действием во времени, т. е. формированием на временной основе на период решения проблемы, выполнения проекта, программы;
созданием временных органов управления.
В определении адаптивного
типа управленческих структур
подчеркиваются следующие
обстоятельствами, принимающимися во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;
главные интегрирующие факторы данных структур — миссия и стратегия развития организации;
творческий подход к
работе и кооперация базируются на
связи между деятельностью
правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;
распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;
имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Исследователи адаптивного типа организационных структур управления выделяют следующие основные их виды: матричные и проектные [1, с 146; 5, с.234].
Основные виды организационных структур управления
Далее будут рассмотрены самые распространенные, по мнению многих исследователей (И.В. Корнеева, Н.А. Сафронов, О.И. Волков), виды бюрократических и адаптивных организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная структуры.
Линейная структура управления — простейшая структура, использующаяся на малых предприятиях, занимающихся одним видом деятельности. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из последовательно подчиненных органов в виде иерархической лестницы [7, с.96].
Руководитель в такой
структуре называется линейным и
выполняет как
Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня (рисунок 1).
Данная схема организации структуры управления имеет следующие преимущества:
возможность оперативного принятия и выполнения управленческих решений;
однозначное разделение обязанностей, полномочий и меры ответственности;
возможность применения и оценки эффективности данной структуры без привлечения менеджера-экономиста.
Именно данные преимущества
обуславливают широкое
Однако в данной структуре имеются свои недостатки, отчасти связанные с жесткой системой управления:
неспособность предприятия к быстрой адаптации к рыночным условиям и быстрому росту;
ограничение инициативы у работников низших уровней управления;
необходимость больших затрат на содержание управленческого аппарата при применении на крупных предприятиях.
Увеличение сложности и масштабов производства сопровождается углублением разделения труда и, следовательно, дифференциацией функций деятельности производственной системы и специализацией подразделений управления. Развитие и усложнение линейной системы управления привело к созданию оргструктуры более сложного и современного типа, такого как функциональная организационная структура.
Функциональная структура
управления — структура органов
управления, в которой каждый орган
управления специализирован на выполнении
определенного круга
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления