Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:21, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Понятие и классификация методов менеджмента…………….7
1.2. Социально-психологические аспекты управления персоналом
1.2.1. Социологические методы управления
1.2.2. Социологические методы исследования
1.2.3. Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………….23
1.3. Психологические методы управления персоналом ………………..31
1.3.1. Психологическое планирование…………………………………...31
Глава 2. Способы психологического воздействия на персонал……….32
Глава 3. Общая характеристика БОУ «СКОШ №12» …………………34
3.1. Методы управления персоналом в БОУ «СКОШ №12»……………39
3.2. Мероприятия и рекомендации по адаптации методов управления персоналом в существующей ситуации БОУ «СКОШ №12»………….43
Заключение………………………………………………………………..45
Список используемой литературы……………………………………….48
Приложения………………………………………………………………..49
4) социально-психологическая
обстановка в коллективе, рассматриваемая
с точки зрения
5) состояние
коллектива, включающее эмоциональный,
когнитивный, действенный
6) отражение
комплекса явлений, связанных
взаимодействием людей,
7) отношение
членов коллектива к труду
вообще, к выполняемой работе, условиям
жизнедеятельности коллектива, ценностям
различных социальных
8) морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое.
Важнейшей
проблемой в изучении социально
- психологического климата является
выявление факторов, которые его
формируют. Наиболее важными факторами,
определяющими уровень
На состояние социально-психологического климата влияют:
- тип организации, т.е. является ли она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; учебным, научным или производственным коллективом;
- образ жизни (сельский, городской), качество жизни членов организации;
- социальные условия (социально-политические, социально-экономические, социально-культурные) и экологические.
Система
групповых отношений
Воздействия
со стороны микросреды предприятия,
как «поля» непосредственного
Другую
группу факторов микросреды составляют
воздействия, представляющие собой
групповые явления и процессы,
происходящие в коллективе. Их иногда
называют социально-психологическими.
Они включают в себя характер официальных
организационных связей между членами
коллектива, закрепленный в формальной
структуре данного
1. Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.
2. Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).
3. Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.
Экспериментальные исследования показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива [9 с 37-48].
Наряду
с системой официального взаимодействия
на социально-психологический
Характер
руководства также воздействует
на социально-психологический
Индивидуально-психологические
особенности членов коллектива и
их сочетание составляют следующий
фактор социально-психологического климата
коллектива. Сквозь призму этих личностных
особенностей человека преломляются все
влияния как производственного,
так и непроизводственного
Устойчивые взаимодействия между двумя и более членами коллектива приводят к образованию неформальных групп. Их деятельность может, как способствовать, так и препятствовать достижению официальных целей коллектива. Это зависит от групповых установок, ценностей и норм.
Среди предпосылок, облегчающих неофициальные контакты, следует отметить:
1. Территориальное положение членов коллектива - территориальное разделение приводит к созданию более тесных неофициальных отношений в образующихся подгруппах, а вместе с тем к их более высокой продуктивности, меньшей текучести кадров по сравнению с подразделениями большей численности.
2. Состав трудового коллектива - высокая степень однородности по полу, возрасту, уровню образования, уровню квалификации и наличие на этой основе общности интересов, ценностных ориентаций - важное условие сплочения групп. В гетерогенных коллективах существует тенденция распадаться на несколько неофициальных групп более однородных по своему составу.
3. Степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций по отношению к явлениям, событиям, наиболее значимым для жизни коллектива.
Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально-психологический климат коллектива, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. Зависимость социально-психологического климата первичного коллектива от факторов микросреды всегда детерминирована макросредой.
В качестве
показателей социально-
Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом. Оно включает в себя осуществление следующих мероприятий:
- управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);
- оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;
- комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;
- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;
- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
Одной
из наиболее точных индикаторов социально-
Изучение
социально-психологического климата -
процесс сложный. Это связано
с тем, что климат проявляет себя
интегрально, как общий - положительный
или отрицательный - нравственно-психологический
фон внутриколлективных отношений.
Это сложное равновесие множества компонентов,
очень важных, очень специфических для
каждой организации, но с трудом фиксируемых
обычными исследовательскими приемами.
В основе этих исследований лежит измерение
конкретных типов и видов взаимоотношений,
которое проводится на основе всех применяемых
в психологии методов: наблюдения, эксперимента,
опроса и др.
1.3. Психологические методы управления персоналом
1.3.1. Психологическое планирование
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов [6 41-47;58-69]. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:
- формирование подразделений (команд) на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
- рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образованности;
- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
Целесообразно,
чтобы психологическое
Глава 2. Способы психологического воздействия на персонал
Способы
психологического воздействия относят
к числу важнейших элементов
психологических методов
Внушение представляет собой психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду [25]. Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка. Крайне негативной формой внушения является зомбирование личности, когда человеку прививаются строго определенные формы поведения, выходящие за пределы моральных норм.
Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе [5 с 87-91].
Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других [10].
Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.
Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом