Состояние и перспективы развития розничной торговли в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные экономические и правовые вопросы технологий в торговле.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть особенности государственного регулирования розничной торговли;
2. Выбрать методы и показатели для оценки состояния и перспектив развития торговли;
3. Анализ развития торговли в магазинах разных форматов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Инфраструктура розничной торговли
Современные форматы предприятий розничной торговли……..4
Государственное регулирование розничной торговли………….9
Глава 2. Анализ розничной торговли в России и за рубежом
2.1. Выбор методов и показателей для оценки состояния и перспектив развития торговли………………………………………….13
2.2. Анализ развития торговли в магазинах разных форматов………..27
2.3. Прогноз развития торговли…………………………………………25
Заключение…………………………………………………………..27
Литература …………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Федеральным законом  от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. Особо следует отметить, что Законом N 381-ФЗ введены специальное правовое регулирование в отношении поставок продовольственных товаров.

Общие положения

Действие Закона N 381-ФЗ распространяется на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами (далее - субъекты) в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при осуществлении торговой деятельности.

Данный Закон не применяется  к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных  рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Статья 2 Закона N 381-ФЗ раскрывает основные термины: торговый объект, стационарный торговый объект, не стационарный торговый объект, торговая сеть, продовольственные товары.

Торговые объекты делятся  на стационарные и нестационарные. Критерием их разграничения является прочная связь с землей. Если торговый объект обладает такой связью, то он относится к стационарным, если нет - к нестационарным. На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) можно сделать вывод о том, что стационарный торговый объект является недвижимым имуществом.

Интерес представляет определение  торговой сети, к которой относятся  два и более торговых объекта, если они находятся под общим  управлением или используются под  единым коммерческим обозначением либо иным средством индивидуализации. Законодатель не связывает вопрос признания торговой сетью совокупности торговых объектов с оборотом данных объектов или их долей на рынке.

Методы государственного регулирования торговой деятельности

В ст. 4 Закона N 381-ФЗ перечислены  методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Пунктом 2 данной статьи не допускается применение других методов государственного регулирования торговой деятельности, но при этом их использование возможно, если оно предусмотрено иным федеральным законом.

Для применения указанных  методов государственного регулирования  ст. ст. 5 - 6 Закона N 381-ФЗ установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности.

К полномочиям Правительства  РФ среди прочего относится следующее:

1) утверждение методики  расчета и порядка установления  субъектами РФ нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью  торговых объектов;

2) утверждение методики  расчета объема всех реализованных  продовольственных товаров в  границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения, муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных товаров субъектом торговой деятельности (торговой сети), за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

Полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (Министерство промышленности и торговли РФ), являются:

1) утверждение методических  рекомендаций по разработке региональных  программ развития торговли;

2) утверждение формы  торгового реестра, порядка его  формирования и предоставления  информации, содержащейся в нем.

Среди полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ необходимо отметить следующие:

1) разработка и принятие  законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;

2) установление нормативов  минимальной обеспеченности населения  площадью торговых объектов для  субъекта РФ.

Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Следует отметить, что такие органы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) вправе создавать указанные условия, только если это определено законами указанных субъектов РФ как вопрос местного значения.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления также вправе издавать муниципальные  правовые акты по вопросам, связанным  с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Глава 2. Анализ розничной торговли в России и  за рубежом.

2.1. Выбор методов  и показателей для оценки состояния  и перспектив развития торговли.

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ - Макроэкономические показатели и их влияние на состояние торговли, её значимость. Состояние торговли как важнейшей отрасли народного хозяйства в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического положения в стране, состоянием промышленного и сельскохозяйственного производства, а также показателями внешнеэкономической деятельности.

Состояние торговли как  важнейшей отрасли народного  хозяйства в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического положения в стране, состоянием промышленного и сельскохозяйственного производства, а также показателями внешнеэкономической деятельности.

К числу ведущих макроэкономических показателей относятся ВВП и  темпы его роста. Объемы промышленного  и сельскохозяйственного производства, а также социально-демографические показатели: среднемесячная начисленная зарплата, численность безработных в стране, численность и структура населения страны.

Анализ этих показателей  позволяет выявить ряд положительных тенденций, которые в свою очередь прямо или косвенно влияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Так, в 2007г. рост ВВП по предварительным данным должен составить 7,1% по сравнению с 2006г.

За этим приростом  ВВП стоит увеличение производства товаров и оказания услуг, возрастание доходов организаций и населения, в том числе и зарплаты работающих, а также их платежеспособность. Кроме того, повышается занятость населения, в том числе и трудоспособного, и снижается число безработных. В результате этого повышения емкость, насыщенность рынка и товарооборот торговых организаций.

Насыщенность рынка  потребительскими товарами, по данным Госкомстата, полностью обеспечивает спрос населения. Однако по многим товарным группам можно говорить о сверхвысокой насыщенности рынка, о чем свидетельствуют их массовые распродажи по пониженным ценам и другие маркетинговые методы продвижения товаров пониженного спроса. Следствием этого является изменение партнерских отношений между поставщиками и получателями товаров.

Диктат производителя, характерный для ненасыщенного  рынка, сменился либо равноправными  партнерскими отношениями между  производителями и продавцом, либо диктатом оптового или розничного продавца. Причем последняя ситуация (диктат продавца) наиболее  характерна для крупных торговых сетей и проявляется в форме требований его материального стимулирования: скидок, дополнительных оплат за размещение в горячих и теплых зонах торгового зала, возврат нереализованного товара и т.п.

Розничные торговые предприятия стали приоритетными субъектами каналов распределения. От них во многом зависит продвижение товаров определенных торговых марок на рынке. Поэтому не случайно, что в дополнение к известным методам формирования спроса и стимулирования сбыта (реклама, PR и т.п.) начинают широко применяться средства и методы мерчендайзинга, позволяющие интенсифицировать продажу товаров с учетом психических и физиологических особенностей внутренней среды посетителя торгового зала и перепрофилирования его в приобретателя.

Такое перепрофилирование чрезвычайно важно, так как в  крупных и средних предприятиях значительно изменилась ассортиментная политика, основным направлением которой  является расширение, обновление и  углубление ассортимента.

Эти направления повышают конкурентоспособность организации, так как обширный ассортимент товаров позволяет обеспечить удовлетворение разнообразных потребностей приобретателей товаров. Однако разветвленный и/или сложный ассортимент требует увеличения площадей торговых организаций для хранения и выкладки товаров. Вследствие этого появилась необходимость в магазинах с большой площадью (гипермаркетов и супермаркетов), в которых общая широта товаров достигает 40-50 тыс. торговых артикулов (ассортиментных единиц).

Следует учесть, что такой широкий ассортимент вызывает у посетителей торгового зала затруднение в выборе и поиске необходимых товаров, а иногда и приводит к отказу от их приобретения, если это связано с большими затратами времени и сил. Для предотвращения отказа от покупки необходимо использовать информационные указатели и средства внутренней визуальной рекламы. Кроме того, необходимо соответствующее подкрепление в форме информационно-консультативных услуг. В свою очередь это требует, чтобы обслуживающий персонал магазина обладал соответствующими профессиональными компетенциями.

Вместе с тем, ежедневное или частое посещение крупных  магазинов превращается для многих покупателей в целое мероприятие, требующее значительных затрат времени, денег, физических и психических  усилий из-за территориальной отдаленности крупных магазинов (для многих людей), большого количества посетителей торгового зала, очередей в кассе и т.п.

В то же время потребность  в небольших покупках товаров, особенно повседневного спроса, возникает  значительно чаще. Поэтому наряду с крупными магазинами у покупателей возникает необходимость в небольших и средних магазинах, палатках, павильонах и киосках пешеходной (шаговой) доступности, посещение которых не требует больших затрат времени (не более 5-10 мин.) и транспортных расходов.            

Структура розничной  торговли

Одной из характерных  черт перехода страны на рыночную экономику  явилась значительная дифференциация населения по уровню доходов. По официальным  данным, разрыв между доходами 10% самых  богатых и 10% самых бедных составляет 14 раз, а по данным независимых экспертов и того более (в 26 раз). Это естественно обуславливает появление магазинов с разной стратегией ценообразования.

В зависимости от этого  признака и сегмента покупателей  магазины подразделяются на элитные и эконом-класса (магазины-дискаунтеры). Для элитных магазинов преобладающим направлением ценовой политики является стратегия высоких цен, а в качестве дополнительного направления – дифференциация цен на разные товары в зависимости от их престижности и значимости для потребителя. Так, даже в элитных супермаркетах, цены на хлебобулочные изделия, за исключением собственной продукции, плоды и овощи, молоко достаточно низкие, порой не выше, чем в магазинах эконом-класса.

Кроме того, и в элитных магазинах и дискаунтерах дифференциация цен и стратегия пониженных цен применяется, как экономический метод стимулирования сбыта и создания потребительских предпочтений, для ускорения продажи определенных товаров. Например, этот метод применяется для товаров, срок годности или хранения которых близок к концу, либо отмечается падение спроса и снижение товарооборачиваемости товаров. Могут быть и иные причины, в том числе и правового характера. Так, введение новой акцизной марки на алкогольную продукцию и ограничение сроков её реализации со старой маркой заставило многих продавцов снизить цены до 80%.

У магазинов эконом-класса преобладает стратегия низких и  умеренных цен с применением  скидок в качестве дополнительного  направления.

Указанные различия в  стратегии ценообразования магазинов элитных и эконом-класса требует соответствующего обеспечения и других элементов товарной политики. В элитных магазинах должно быть высокое качество обслуживания, сложный или разветвленный ассортимент, улучшенное качество реализуемых товаров, активная маркетинговая политика, в том числе и за счет применения средств и методов мерчендайзинга.

Большинство из этих отличий  в элитных магазинах соблюдается. Однако главное отличие – улучшенное качество обеспечивается не для всех товаров, хотя это один из важнейших потребительских критериев конкурентоспособности товаров и организаций. Анализ ассортиментной политики элитных магазинов и эконом-класса показывает, что они имеют довольно большой перечень совпадающих по ассортиментной принадлежности и качеству товаров, но по ценам, отличающимся на 30-50%. Естественно, что даже чувствительные к качеству потребители переориентируются на магазины эконом-класса, покидая дорогие супер- и гипермаркеты.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговли в России и за рубежом