Совершенствование функций управление организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций управления в организации в современных условиях, а также выявление имеющихся недостатков в процессе управления и определение путей его совершенствования.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты функций управления;
рассмотреть предприятие как объект управления, раскрыть факторы влияния на систему управления
дать характеристику ЗАО «РОСТЭК»;
предложить рекомендации по совершенствованию функций управления предприятием и эффективности производственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы процесса реализации функций управления 4
1.1 Понятие и сущность функций управления 4
1.2 Основные процессы управления 12
2. Анализ деятельности организации ЗАО «РОСТЭК» и его системы управления 17
2.1 Общая характеристика организации ЗАО «РОСТЭК» 17
2.2 Оценка функций управления ЗАО «РОСТЭК» 21
2.3. Предложение по повышению эффективности функций управления организации ЗАО «РОСТЭК» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Второй стороной является наличие  у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды [9].

Это означает, что возможности субъекта управления управлять коренятся  в возможностях и готовности объекта  управления выполнять управленческие команды. Что же обусловливает возможность и потребность объекта управления подчиняться управленческим командам? Очевидно, на данный вопрос не может быть однозначного ответа, так как в зависимости от условий для отдельных случаев могут быть выделены соответствующие этим случаям ведущие причины.

Если объект управления (в нашем  рассмотрении производитель) не является собственником средств производства, то его готовность и возможность  выполнять управленческие команды  связаны в первую очередь с  тем, насколько его потребности будут удовлетворены в результате выполнения управленческих команд, а также с уровнем квалификации, которым он обладает, его производительными возможностями [13]. В этом случае противоречие между субъектом и объектом управления находит разрешение в выработке механизма мотивирования, в котором находят отражение потребности субъекта и объекта управления и который является формой воплощения и практической реализации возможностей субъекта управления.

Для того чтобы добиться этого, механизм мотивирования должен отвечать следующим требованиям. Во-первых, он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления [4]. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей. Во-вторых, механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей [10].

В настоящее время в мировой  практике управления разработан и широко применяется достаточно большой  арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. В то же время следует отметить, что отсутствуют универсальные средства (по-видимому, их и не может быть в принципе), которые могут давать эффективные результаты во всех случаях жизни. Поэтому формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

В том случае, когда объект управления является собственником, возможность  управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют над интересами производителя [1].

Можно выделить несколько условий, без соблюдения которых невозможно добиться необходимой степени сочетания  данных интересов. Первое условие состоит  в том, что исполнитель должен быть полноправным распорядителем произведенной  продукции.

Вторым условием является то, что не должно быть вознаграждения за труд в виде заработной платы, а должен производиться раздел конечного дохода между всеми членами коллектива.

Третье условие: трудовой коллектив должен иметь полные права  в распоряжении собственностью, находящейся в его пользовании [14]. Без этого условия он не сможет строить свою деятельность таким образом, чтобы за счет полной мобилизации всех имеющихся в его распоряжении ресурсов добиваться наиболее эффективного достижения конечных результатов.

Четвертое условие состоит  в том, что трудовые коллективы находятся  между собой в состоянии конкуренции, предполагающей победу и поражение. Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задачи, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же, как систему управления [6].

Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как  бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность – это функционирование системы управления [2].

Система управления складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.

1.2 Основные процессы управления

Развитие управления организацией является частью общего поступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какую  роль играет управление на том или  ином этапе или же в тех или  иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития общества. Развитие управления – это не разовые преобразования управления с целью достижения «наилучшего» (а потом и извечного) состояния управления, а непрекращающийся во времени процесс .

Естественно, из данного положения не следует, что развитие управления происходит постоянно и непрерывно. Развитие управления идет скачкообразно. Поэтому, хотя развитие управления и является объективно обусловленным процессом, осуществляется оно преимущественно путем сознательных и целенаправленных преобразований системы управления организацией.

Следует отличать развитие управления от его совершенствования. Развитие управления – это разворачивающийся  во времени процесс его перехода из одного состояния в другое, который характеризуется наличием качественных преобразований управления в целом либо привнесением в управление качественно новых элементов, свойств или характеристик, затрагивающих определяющие построение и функционирование управления начала [9].

Совершенствование управления – это улучшение по определенному критерию характеристик системы управления. Поэтому если для развития управления характерно сравнение его наличного состояния с предыдущим, то для совершенствования управления характерно сравнение состояния системы управления с наилучшим по определенному критерию. Развитие управления и его совершенствование – это разноплановые явления, более глубинным фундаментальным и соответственно определяющим среди которых является развитие управления [9].

Многие изменения в системе управления происходят в результате совершенствования или рационализации. Однако не всякое совершенствование управления и тем более не всякая рационализация управления могут рассматриваться в качестве мероприятий, приводящих к развитию управления.

Для понимания сущности, механизма и логики развития управления самого досконального изучения и учета в практической деятельности заслуживает историзм процесса развития управления, изучение и рассмотрение движения управления в его конкретно-исторических проявлениях.

Историзм развития управления проявляется в первую очередь  в следующих моментах.

Во-первых, состояние развития управления находится в сильной зависимости от уровня развития производительных сил. Примером этого могут служить изменения управления при переходе к фабрике, при введении конвейерного производства и т.п.

В зависимости от уровня развития средств производства выделяется три типа управления:

  • традиционное управление;
  • управление промышленной стадии;
  • управление постиндустриальной стадии [4].

Особенность традиционного  управления, характерного для начального этапа развития промышленного производства, на котором еще не получила широкого распространения машинная технология, состоит в том, что оно строилось  в зависимости от возможностей человека. Это объясняется тем, что человек с его умениями, умственными и физическими способностями находился в центре производственного процесса.

На промышленной стадии развития производства человек, с организационной  точки зрения, выступает в качестве приложения к машине, механизму, технологии, которые он использует в своей трудовой деятельности.

Говоря иначе, человек  хотя и является пользователем техники  в процессе производства, тем не менее, в этот процесс он включается не как человек вообще с присущими  ему свойствами и качествами, а в первую очередь как специалист по приведению в действие необходимых инструментов и технических средств для выполнения определенных операций . Это проявляется в том, что и организация производства, и его управление преимущественно задаются техникой и технологией производства.

В зависимости от технологии производства строится организационная  структура управления, техника и  технология задают структуру кадров и задачи по управлению кадрами, в  ряду которых на одном из первых мест стоит проведение по отношению к кадрам требования умело, рационально и эффективно использовать станки и другие технические средства и инструменты. И наконец, техника и технология задают содержание труда основной массы участников производства. Все это означает, что управление преимущественно строится, исходя от машины, от технологии, а не от человека.

Очень часто при преобразованиях  системы управления состояние кадров управления, состояние соответствующих  трудовых ресурсов практически не принимаются  к рассмотрению, причем зачастую настолько, что может показаться, будто имеются в неограниченном количестве любые необходимые специалисты, а существующие работники могут перестроиться как автоматы на любой режим работы и на любые виды действия. В действительности отсутствуют и первое, и второе условия. Причем проблема связана не столько с тем, что нельзя вне организации найти необходимых специалистов, сколько с тем, что ограничены возможности маневра с наличными работниками системы управления.

Вопрос учета кадров как ограничительного фактора развития управления многоаспектен. Но важнейший вывод из этого принципа состоит в том, что любому мероприятию, направленному на развитие управления, должно предшествовать развитие подсистемы кадров. Причем в зависимости от задач и содержания мероприятий по развитию управления мероприятия по развитию подсистемы кадров могут варьироваться от переподготовки и соответствующего обучения имеющихся кадров управления до их замены и введения в кадровую подсистему управления новых работников.

Логическая схема развития управления имеет следующий вид. Исходным началом для развития управления является появление новых задач. Поэтому возникновение новых  задач можно рассматривать в  качестве первого шага к логической схеме развития управления.

Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи – реакции, которая должна привести к развитию управления .

Таким образом, можно  сделать следующие выводы. Процесс  управления складывается из чередования  определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов. Традиционно в качестве основных этапов процесса управления выделяют следующие: целеполагание; оценка ситуации; определение проблемы; управленческое решение. Однако, такими авторами, как О. С. Виханский и А. И Наумов, предлагается иная логическая схема, которая отражает кардинально новый подход к выделению этапов в процессе развития управления.

Также определенные особенности в выделении тех или иных этапов процесса управления связаны с существованием таких аспектов управления, как экономический, организационный, функциональный, информационный.

Таким образом, при выполнении первой части курсовой работы мною были изложены теоретические основы процесса реализации функций управления. С учётом изложенного материала рассмотрим анализ деятельности организации ЗАО «РОСТЭК» и его системы управления.

 

2 Анализ деятельности организации ЗАО «РОСТЭК» и его системы управления

2.1 Общая характеристика организации ЗАО «РОСТЭК»

Объектом изучения данной курсовой работы является группа предприятий "РОСТЭК" - крупнейший в Российской Федерации производитель современной  упаковки и упаковочных материалов, лидер отечественного рынка по ассортименту выпускаемой продукции. Свою миссию компания "РОСТЭК" видит в том, чтобы создавать рациональные упаковочные решения для каждого клиента, точно зная как это сделать лучше и эффективнее всех на рынке.

Компания начала серийный выпуск продукции еще в конце 60-х годов XX века.

На протяжении всех лет  существования предприятие ЗАО "РОСТЭК" участвует в различных областных, всероссийских и международных  конкурсах и выставках, занимает призовые места, получает дипломы и  становится лауреатом премий. Кроме того постоянно внедряется новейшее оборудование, применяются современные технологии, достижения науки и техники.

По мнению экспертов  отечественного потребительского рынка, группа "РОСТЭК" входит в сотню  наиболее успешных и самых быстрорастущих компаний России.

Демонстрируя приверженность общепринятым в мировой практике нормам ведения бизнеса, "РОСТЭК" всецело придерживается высоких  международных стандартов корпоративного управления и декларирует свою полную открытость. Компания следует политике высокой социальной ответственности перед собственными сотрудниками и членами их семей, перед населением ряда регионов, в которых она работает, перед всем гражданским обществом в целом. Сегодня она представляет собой объединение из 12 юридических лиц (таблица 1). Центром является Управляющая компания группы предприятий "РОСТЭК", определяющая стратегию развития всех бизнес-единиц (рисунок 1).

Информация о работе Совершенствование функций управление организацией