Шпаргалка по "Теории управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Теория управления".

Работа содержит 1 файл

O Upravleniye.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

                   12-Методология управления и методы управленческого воздействия. 

Метод-гия упр-ия – логич-ая схема упр-ч-ой деят-сти, предполаг-щая  взаимосвяз-ое поним-ие целей, ориентиров, а также ср-в и сп-бов их достиж-ия. Это умение видеть, распознавать, понимать, оц-ть и учит-ть зав-сти, к-рые и раскр-ют сод-ие проблем и подсказ-ют пути их решения.      Компоненты хар-щие сод-ие метод-гии упр-ия : 1 подходы – компонент опред-щий выбор и использ-ие остальных ее компонентов. Системный подход, проектный, программно-целевой, маркет-ый. 2 парадигмы – исходная концептуальная схема, система понятий, модель постановки проблем и  их решения, выбора соответств-щих методов. 3 проблемы – главное противоречие цели и ситуации, разрешение к-рого определит изм-ние ситуации в направл-ии принятой цели.

приоритеты  – означают послед-сть решения проблем во времени.5 ориентиры 6 критерии – мерила оценки, комплексные пок-ли 7 альтернативы 8 процедуры выбора 9 ср-ва и методы упр-ия         Метод – путь исслед-я, сп-б достиж-ия к-л цели, реш-ия задачи, сов-сть приемов или оп-ций теор-ч-го или практич-го познания и освоения действит-сти.          Методы упр-ия – СП-бы реал-ции ф-ции мен-та.  Методы упр-ия выбираются и использ-ся в зав-сти от сочетания ф-ций упр-ия и от сочетания его средств. Много зав-т от масштаба упр-ия, его целей, окр-щей соц-о-эк-ой среды, кач-а персонала и реального наличия тех или иных ср-в упр-я.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 13-Системный подход в управлении. 

   Деят-сть органов гос-го упр-ия связана с реш-ем сложных соц-о-эк-их задач. Рез-ты  того или иного реш-ия деят-сти м оказ-ть вл-ие на буд- целых поколений. В связи с этим очень важно, чтобы для реш-ия сложных задач упр-ия соц-о-эк-ми процессами использ-сь научные методологические подходы, позв-щие предвидеть рез-ты принятых реш-ий и снижать риск и последствия неудач. 1 из таких подходов явл-системный подход.    Системный подход в упр-ии рассм-ет упр-ч-ую деят-сть как систему, т.е. как сов-сть эл-тов, взаимод-щих м/ду собой в простр-ве и времени, функц-р-ние к-рых направл-о на достиж-ие общей цели.            Системный подход вкл след этапы деят-сти исслед-ля: 1 Выделение объекта вн-ия из общей массы явлений и процессов, очертание контура и пределов системы, ее основных частей, эл-тов, связей с окруж-щей средой. Выявл-ие главных или важных св-в составных эл-тов и системы в целом. При этом система не обязат-но явл матер-ым объектом; она м.б, например, алгоритмом, программой или моделью. 2     Опред-ие оснкритериев целесообразного действия системы, а также осн огранич-ий и усл-ий сущ-в-ия. 3 Опред-ие вар-тов стр-р и эл-тов , выявл-ие главных факторов,  вл-щих на систему. 4    Разраб-ка модели системы. 5 Оптим-ция работы системы по достиж-ию цели. 6     Опред-ие оптим-ой схемы упр-ия системой.7 Устан-ие надежной обратной связи по рез-там функц-ия, опред-ие надеж-сти функц-ия сист-ы.      3 осн принципа сист-го подхода: Целостность (хар-ка самой системы не сводится к сумме хар-к составляющих ее эл-тов)  Структ-сть(возм-сть описания сист-ы ч/з установление связей и отношений ее эл-тов) Иерарх-сть (соподчиненность эл-тов)               Упр-ие с позиции сист-го подхода есть осущ-ие сов-сти возд-вий на объект, выбранных из множ-ва возм-ых возд-вий на основании инф-ции о поведении объекта и сост-ии внешней среды для достиж-ия заданной цели. Упр-ие есть ф-ция системы, направленная либо на сохр-ие ее основного кач-ва, либо на вып-ие нек-рой прогр-ы, обеспеч-щей устойч-сть функц-р-ия и достиж-ие опред-ой цели.       Упр-ие предпол-ет измерения выходных пар-ров системы, сравн-ие рез-тов измерения с нек-рыми заданными эталонами и последующее возд-вие на вход системы с целью устано-ия необх-го режима работы. Соотв-о системой упр-ия называют систему , в к-рой реализ-ся ф-ции упр-ия.        Понятие сист-о подхода исп-ся в наст вр на всех ур-нях методологии, в одних случаях оно исчерпывается стратег-ми принципами , в других – мировоззренч-ой позицией, иногда оно использ-ся как набор процедур и приемов, созд-щих форму и условия реал-ции соотв-щих принципов. Поиск эфф-о инструментария, к-рым можно было бы воспольз-ся для опред-ия наилучших путей и реш-ий сист-ых задач, явл 1 з центр-х проблем совр-й науки упр-я. 
 
 

                                  14-Управление нововведениями. 

   Понятие «нововвед-е» озн прогресс-е нов-о, эл-, к-ый явл новым для сист-, прини-ей и использ-ей его.       Инновац-ый мен-т предст-ет собой сист-у из 2х подсистем – «матер-ой», направл-ой непоср-о на произв-о-тех-гич-ий процесс, и «нематер-ой», чьим объектом явл сами организац-о-упр-ч-ие мех-мы. «Нематер-ая» подсистема инновац-го мен-та явл для всей его системы базовой, опред-щей, созд-щей необх-ые и достат-ые условия для развертывания инновац-го процесса.        Орг-ция упр-ч-их инноваций – частная тех-гия админ-стр-ой деят-сти, обеспеч-щая упр-ие орг-зац-ым разв-ем органов гос-ого и муниц-ого  управления. св-вами таких инноваций яв-ся их кач-ый хар-р, целенаправл-сть, предметная новизна. Распростр-ие управ-их инноваций в органах гос-ого и муниц-ого управ-ия сталкивается с проблемами объективного и субъективного хар-ра.        Пов-ть эфф-сть подг-ки и реал-ции упр-ч-их нововведений позв-ют знание и собл-ие общих принципов и тех-гич-их принципов их орг-ции.      Базовым усл-ем осущ-ия ф-ции орг-ции упр-ч-их нововведений явлее орг-зац-ое закрепление за конкр-ой группой компетентных служащих – субъектом инноваций, что обеспеч-ет центр-цию распростр-ия последних. К объектам инноваций – подвергаемым целенаправл-ому изм-ию компонентам упр-ч-ой системы – относятся цели, задачи деят-сти, ее стр-ра и тех-гия, персонал органа упр-ия.     Орг-ция упр-ч-их инноваций осущ-ся посредством спец-методов. Осн методами явл диагн-ка инновац-ого климата и интенсиф-ция инновац-ого процесса. В свою очередь, диагн-ка провод-ся с примен-ем методов анализа док-то , наблюд-ия, опроса, экспер-та.      Процесс орг-ции упр-ч-их инноваций склад-ся из этапов формир-ия орг-зац-ой среды внедрения, методич-го обеспеч-ия нововведения, мониторинга инновац-го процесса, вкл-щих ряд конкр-ых оп-ций. 
 
 

                                               15-Мониторинг и бенчмаркинг. 

Мониторинг (от лат. monitor - предостерегающий) – это  тех-гия наблюдения и ан-за изм-ий объекта упр-ия, хар-емая пост-вом, регул-стью осущ-ия в течение всего упр-ч-го цикла.     Объекты мониторинга сегодня – это полит-ие, эк-ие, соц- и научно-технические явления.          Мониторинг позволяет: - поср-вом сравнения выявлять изм-ия, происх-щие в объектах наблюдения; - устан-ть мех-змы процессов и явлений, происх-щие в объектах наблюдения;  - обогащать знания об исследуемом объекте.           Новая роль мон-га утв-сь с появл-ем и распростр-ем страт-ч-го пл-р-ия.      Мон-г в наст вр м.б предст-ен как: - специфич-ая тех-гия упр-ия; - сп-б контроля над ситуацией, выявл-ия причин м/у сущим и должным во внутр и внешней среде страны, региона, муниц-го образ-ия, а также орг-ции; - фактор сниж-ия риска при разраб-ке стратегии, при подг-ке к хоз-ой деят-сти.       В сфере гос-го и муниц-го упр-ия мон-г все более широко исп-ся для комплексной сравнительной оц-ки соц-о – эк-го разв-ия территор-ых стру-р РФ – федеральных округов, эк-их районов, субъектов РФ, городов и районов. Мон-г способствует выраб-ке долгоср-ой стратегии, налаживанию взаимод-вия федерального Центра и территор-ых органов власти и упр-ия, укрепл-ию эк-го простр-ва страны и строит-ва федерального гос-ва.         Осн задачи мон-га, осуществл-го в рамках гос и муниц упр-ия, закл-ся в: - получ-ии объективной инф-ции о  соц-о – эк-их и обществ-о – полит-их процессах в стране, регионах, городах и районах; - ан-зе и всестор-ей оц-ке угрозы обществ-ому разв-ию в наст-м и в буд, доведении полученных рез-тов до сведения органов гос и местной власти и населения; - обоснование мер по ускорению позитивных изм-ий; - разраб-ке мер, гарант-щих безоп-сть систем жизнеобесп-ия населения.           В наст вр мон-г осущ: - федеральными органами власти и упр-ия, - отраслевыми министерствами и ведомствами, Адм-цией Президента РФ, - регион-ыми стр-рами власти и упр-ия, органами местного самоупр-ия, - научными гос и негосу орг-ями, незав-ми стр-рами, вып-щими аналитич-ие разраб-ки.          Бенчмаркинг эта тех-гия тесно связана с мон-гом. Бенч-г – особая упр-ч-ая процедура, к-рая сост в том, что в практику работы орг-ции внедр-тся техн-гии, стандарты и методы работы лучших орг-ций – аналогов. В процессе бенч-га осущ-ся поиск орг-ций (предпр-ий) к-рые пок-ют наивысшую эфф-сть, обучение их методам работы и реал-ции передовых методов в собственных условиях. Бенч-нг – есть сист-ч-ий процесс выявл-ия лучших орг-ций и ан-за, оц-ки их пр-ции и методов пр-ва с целью использ-ия передового опыта этих орг-ций для себя.  В основе бенч-га лежит концепция непрер-го соверш-ия деят-сти, к-рое предусм-ет непрер-ый цикл пл-р-ия, корд-ции, мотивации и оц-и действий с целью устойч-го улучш-ия деят-сти орг-ции.  Осн сод-ие бенч-га состоит не только в том, чтобы опред-ть, наск-ко другие орг-ции оказ-сь успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, к-рые позволили достичь более высоких рез-тов.   Бенч-нг нашел свое примен-ие как в комм-их предпр-ях, так и в гос упр-ии. Бенч-нг м рассм-ть как инструмент всеобщего упр-ия кач-вом – это стандарты ИСО серии 9000.  Бенч-нг подразд-ся на: - конкурентный – рассм-ет изделия, услуги и процессы работы прямых конкур-тов орг-ации – функц-ый – рассм-ет изделия, услуги и процессы работы орг-ций, не явл-щ-ся прямыми конкур-ми данной орг-ции.              Национ-ые и местные прав-ва многих стран мира ищут СП-бы ум-ть расх-ы, увел-ть эфф-сть упр-ия, усилить отдачу потраченных бюдж-ых ср-в, пов-ть кач-во услуг, предост-мых гражданам. 
 

16-Информационная  база управления и использование  информационных технологий. 

Широкая информат-ция всех сфер жизнед-сти общ-ва принцип-о изменяет роль инф-ции (И) и инф-ых тех-гий (ИТ)  в сфере упр-ия соц-ым и эк-им разв-ем страны.   От масш-ов и кач-ва использ-ия ИТ в професс-ой деят-сти во многом зав-т ур-нь соц и эк разв-ия общ-ва, его интеграция в мировую эк-ую систему.     Примен-ие соврем-ой ИТ в органах гос власти и местного самоупр-ия, деят-сть к-рых сопряжена с необх-стью обраб-ки и ан-за большого объема разнородной инф-ции, сегодня особ-о актуально.  В соврем общ-ве в наст вр без ИТ попросту невозм-о наладить эфф-ое взаимод-вие м/ду многочисл-ми властными стр-рами, нельзя надлежащим образом повысить и кач-во выраб-ки и принятие реш-ий, снизить вер-сть проявл-ия упр-ч-их ошибок.      ИТ расш-ют возм-сть эфф-го упр-ия, поск-ку предост-ют в распоряжение всех мен-ров, финн-стов, рук-лей органов гос. власти методы обраб-ки и ан-за эк-ой и  соц инф-ции, необх-ой для принятия упр-ч-их решений.   ИТ в упр-ии – это системноорганизованная для решения задач упр-ч-ая сов-сть методов и ср-в реал-ции оп-ций сбора, регистрации, передачи, накопл-ия, поиска, обраб-ки и защиты инф-ции на базе примен-ия прогр-го обесп-ия и ср-в вычислит-ой и телекоммуникац-ой техники.    Среди ИТ упр-ия, об-о используемых при построении корпор-ых ИСистем органов гос. и муницип. Упр-ия, м выделить следующие группы тех-гий: - географич-ие информац-ые (геоинформац-ые) Т – это информац-ая система, вкл-ая в себя большое кол-во графич-их и тематич-их баз данных, соедин-ая с модельными и расчетными ф-циями для принятия разнообр-ых упр-ч-их решений; - WWW (World Wide Web) – информац-ых тех-гий – WWW это распределенная ИС мультимедиа, основанная на спец-ых протоколах приема и передачи гипертекстовой инф-ции по сети Интернет. - ИТ интеллект-ой подд-ки процедуры принятия решений – это компьютерное моделир-ие процессов принятия решений. Сегодня становится центральным направл-ем автом-ции деят-сти лица, приним-щего реш-ие.            Каждая ИТ действует по вертикали упр-ч-ой пирамиды.         Рацион-ое обоснование выбора необх-ых ИТ и грамотное их использ-ие в органах гос и муниц упр-ия позволяет существ-о повысить кач-во упр-ия в целом, снизить трудоемкость рутинных работ, ускорить процессы получения инф-ции, необх-ой для принятия упр-ч-ого реш-ия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17-Анализ  в управленческой деятельности. 

Термин  «анализ»( от гр. – разложение) предпол-ет мысленное или реальное раздел-ие объекта на эл-ты,части,что позв-ет упростить познание объекта.        Анализ - Это ф-ция упр-ия, исп-з-щая ср-ва деят-сти рук-лей и методы изучения обст-ки, проблем, ситуаций спец-стов-аналитиков, путём выявления и сопост-ия св-в.     Гл цель ан-за: созд-ие предпосылок для разв-ия, что требует сосредот-ия на угрозах внешней среды, недостатках и слабых сторонах управляемой системы, процессов упр-ия, личностей рук-лей и т.д.   Ан-зу м.б. подвержены: внешн и внутр среда, любой исп-ль (персонал орг-ции), мен-р  (рук-ль) ,  а также другие ф-ции упр-ия. Спец-ые методы ан-за позв-ют макс-о объект-о оц-ть сост-е и изм-ия соц–эк-ой обст-ки, эфф-сть управляемой деят-сти и самого упр-ия.     Критерии ан-за потенциала мен-ра (основания оц-ки)- 1.Размытые личные ценности-Недостат-о ясные жизн-ые ценности приводят к размытости суждений и необоснов-сти решений. 2.Размытые личные цели- Рук-ль м не иметь  четких целей, стрем-ся к недостиж-ым или нежелат-ым целям. 3.Остановленное саморазв-ие-Неспос-сть преод-ть свои слабости, склон-сть избегать острых ситуаций, привычка не риск-ть. 4.Недост-сть навыков решать проблемы- Неумение прин-ть эфф-ые и операт-ые реш-ия. 5.Недост-к творч-го подхода- Неумение прин-ть нестанд-ые творч-ие реш-ия, неспос-сть к инн-циям, изобретат-ву 6.Неумение влиять на людей- Отс-вие дара внушения, воодуш-ия людей, умения «повести» за собой 7. Недостат-ое понимание особ-стей упр-ч-ого труда- Незнание науки упр-ия,конкр-ых приёмов и методов возд-вия 8.Слабые навыки рук-ва- Отс-ие спос-сти рук-ть,таланта рук-ля 9.Неумение обучать- Неумение помогать подч-ым в личном и служ-ом росте, отс-ие кач-в наставника, лидера и авторитета 10.Низкая спос-сть формир-ть колл-в - Неумение сформ-ть дружную,эфф-о раб-щую «команду» едином-ков 11.Неумение упр-ть собой - Неумение рук-ля бороться со стрессами, рацион-о исп-ть время,силы и спос-сти       Ан-з ф-ций упр-ия осущ-ся для оц-ки: - необх-сти и достат-сти реализуемых ф-ций упр-ия; - исключ-ия дублир-ия и пораллелизма ф-ций,совершенств-ия и распред-ия упр-ч-ого труда; - опред-ия узких мест и пробл-ых вопросов декомп-ции ф-ций упр-ия; - полноты предст-ия и рац-го распред-ия по ур-ням ф-ций пл-р-ия,марк-га,контролл-га и т.д. – опред-ия затрат на вып-ие конкр-ых ф-ций; - ан-за ф-ции с т.зр труд-сти,сложности,эфф-сти.     Наиб-ее естеств-ая в этой ситуации разнов-сть ан-за:функцион-о-стоимостный ан-з(ФСА): обесп-ет сравнит-о высокую точность в распред-ии суммарных фактич-их затрат на продукты и услуги, к-рые порождают эти затраты. Спец-ка ан-за в гос службе. В гос оганах ан-з ориентир-н на созд-ие наиболее благопр-ых условий для жизнед-сти насел-ия данного региона и всей страны в целом,поэтому глзадача аналитич-ой деят-сти раб-ков гос службы сост в том,чтобы искать и находить доп-ые ист-ки для удовлетв-ия растущих потребн-ей нас-ия,а также следить за тем, чтобы имеющиеся ресурсы исп-ись с наибольшей соц-ой отдачей. Особ-сти аналитич-ой деят-сти в органах гос службы: -она исследует объект как целостную стр-ру,сост-щую из многих взаимод-щих частей и подразд-ий; - она отслеж-ет изм-ия конкр-ых форм взаимод-вия достат-о потивореч-ых общегосу-ых,местных,групповых и личных интересов, стремясь своевр-но вскрыть назревающие конфликты и факторы, к-рые их вызывают; - исследует соц-ую и эк эфф-сть в долгоср-ом периоде. 
 
 
 
 

18-Методология  и организация процесса принятия  управленческого решения. 

Упр-ч-ое реш-ие – это рез-т творч-ой мыслит-ой деят-сти субъекта упр-ия, связанной с идент-цией проблем,ан-зом и оц-кой ситуации, прогн-р-ем тенденций разв-ия, соц-о-эк-им обосн-ем и выбором альтернатив поведения и прогр-ы действий орг-ции по разреш-ию возникшей проблемы.      Эфф-сть упр-ч-ой деят-сти предопред-тся кач-вом реш-ий.      Хар-ки оц-к кач-ва реш-ия: Своевр-сть: Умение решать проб-ы до того,как они приобр-и угрож-щие формы и когда неизб-ы матер-ые и орг-зац-ые затраты при высоких рисках. Обоснов-сть: Необх-о принцип-ое определ-ие нуж-сти этого реш-ия. Эконом-сть: Приемлимое кач-во реш-ия при рац-ых затр-ах на его разраб-ку,оправданное соотн-ие эффекта и затрат. Непротивор-сть: Логич-я выстроенность всех предусмотр-ых реш-ем действий.  Адапт-сть: Кач-во реш-ия,позвол-щее коррект-ть поведение орг-ции в соотв-ии с изменяющимися обст-вами. Выполн-сть(реальность): Учёт реального потенциала орг-ции и объект-ых возм-стей роста   Базовая модель разраб-ки и принятия упр-ч-го решения. 1.Идентиф-ция проблемы и опред-ие цели. 2.Опред-ие пути(метода) решения проб-ы. 3.Принятие(оф-ие,фиксация) упр-ч-го решения. 4.Доведения решения до исп-ля. 5.Вып-ие решения.    Подходы,часто употр-ые при подг-ке упр-ч-их решений.      Целевой - Приор-т цели на всех этапах упр-ч-ой деят-сти(цели всех подразд-ий орг-ции д соотв-ть целям орг-ции). Системный - Любая проблема,ситуация рассм-ся в контексте всей системы в целом. Процессный - Достижение общей для объекта цели рассм-ся как совокупный процесс,сост-щий из ряда упорядоч-ых составных процессов.  Ситуационный - Эфф-сть решения опред-я конкр-ой ситуацией,с к-рой сталк-ся орг-ция,исходя из особ-тей конкретной системы и спец-ки проблемы.               Модели разраб-ки и принятия упр-ч-их решений,в основе к-рых лежат личностные кач-ва разраб-ков и лиц,прин-щих реш-ие,назыв поведенч-ми.        Модели, в к-рых опред-щим эл-том явл вл-ие семьи,окруж-ия ср-в массовой инф-ции, партийная и соц-ая принадл-сть, корпор-ые традиции и мораль назыв соц-о-псих-ч-ми. 
 
 
 
 
 

19-Модели  управления как форма эволюции  управленческой мысли. 

Ответ: Эволюция упр-ч-ой мысли отраж-ся в упр-ч-их моделях. Модель упр-ия-теоретич-и выстроенная сов-сть представлений о том, как выглядит система упр-ия,как она действует на объект упр-ия, как адапт-ся к изм-ям во внешней среде, чтобы управляемая орг-ция могла добиваться поставл-ых целей, устойч-о развиваться и обеспечивать свою жизнесп-сть. Она вкл в себя базовые принципы мен-та, стратегич-ое видение, целевые установки и задачи,стр-ру и порядок ее эл-ов, организац-ую культуру, аналитику и контроль за ситуацией, мотивац-ую пол-ку. Осн-ые модели упр-ия: -по виду преоблад-щей собств-сти на ср-ва пр-ва -по степени рын-го вл-ия на эк-ку -по хар-ру властных полномочий рук-вом -по территор-ому происхождению и месту адаптации -по критерию “встроенности” чел-ка в систему производит-ых сил  Эволюция упр-ч-ой мысли – рез-т разв-ия производит-ых сил, эк-их и соц-ных отношений, научного ан-за примен-ия моделей упр-ия на практике. Эволюция упр-ч-ой мысли-это эволюция формир-ия упр-ч-их концепций, лежащих в основе применяемых упр-ч-их моделей. 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории управления"