Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть организацию как социально-экономическую систему.
Для достижения намеченной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организационных систем;
- рассмотреть сущность социально-экономической системы;
- выявить элементы системы;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………….4
1.1. Организация как система…………………………………………………….4
1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация……………..7
1.3. Организационные отношения, их типология и схемы……………………11
1.4. Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия...….14
ГЛАВА 2.СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ……………………………………19
2.1. Каковы варианты реализации на практике закона самосохранения?........19
2.2. Примеры использования стратегий предпринимательства на
примере конкретных организаций. Примеры обосновать (пассивно-индивидуалистическая, пассивно- коллективная, активно-индивидуальная, активно-коллективная…………………………………………………………...21
2.3. За счет каких мероприятий можно усилить созидательные
ресурсы организации…………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27
Социальная (общественная) подсистема - характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. /5, с. 79/.
Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений (рис. 1.2).
Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую (рис. 1.3).
Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем.
Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.
Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.
Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой, сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.
Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества, семья на Востоке.
Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.
Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.
Мягкие системы -характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.
Жесткие системы – это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям, слабо реагируют на небольшие воздействия /6, с.231/.
Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении. Схематично среда организационных отношений представлена на рис. 1.4.
Рис.
1.4. Среда организационных отношений:
В – взаимодействие; П – противодействие
Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.
Организационные отношения могут складываться на уровне:
– здравого смысла;
– взаимного уничтожения;
– заранее спроектированного взаимодействия.
Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.
Создание
благоприятной атмосферы
Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.
В основе организационных отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными , номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др.
Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая (рис. 1.6, 1.7. ), к производным – колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная (рис. 1.8,1.9.). Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений. Линейная схема представлена на рис. 1.6.
В схеме нет обратной связи. Линейная схема работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.
Кольцевая схема (рис. 1.7. ) хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
Схема «колесо» (рис.1.8.) хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.
Схема «звезда», представленная на рис.1.9.,дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации /8, с. 144/.
1.4. Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия
Выделение
социальных и хозяйственных организаций
связано с особенностями
Теория
организации рассматривает
В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация - это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний /9, с. 305/.
Примерами социальной организации выступают: средняя школа, высшее учебное заведение, поликлиника, симфонический оркестр, библиотека, правительственное учреждение, футбольная команда «Динамо», политическая партия и т.д., в сфере экономики - промышленное предприятие, торговая организация, банк, строительная или транспортная организация, фирма, компания и т.д. У социальной организации есть свое название, устав (программа), сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Ее деятельность выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Социальная организация может состоять из нескольких человек (агентство недвижимости), а может включать сотни тысяч работников (транснациональная компания).
Особенностями социальных организаций являются:
1)
реализация потенциальных
2) формирование единства интересов людей (личных, коллективных,
общественных);
3) сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Важнейшими элементами социальной организации являются организационное пространство, организационная культура, отношения власти.
Хозяйственные
организации создаются для
К хозяйственным организациям относятся:
- юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;
- неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам - юридическим или физическим.
Хозяйственные
организации принято разделять
на четыре группы: микро, малые, средние
и крупные. Критериями такого разделения
могут служить численность
Особенностью
хозяйственных организаций
Для этого она должна обладать некоторой независимостью от участников и временным приоритетом по отношению к ним. Примером такого рода организации является акционерное общество, которое в промежутке между собраниями участников диктует им свою волю, а последние подчиняются его решениям. В то же время на самом собрании они определяют судьбу организации, стратегию и перспективы ее развития. Поэтому приоритет корпорации является условным. Организация ассоциативного типа создается своими членами для повседневной координации их деятельности без потери ими суверенитета, поэтому не обладает даже условным приоритетом над ними. Решения здесь принимаются с всеобщего согласия, и неукоснительно действует принцип увязки интересов, защищаемый правом вето со стороны меньшинства. Это обеспечивает преобладание интересов членов организации над интересами самой организации.
Информация о работе Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия