Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы понять, что такое ситуационное управление и каким образом оно реализуется на практике в организации.
Объектом исследования выступает ситуационное управление.
Предмет исследования – реализация ситуационного управления на практике.
Введение 2
1. Ситуационный подход в управлении 4
1.1. Понятие ситуационного подхода 4
1.2. Ситуационный анализ 7
1.3. Ситуационные теории лидерства 11
2.Эффективное применение на практике ситуационного подхода к управлению 18
2.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода в управлении 19
2.2. Алгоритм принятия управленческих решений при использовании ситуационного управления 20
2.3. Ограничения в применении ситуационного управления 21
Заключение 24
Список использованных источников и литература 26
Директивное лидерство – высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.
Поддерживающее лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство – совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении.7
В
отличие от концепции Фидлера, данная
модель предполагает, что лидеры могут
менять свое поведение и проявлять
один или все из указанных стилей.
Согласно модели, эффективная комбинация
лидерских стилей зависит от ситуации.
Для анализа ситуации в модели
предлагаются два типа ситуационных
факторов: характеристики последователей
и факторы организационной
Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры.
Вера
в предопределенность происходящего
от действий индивида.
Выделяются два типа поведения подчиненных:
Первые предпочитают участвующий стиль лидерства, а вторые более удовлетворены директивным стилем.
Склонность к подчинению связана с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный стиль. Другие стремятся активнее участвовать в управлении.
Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
Практическое применение модели управленцами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. Но важно помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
Модель
ситуационного лидерства
Согласно данной модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
Хотя
ни одна из ситуационных теорий не получила
полного подтверждения в
Все ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены управленцем для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Ситуационные
теории, давая описание того, как
подстраивать организацию к конкретным
требованиям, как производить изменения
и перестановки наиболее рационально
и безболезненно, как создавать
и развивать адаптационный
Решение управленческих задач представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений перестало быть сферой ответственности только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.
В
настоящее время имеется
Таким
образом, мир бизнеса, испытывающий
в настоящее время
Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:
Ситуационный
подход концентрируется на том, что
пригодность различных методов
управления определяется ситуацией, поэтому
в состав алгоритма принятия решений
включаются этапы сбора и анализа
информации о ситуации, определения
целей управления ситуацией при
решении проблемы, а также прогнозирование
последствий управляющих
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных вида ограничений: технологические, ограничения в постановке задач и человеческие.
Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей. Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.
Ограничения в постановке задач возникают из-за индивидуальных особенностей работников, выполняющих те или иные работы. Некоторые работники могут работать в четко отработанной манере с небольшой вариацией в своих действиях. Это характерно для тех, кто работает на конвейерном производстве. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы. Эти работы, как правило, требуют от работников знаний и умений в более широкой профессиональной области и предполагают наличие творческого подхода к выполнению задач.
Человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных факторов здесь состоит в определении мотивации отдельных работников или рабочих групп. Чем работники интересуются больше – уровнем заработной платы или сохранением рабочего места, есть ли у работников мотивация к карьерному росту или же они больше заинтересованы в личной неприкосновенности.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:
Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.
Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные,- от применения данной методики и концепции. Например, предложение удвоить заработную плату всем служащим за дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое–то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, можно предполагать, что такой путь может привести к разорению организации.
В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.