Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:21, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Понятие и классификация методов менеджмента…………….7
1.2. Социально-психологические аспекты управления персоналом
1.2.1. Социологические методы управления
1.2.2. Социологические методы исследования
1.2.3. Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………….23
1.3. Психологические методы управления персоналом ………………..31
1.3.1. Психологическое планирование…………………………………...31
Глава 2. Способы психологического воздействия на персонал……….32
Глава 3. Общая характеристика БОУ «СКОШ №12» …………………34
3.1. Методы управления персоналом в БОУ «СКОШ №12»……………39
3.2. Мероприятия и рекомендации по адаптации методов управления персоналом в существующей ситуации БОУ «СКОШ №12»………….43
Заключение………………………………………………………………..45
Список используемой литературы……………………………………….48
Приложения………………………………………………………………..49
1) соответствие
уровня образования заявителя
минимальным квалификационным
2) соответствие практического опыта характеру должности;
3) наличие
ограничений иного рода на
выполнение должностных
4) готовность
к принятию дополнительных
5) круг
лиц, которые могут
Содержание
анкеты в организациях устанавливается
самим нанимателем. Оно варьирует
в зависимости от контингента
персонала, на который рассчитана анкета,
и общей схемы отбора персонала.
При отборе на должности руководителей
применяют более подробные
Возможны
и специальные виды анкет. Например,
иногда применяют особые бланки для
студентов высших учебных заведений,
с которыми ведется работа по оргнабору.
Поскольку трудовой стаж студентов
невелик, обращают пристальное внимание
на учебу, экономические способности
и интересы претендентов. В анкете
запрашивается информация об учебных
заведениях, специальности, объеме (в
часах) профилирующих курсов (каждого
в отдельности), второй специальности.
Запрашиваются данные об академической
успеваемости претендентов, начиная
со школы: место в классе по успеваемости,
средний балл, балл успеваемости в
школе по дисциплинам специальности.
В анкете требуется указать баллы
по управленческим и юридическим
дисциплинам, количество учебных часов,
прослушанных по бухучету и анализу
финансово-хозяйственной
Одна
из задач анкетирования
Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с претендентом. Он обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.
Круг вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других - уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновку и графическое оформление анкет также варьируют.
2. Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять. Проводя интервью-собеседование следует придерживаться следующих правил:
1. Интервьюирующему следует знать профиль должности.
2. Необходимо
выполнить анализ документов
кандидата перед
проведением интервью: исследовать форму
и содержание заявления (в частности, культуру
обращения, копию письма или оригинала,
имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту
информации. При рассмотрении автобиографии
важно выделить главное: работал на одном
месте или нет и т.п.;
3. Следует
провести неформальный
4. Структура беседы, включающая несколько фаз:
- контакта (5-10 мин), во время которой задаются вопросы (как доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться;
- интервью (20-60 мин);
- мотивации (20-45 мин) - ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.;
- дискуссии (5-10 мин), обсуждаются общие аспекты контракта.
5. Следует
подготовить концепции
6. Информацию следует записать и сделать выводы после интервью.
7. Интервью
с несколькими кандидатами
в коротких промежутках времени [7 с 51-62].
В процессе
проведения интервью существует ряд
проблем, в основе которых лежат
эмоциональные и
Наиболее типичные ошибки при ведении интервью:
1. Предрассудок - ложный взгляд на поведение и действия интервьюируемого, ставший привычным.
2. Идеальная картина - проецирование своей жизни на интервьюируемого.
3. Неготовность к интервью.
4. Эффект
поведения - не нравится манера
поведения кандидата,
5. Эффект
возможности - менеджер по персоналу
должен иметь
опыт. Он делает много и одновременно слушает,
продумывает новый
вопрос, делает письменные пометки и т.п.
А это весьма непросто.
6. Эффект
контраста - в один день нужно
провести интервью с
График ведения интервью можно детализировать и конкретизировать по фазам:
1) начало беседы;
2) обсуждение положительных аспектов;
3) обсуждение негативных аспектов;
4) определение направлений решения проблем;
5) кредит времени для претендента;
6) окончание интервью.
3) Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Социометрическая
структура группы несет важную информацию
о характере межличностных
- Кто является неформальным лидером группы?
- Каково распределение статусов?
- Какова эмоциональная сплоченность группы?
- Кто кого предпочитает в общении?
- Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?
4) Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.
В исследованиях
может использоваться включенное наблюдение,
когда исследователь включается
в определенную социальную деятельностную
ситуацию и анализирует события как - бы
«изнутри», и невключенное (простое) наблюдение,
когда события регистрируются со стороны.
1.2.3.
Создание оптимального
социально-психологического
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Значимость
социально-психологического климата
определяется также тем, что он способен
выступать в качестве фактора
эффективности тех или иных социальных
явлений и процессов, служить
показателем, как их состояния, так
и их изменения под влиянием социального
и научно-технического прогресса. Социально-психологический
климат выступает также в качестве
полифункционального показателя уровня
психологической включенности человека
в деятельность, меры психологической
эффективности этой деятельности, уровня
психического потенциала личности и
коллектива, масштаба и глубины барьеров,
лежащих на пути реализации психологических
резервов коллектива. Эффективность
совместной деятельности во многом зависит
от оптимальной реализации личностных
и групповых возможностей. Благоприятная
атмосфера в группе не только продуктивно
влияет на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые
возможности и проявляет
Понятие
«социально-психологический
В психологическом
словаре дается следующее определение
социально-психологического климата. Социально-
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося всего коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Установлено что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь [8 с 68-80].
Наиболее
общим образом социально-
Г.А. Моченов и М.Н. Ночевник считают, что социально-психологический климат проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами, при личных контактах между людьми [6 с 37].
Другие авторы отмечают и такие характеристики социально-психологического климата, как:
1) общий эмоционально-динамический, эмоционально-психологический настрой;
2) настроение
группы, определяемое межличностными
отношениями совместно живущих,
3) атмосфера,
складывающаяся между
Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом