Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:55, реферат
Организация – это универсальный тип общности, на которой базируются все уровни хозяйственной системы и само общество. Термин «организация» употребляется, во-первых, для обозначения процесса упорядочения, привидения чего-либо, каких-то частей в систему, способную сохранять единство этих частей. Во-вторых, это и объект, являющийся результатом процесса организации. Он обозначается также термином «организация» с присущими ей единой структурой, взаимосвязями, соотношением частей и целого.
Социальная динамика и адаптация организации к рынку
Организация
– это универсальный тип
Ни само общество, ни экономика не могут существовать, не создавая, не образуя в себе организаций на всех уровнях. Но в данном случае речь пойдет о первом уровне хозяйственной системы – о фирме.
Фирма – опорное звено хозяйственной системы. Независимо от масштабов производства (услуг), от численности персонала производственная организация выполняет главные функции в экономической и социальной динамике. Социальная сущность, цель и смысл производственной организации – удовлетворение общественных потребностей. В то же время организовать, как подчеркивал еще Файоль, значит создавать двойной организм предприятия – материальный и социальный.
Общественная потребность в функции, которую выполняют фирмы, может рассматриваться более или менее широко. В периоды преобразования общественно-экономических отношений встает проблема организации жизнедеятельности самой фирмы по полному набору критериев общественных целей. И нужен анализ, позволяющий провести ревизию традиционно утвердившегося утилитарно зауженного подхода к организации, который был удовлетворительным в недавнем прошлом.
В российской практике совершенствование организации на уровне фирмы ориентировано до сих пор, в основном, на технико-экономические критерии, в частности, рентабельность производства, прибыль и другие показатели экономической эффективности. Эти показатели необходимы, но они недостаточны. Наборы социальных показателей планов фирмы были как бы автономны, органически не зависимы от производственных показателей. И в сознании управленцев две стороны одной сущности – социальная и технико-экономическая – были разобщены.
Организация и рынок. Рыночная система хозяйствования диктует смену критериев организации. Сами рыночные отношения являются причиной и следствием деятельности фирмы. Усиливается ответственность организации на уровне предприятия за эффективное выполнение им своей социальной функции в двух аспектах, связанных иными критериями целесообразности. Акцент ставится на целях. Цель и смысл фирмы в том, чтобы провести то, что потребители хотят и могут купить. Более того, в рыночной экономике эта цель возводится в ранг принципа выживания предприятия: производить только то, что можно продать, а не наоборот, продавать то, что производится.
Если производится без гарантии сбыта продукции, то такая фирма в рыночных условиях не сможет выжить.
Из названного принципа вытекает две группы следствий, которым должно руководствоваться предприятие в условиях перехода к рыночным отношениям. Они касаются внешней среды фирмы и ее внутренней организации.
Внешняя среда предприятия: главные ее свойства состоят в преобладании социальных моментов, кроме того, она динамична и предполагает организационные механизмы адаптации предприятия к изменениям. Перечислим основные параметры, с учетом которых предприятие организует свою деятельность:
- социально-культурная среда: язык, религия, образование, социальная сертификация, социальные институты, система ценностей, социально-ролевые структуры, социальная мобильность, уровень потребления, подвижность, восприимчивость к изменениям;
- экономическая
среда: сила рубля, изменение
платежного баланса, торговые
и таможенные барьеры, участие
в международном бизнесе,
- законодательно-политическая
среда: типы государственного
правления, национальные
- гео- и
демографическая среда:
- деловая и
технологическая среда:
Внутренняя организация фирмы имеет свои важные параметры:
- цели производства;
- факторы производства;
- труд – интеллектуальные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства;
- капитал – все средства, созданные людьми, для использования в производстве;
- природные
ресурсы – все, что может
быть использовано в
- эффективность производства.
По поводу внутренней среды предприятия следует учитывать, что ее социальная сущность может иметь иной набор характеристик, по сравнению с внешней (о чем ниже будет сказано подробнее). Отметим, что в переходный период предприятие вынуждено переориентироваться с преимущественно патерналистских административных линий связи с госорганами на совершенно иной характер зависимости от внешней среды.
Внешнее влияние и зависимости не стационарны и еще достаточно долго будут таковыми при условии, если адаптация к рыночным ценностям не будет ускоряться, согласуя интересы и цели внутренней организации и внешней среды каждого предприятия. Сама сущность внутренней реорганизации состоит, как уже сказано, в смене приоритетных целей и критериев, а также в использовании экономических методов управления. Таким образом, главные задачи обеспечения благополучия предприятия ориентированы на его социальную роль в экономике. Процессы экономического развития, являясь базисными для социальных процессов, протекают на фоне и во взаимовлиянии с последними.
Обратимся к интересному явлению, которое можно назвать переходной технологией.
Информация о работе Социальная динамика и адаптация организации к рынку