Состояние и перспективы развития розничной торговли в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные экономические и правовые вопросы технологий в торговле.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть особенности государственного регулирования розничной торговли;
2. Выбрать методы и показатели для оценки состояния и перспектив развития торговли;
3. Анализ развития торговли в магазинах разных форматов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Инфраструктура розничной торговли
Современные форматы предприятий розничной торговли……..4
Государственное регулирование розничной торговли………….9
Глава 2. Анализ розничной торговли в России и за рубежом
2.1. Выбор методов и показателей для оценки состояния и перспектив развития торговли………………………………………….13
2.2. Анализ развития торговли в магазинах разных форматов………..27
2.3. Прогноз развития торговли…………………………………………25
Заключение…………………………………………………………..27
Литература …………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Нижегородский коммерческий институт»

Факультет менеджмента и коммерции

Кафедра коммерческой деятельности в торговле и общественном питании

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Организация и технология торговли»

на тему: «Состояние и перспективы развития розничной торговли

 в России  и за рубежом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Нижний Новгород

                                                          2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3

          Глава 1.  Инфраструктура розничной  торговли

    1. Современные форматы предприятий розничной торговли……..4
    2. Государственное регулирование розничной торговли………….9

          Глава 2. Анализ розничной торговли в России и за рубежом

         2.1. Выбор методов и показателей для оценки состояния и             перспектив развития торговли………………………………………….13

         2.2. Анализ развития торговли в  магазинах разных форматов………..27

         2.3. Прогноз развития торговли…………………………………………25

                Заключение…………………………………………………………..27

                Литература …………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Технический прогресс все глубже проникает в торговые процессы. Сегодня уже никого не удивить интернет - магазинами, продажей товаров по заказу на дому, по образцам и т.д. Товары продают в магазинах индивидуального обслуживания и самообслуживания, в киосках и других торговых точках (пунктах торговли). Все большую популярность приобретают пункты продажи, в которых торговля осуществляется посредством специального оборудования или приборов, называемых торговыми автоматами.

В торговом автомате могут  продаваться различные напитки (безалкогольные, слабоалкогольные, пиво), штучные товары (как продовольственные, так и  непродовольственные). А поскольку есть спрос на покупки из торговых автоматов, естественно, будет и предложение торговать таким образом. Для того чтобы включиться в такую сферу бизнеса, необходимо знать, какие требования предъявляются в этом случае со стороны контролирующих органов и органов надзора. А чтобы разобраться, какие документы нужны субъекту предпринимательской деятельности для использования торгового автомата, следует определить его место в торговой сфере и роль в торговом процессе.

Этим объясняется актуальность темы исследования. Практически полная не изученность этого нового направления в бизнесе свидетельствует о ее новизне.

Цель исследования – рассмотреть основные экономические и правовые вопросы технологий в торговле.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть особенности государственного регулирования розничной торговли;

2. Выбрать методы и показатели для оценки состояния и перспектив развития торговли;

3. Анализ развития торговли в магазинах разных форматов;

Глава 1. Инфраструктура розничной торговли.

 

    1.  Современные форматы предприятий розничной торговли.

 

За последние десять лет торговля претерпела значительные изменения, которые дают основание  говорить о «торговой революции» и контрастируют с относительным  застоем в этой отрасли экономики  в прошлом. Ряд нововведений полностью преобразил сферу торговли. В частности, развиваются современные формы обслуживания и торговые форматы, начался переход на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания покупателей, выходят на рынок новые отечественные и иностранные предпринимательские структуры. Несколько лет назад розничная торговля преимущественно принадлежала отечественным предпринимателям, сегодня ситуация коренным образом меняется. Пришедшие на отечественный рынок за последние пять лет немецкая компания «Метро», голландская «ЕВРОСПАР», шведская «Икея», французская «Ашан», турецкая «Рамстор», активно развиваются и становятся все более привлекательными для отечественных покупателей, предлагая высококачественное обслуживание и широкий сектор дополнительных услуг . По мнению большинства специалистов, современные тенденции в развитии рынка услуг розничной торговли порождают жесткую конкуренцию между торговыми фирмами.  
До последнего времени существенное отличие российского розничного бизнеса от зарубежного состояло в том, что на западе 90% маркетинговых усилий направлены на борьбу за покупателя и борьбу с «конкурентом напротив». В России до некоторых пор ситуация была существенно иная. Особенностью российского рынка оставалась его крайняя не насыщенность. По мнению западных экспертов, в отечественной торговле, при относительно низком уровне конкуренции, еще не сформировалась ориентация на покупателя, а торговые предприятия осваивают экстенсивные методы работы. Они идут по пути интенсификации коммерческих усилий, распространяя информацию среди большего числа потенциальных клиентов, вкладывая значительные суммы на рекламу в СМИ для привлечения новых покупателей, при этом качество обслуживания не является первостепенной задачей. Кроме того, социологические исследования выявляют проблему неудовлетворенности качеством обслуживания в розничной торговле, как в Москве;, так и в регионах . Специалисты утверждают, что в Москве, Санкт-Петербурге и в «малых столицах» России с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек «растет потребность покупателей в качестве и культуре торгового обслуживания, в расширении ассортимента товаров и услуг». Поэтому так важно активное внедрение и использование современных технологий в области маркетинга и менеджмента торговли, которые эффективно используются на Западе с целью поддержания конкурентоспособности розничных торговых предприятий.

Розничная торговля продовольственными товарами.

 В общем объеме оборота розничной торговли продовольственными товарами современные форматы занимают менее 20%. Еще 44% приходятся на открытые рынки и 36% на другие устаревающие форматы, такие как киоски, традиционные магазины «возле дома» и т. д. В некоторых регионах доля современных предприятий розничной торговли еще ниже. Ожидается, что эта доля в ближайшее время быстро возрастет, так как сети розничной торговли активно продвигаются в регионы.

Гипермаркеты

Хотя гипермаркеты впервые  появились на российском рынке восемь лет назад, быстрый рост в этом сегменте наблюдается только в последние два-три года. «Ашан» пришел на российский рынок только три года назад, а сегодня он возглавляет сегмент гипермаркетов благодаря своей агрессивной ценовой политике. Некоторые сети, традиционно работавшие в формате супермаркетов и магазинов «возле дома», открывают магазины формата гипермаркета.

Супермаркеты

Помимо прочно закрепившихся  на этом рынке участников, таких  как «Перекресток», «Рамстор», «Седьмой Континент»,  «Азбука вкуса», на сцене  сегодня присутствует новый сильный  игрок – холдинг «Марта», развивающий одновременно две сети. Одна из них – с немецкой группой Rewe под торговой маркой Billa. Сеть состоит из 14 магазинов (магазины Spar после ребрендинга). Приобретенные недавно сети «Столица-Север» (пять магазинов) и «Продмак» (17 магазинов) будут реорганизованы под торговую марку Billa. Ожидается, что общее число магазинов сети в ближайшее время увеличится до 50. Кроме того, «Марта» развивает свою собственную сеть супермаркетов «Гроссмарт», которая в настоящий момент состоит из девяти магазинов, а через два-три года в соответствии с планами компании будет расширена до 40 магазинов.  

Дискаунтеры

Из-за низкого уровня доходов российские потребители  все еще остаются довольно чувствительными  к цене продукции, поэтому формат дискаунтеров является одним из наиболее успешных. На этом рынке полностью доминируют российские компании. Список лидеров возглавляет «Пятерочка», открывшая за пять лет более 400 магазинов и превратившаяся в самую крупную российскую сеть розничной торговли продовольственными товарами. После «Пятерочки» идет сеть «Магнит», сочетающая формат дискаунтера и магазина «возле дома» и широко представленная во многих регионах. Важными участниками рынка является также сеть  магазинов «Копейка.

 

Магазины «возле дома»

Прогнозируется, что самым быстроразвивающимся сегментом станут магазины «возле дома», их доля к 2011 году почти удвоится.

Магазины Кеш энд Кери

На этом рынке доминируют два крупных участника: магазины Кеш энд Кери «Метро» и «Лента». В последний год «Метро» очень  успешно развивала свою сеть – компания удвоила количество магазинов с семи до 14. Половина магазинов «Метро» расположены в Москве, остальные – в крупных региональных центрах. До недавнего времени деятельность второго крупного участника этого сегмента – «Ленты» – была сосредоточена в основном на рынке Санкт-Петербурга и нижнего Новгорода. Сейчас компания рассматривает другие города. Особенность российского сегмента магазинов Кеш энд Кери заключается в том, что они пользуются популярностью, как у розничных, так и у оптовых потребителей.

Розничная торговля не продовольственными товарами.

Универмаги

Финская компания Stockmann одной  из первых пришла на российский рынок, и сегодня ее сеть охватывает четыре магазина: три в Москве и один в Санкт-Петербурге. Компания BHS открыла  свой первый магазин в России в середине 90–х годов и ушла с этого рынка в 1999-м. Сегодня она снова активно развивает свой бизнес и планирует открыть два магазина в дополнение к уже работающим, повторно открывшимся весной 2004 года. В начале 2005 года еще два новых участника рынка – Boyner и C&A – открыли свои магазины в торговом центре «Мега».  
Развитие традиционных российских сетей и отдельных универмагов происходит по-разному. Например, знаменитый ГУМ (Москва) приближается к формату торгового центра и недавно был приобретен компанией Bosco di Ciliegi, являющейся предприятием розничной торговли и дистрибьютором предметов роскоши. Другой центральный универмаг был куплен компанией – продавцом предметов роскоши Mercury и преобразован в формат классического универмага, аналогичного Harvey Nichols или Le Bon Marche. В планы компании входит создание на базе знаменитого ЛДТ универмага такого же формата в Санкт-Петербурге.

«Сделай сам»

Сегмент «сделай сам» в России пока относительно невелик, объем оборота в нем до настоящего момента оценивался аналитиками в размере 4–7 млрд. долл. США. В этом секторе все еще преобладают открытые рынки. Среди современных предприятий розничной торговли здесь самой крупной является российская сеть «Старик Хоттабыч», охватывающая 30 магазинов по всей стране. В сети OBI (группа Tengelmann) в настоящее время всего два магазина, но в планы группы входит крытое еще 60-ти к 2011 году. 

Недавно на рынок пришли еще несколько иностранных торговых сетей. Среди них:

  • Leroy Merlin (два магазина);
  • Kesko, которая приобрела российскую сеть «Строймастер»,      расположенную в Санкт-Петербурге;
  • Kingfisher, открывшая свой первый магазин в Санкт-Петербурге ;
  • AVA (один магазин на окраине Москвы).

Аптеки

Первая сеть аптек  – «36,6» – появилась в России относительно недавно, в 1998 году, и на сегодняшний день является самым крупным оператором, количество торговых точек которого превышает 250. Все остальные участники рынка, например «Ригла», «Натур Продукт», «Чудо доктор» и «Доктор Столетов», работают в том же формате, что и «36,6».

На рынке преобладают  частные, государственные и муниципальные  аптеки, не относящиеся к каким-либо сетям.

Электроника

Доминирующую роль на рынке играют несколько крупных  российских сетей, таких как «Эльдорадо», «Техносила», «М.видео». Британская компания Dixons может стать первым международным предприятием розничной торговли в этом сегменте после приобретения «Эльдорадо», предварительно запланированного на 2009–2011 годы.

    1. Государственное регулирование розничной торговли.

Рынок розничной торговли − важнейшая составляющая российской экономики. За последний год отрасль пережила много изменений: принятие закона о торговле и внедрение новых схем сотрудничества с поставщиками, усиление конкуренции, и, наконец, последствия аномального лета – повышение цен на продовольственные товары.  
Вследствие всех этих изменений владельцы компаний меняют свои планы развития и занимаются вопросами операционной эффективности.

Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

Нестационарная торговая сеть – это торговая сеть, функционирующая  на принципах развозной и разносной  торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями ст. 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети. Согласно ГОСТ Р 51303–99 «Торговля. Термины и определения» развозная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством; разносная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети посредством непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговли в России и за рубежом