Динамика структуры социальных внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

В данной курсовой работе была поставлена следующая цель: осветить цели формирования и использования государственных внебюджетных фондов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда теоретических и практических задач, а именно:
1. объяснить понятие и роль внебюджетных фондов;
2. изучить необходимость образования внебюджетных фондов;
3. осветить показатели формирования и направления использования различных внебюджетных фондов, а именно: Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ и Фонда занятости населения РФ;
4. проанализировать деятельность внебюджетных фондов.

Содержание

Введение
1. Сущность и роль внебюджетных фондов
1.1 Роль внебюджетных фондов
1.2 Экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения
1.3 Необходимость государственных внебюджетных фондов
2. Показатели формирования и направления использования внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
2.2 Фонд социального страхования Российской Федерации
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
2.4 Государственный фонд занятости Российской Федерации
3. Анализ деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

МГУ

 

  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 

  РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ: 

  Динамика  структуры социальных внебюджетных фондов 

  Дисциплина  «Финансы» 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель

Ст.преп.

Злобина М.С.
 
Студент
 
Иванова Д.А

Группа  5-б

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Москва

  2011 
 
 
 

Оглавление

  • Введение
  • 1. Сущность и роль внебюджетных фондов
  • 1.1 Роль внебюджетных фондов
  • 1.2 Экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения
  • 1.3 Необходимость государственных внебюджетных фондов
  • 2. Показатели формирования и направления использования внебюджетных фондов
  • 2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
  • 2.2 Фонд социального страхования Российской Федерации
  • 2.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
  • 2.4 Государственный фонд занятости Российской Федерации
  • 3. Анализ деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Превращение экономики  России из планово-распределительной  в рыночную привело на практике к  децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйствования механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства, которые покрывались  специальными доходами.

В условиях экономического кризиса в России, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у органов  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать внебюджетные фонды.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в  нашей стране в начале переходного  периода к рынку на базе закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 года.

Внебюджетные  фонды являются одним из звеньев  общегосударственной системы финансов. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной неустойчивости и кризисных явлений. Решение этих задач требует значительных денежных ресурсов. Возникает необходимость их концентрации на государственном и региональном уровнях, ибо планируемые мероприятия отвечают как общим социально-экономическим, так и региональным интересам.

Внебюджетные  фонды государства рассматриваются  как совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных и местных органов власти и имеющих целевое значение. Поэтому для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве и повышения жизненного уровня населения важным является оптимальное формирование и расходование средств этих фондов.

Разнообразие  фондов обуславливает их сложные  многоступенчатые связи с другими  звеньями финансовой системы и населением. Изучение этих связей особенно актуально  в современных условиях.

В данной курсовой работе была поставлена следующая цель: осветить цели формирования и использования государственных внебюджетных фондов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение  ряда теоретических и практических задач, а именно:

1. объяснить  понятие и роль внебюджетных  фондов;

2. изучить необходимость образования внебюджетных фондов;

3. осветить показатели  формирования и направления использования  различных внебюджетных фондов, а именно: Пенсионного Фонда Российской  Федерации, Фонда социального  страхования РФ, Фонда обязательного  медицинского страхования РФ и Фонда занятости населения РФ;

4. проанализировать  деятельность внебюджетных фондов.

Объектом исследования данной работы являются государственные  внебюджетные фонды.

Изучением данных вопросов опирается на источники  энциклопедического характера по вопросам экономики, на учебную литературу и статистические журналы.

Информационной  базой исследования послужили данные, опубликованные в Российском статистическом ежегоднике 2007 года.

1. Сущность и  роль внебюджетных фондов

1.1 Роль внебюджетных фондов

Внебюджетные  фонды являются одним из звеньев  государственных финансов.

Внебюджетные  фонды - это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности Статистика финансов: Учебник/ Под ред. проф. В.Н. Салина - М.: Финансы и статистика, 2000. - 816с..

Внебюджетные  фонды позволяют:

* влиять на  процесс производства посредством  финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;

* обеспечивать  природоохранные мероприятия, финансируя  их за счет специально определенных  источников и штрафов за загрязнение  окружающей среды;

* оказывать  социальные услуги населению  путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

* предоставлять  займы, в том числе зарубежным  партнерам, включая иностранные  государства.

В настоящее  время в нашей стране действуют  Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды.

Статистика  внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов -- определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

1.2 Экономическая  сущность внебюджетных фондов, причины  их возникновения

История возникновения  внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных  видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Создание специальных  фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В России cоставлялось  только два бюджета: обыкновенный и  чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета История финансов СССР (1917-1950 гг.): учебник/ В.П. Дьяченко- М.: Наука, 1978. - 492с..

Впервые целевые  бюджетные фонды стали создаваться  в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Фонд социального  страхования (ФСС) был создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования  населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой -- приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был - и по форме, и по сути - страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения  бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки, перераспределения  которых ограничены целевым назначением  фонда. Такая ограниченность в перераспределительной  функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

Информация о работе Динамика структуры социальных внебюджетных фондов