Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию как социально-экономическую систему.
Для достижения намеченной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организационных систем;
- рассмотреть сущность социально-экономической системы;
- выявить элементы системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………….4
1.1. Организация как система…………………………………………………….4
1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация……………..7
1.3. Организационные отношения, их типология и схемы……………………11
1.4. Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия...….14
ГЛАВА 2.СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ……………………………………19
2.1. Каковы варианты реализации на практике закона самосохранения?........19
2.2. Примеры использования стратегий предпринимательства на
примере конкретных организаций. Примеры обосновать (пассивно-индивидуалистическая, пассивно- коллективная, активно-индивидуальная, активно-коллективная…………………………………………………………...21
2.3. За счет каких мероприятий можно усилить созидательные
ресурсы организации…………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТЕОРИИ ОРГ-ЦИИ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ              СИСТЕМ………………………………………………………………………….4

1.1. Организация  как система…………………………………………………….4

1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация……………..7

1.3. Организационные отношения, их типология и схемы……………………11

1.4. Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия...….14

ГЛАВА 2.СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ……………………………………19

2.1. Каковы варианты реализации на практике закона самосохранения?........19

2.2. Примеры    использования   стратегий   предпринимательства  на

примере   конкретных   организаций.   Примеры   обосновать   (пассивно-индивидуалистическая, пассивно- коллективная, активно-индивидуальная, активно-коллективная…………………………………………………………...21

2.3. За   счет   каких мероприятий   можно усилить   созидательные

ресурсы организации…………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Каждый  конкретный человек – это часть организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их практически. В основе теории организации лежит теория систем. Система - это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную, поэтому данная тема актуальна.

    Объектом  исследования изучения курсовой работы являются теоретические и практические положения теории организации.

      Предметом курсовой работы является понятие и сущность организационных систем.

    Цель  курсовой работы – рассмотреть организацию  как социально-экономическую систему.

    Для достижения намеченной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:

    - рассмотреть теоретические основы  организационных систем;

    - рассмотреть сущность социально-экономической системы;

    - выявить элементы системы;

        Библиография проблемы отражена в работах Туровец О.Г., Родионова В.Н., Смирнов Э.А и другие. 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ               СИСТЕМ

    1.1. Организация как  система

    Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создает специальные учреждения — организации, являющиеся органическими ячейками общества и самой массовой формой объединенного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства.

    Организация - это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации /1, с. 6/.

    В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация - это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.

    Возникает вопрос: почему человечество так часто  прибегает к такой форме устройства, как организация? В чем ее преимущества?

    Многовековой  опыт указывает на важное достоинство  организации, которое состоит в том, что, соединившись наилучшим образом, люди могут получить больший результат своей деятельности, чем действуя порознь. В этом находит выражение так называемый эффект организации, являющийся следствием возникновения при объединении людей прироста энергии. Источником дополнительной энергии является взаимодействие участников организации /2,  с. 43/.

    Понятие организации, подчеркивающее ее единство и целостность, в определенной мере совпадает с часто применяющимся понятием системы. Следует выяснить, в чем эти понятия совпадают и в чем их различие.

    Системой  называется организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное, единое целое. Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами.

    При такой трактовке системами являются:

    - машины, собранные из множества  деталей и узлов;

    - человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;

    - предприятие, объединяющее и связывающее  в единое целое множество производственных  процессов, коллективов людей,  машины и т.д.

    Рассмотрим  такие термины, как «объекты», «свойства», «связи».

    Объекты - это части или компоненты системы. Такая сложная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т.д.

    Свойства  - это качество параметров объектов, а качество есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получается знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность.

    Связь - это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может функционировать /1, с. 7/.

    Организации создаются людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом общественной системы.

    Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий.

    Цель  организации зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возможностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого человека в отдельности, организации и общества.

    Организация будет жизнеспособной только в том  случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой.

    Успешное  достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное  действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. Для этого в любой организации выделяется:

    - управляющая часть (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры),

    - управляемая часть (исполнительные звенья).

      Таким образом, организации относятся к управляемым системам. /3, с. 18-19/.

    1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация

    В основе теории организаций лежит теория систем.

    Система – это целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих;

    Признаками  системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и  иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

    Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.

    Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).

    Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

    Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

    Система обладает рядом свойств.

- система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации - законе самосохранения;

- система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

- в системе  формируется сложная зависимость  от свойств входящих в нее  элементов и подсистем (система  может обладать свойствами, не  присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов) /4, с.31/.

    Каждая  система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 1.1).

    

 
Рис. 1.1. Схема функционирования системы

    Классификация систем может быть проведена по различным  признакам, однако основной является группировка  их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

    Техническая подсистема - включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.

    Биологическая подсистема - включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если?

Информация о работе Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия