Роль коммуникации в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Содержание

Введение
1. Роль коммуникации в системе управления
1.1 Понятие и виды коммуникации. Значение коммуникаций в процессе деятельности предприятии
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса
1.3 Барьеры коммуникации
2. Коммуникационные процессы на примере ЗАО «Сыктывкарская птицефабрика»
2.1. Общая характеристика организации
2.2 Структура организации, описание товара и технологий производства
2.3 Коммуникации на предприятии
3. Совершенствование коммуникаций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

то.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Канал связи — средство передачи информации.

Получатель — лицо, которому отправитель адресует переда­ваемое сообщение.

Процесс коммуникации можно представить в виде последо­вательности нескольких взаимосвязанных этапов.

Формулировка идеи и отбор информации — Кодирование информации и формирование сообщения — Выбор канала связи и передача сообщения — Декодирование сообщения и восприятие информации — Интерпретация сообщения  и  формирование  ответа на него — Передача ответа отправителю —

Очень часто процесс коммуникации занимает всего несколько минут или даже секунд и на практике сложно выделить и разгра­ничить его отдельные этапы. Однако мы кратко проанализируем каждый из них, чтобы лучше понять их содержание.

1. Формулировка идеи. Обмен информацией всегда начина­ется с формулирования идеи и отбора информации для сооб­щения. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. Это чрезвычайно важный этап, так как именно он во многом определяет эффективность процесса в целом. Очень часто можно наблюдать, как непродуманная или неудачно сформулированная идея служит источником недоразумений и препятствует достижению взаимопонимания. Поэтому главное для отправителя еще до передачи сообщения - четко определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны и адекватны конкретной ситуации. Итак, идея сформулирована, однако она еще не имеет опреде­ленной формы, в которой может быть передана получателю. Придать ей эту форму — задача следующего этапа.

2. Кодирование информации и формирование сообщения. Для того чтобы передать свою идею, отправитель должен с помощью символов, понятных получателю, закодировать информацию, придав ей определенную форму. В качестве таких симво­лов могут использоваться слова (звуки, буквы), интонации, жесты, рисунки (графические изображения) и т. д. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

3. Выбор канала связи и передача сообщения. Одновременно с кодированием отправитель выбирает и канал связи, соответст­вующий типу символов, использованных для кодирования, и целям коммуникации. К таким общеизвестным и часто исполь­зуемым каналам относятся: почта, телефон, телефакс, элек­тронная почта, компьютерные сети и т. д.

Если канал связи непригоден для физического воспроизведения определенных символов, передача информации невозможна или затруднена. Так, например, вряд ли можно получить адекватное представление о проекте нового здания пои передаче сообщения по телефону. Но не менее важно, чтобы выбранный канал соответ­ствовал идее и цели сообщения, иначе обмен информацией теряет эффективность. Например, если руководитель хочет предупредить подчиненного о недопустимости совершенного им нарушения правил и делает это во время непринужденной личной беседы, между прочим, а не официальным письмом или на совещании, он не должен удивляться, если работник не вос­примет идею серьезности своего проступка.

В ряде случаев, обмениваясь информацией, желательно не ограничиваться единственным каналом связи, а использовать определенное сочетание средств передачи информации. Хотя это и усложняет коммуникационный процесс, зато повышает его результативность. Так, исследования показывают, что одно­временное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективней, чем обмен только пись­менными сообщениями.

Выбрав канал, отправитель использует его для передачи со­общения получателю. Речь здесь идет только об одной из опе­раций — физической передаче информации, занимающей час­то лишь считанные секунды, которую, однако, иногда ошибоч­но принимают за весь процесс коммуникации.

4. Декодирование и восприятие информации. Чтобы воспри­нять   информацию,   заключенную   в   сообщении,   получатель должен декодировать его. Декодирование — это, по сути, пере­вод символов сообщения в мысли получателя. Если символы, использованные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет смысл сообщения и заложен­ную в нем идею. Однако в силу ряда причин, которые рассмот­рены ниже, в процессе передачи информации возникают раз­ личного рода помехи и искажения (шум), способные изменить смысл сообщения.

Для того чтобы компенсировать негативное влияние шумов и повысить эффективность обмена информацией, в коммуни­кационных процессах используется обратная связь. Под обрат­ной связью здесь понимается реакция получателя на принятое им сообщение. Обратная связь необходима, чтобы понять, на­сколько правильно было воспринято и понято сообщение. Ме­неджер не должен считать, что смысл всего сказанного или на­писанного им будет понят в точности так, как он задумал, и ему следует, поэтому наладить обратную связь с получателем.

Такая обратная связь реализуется с помощью двух завер­шающих этапов коммуникационного процесса.

5. Интерпретация сообщения  и  формирование  ответа.   На этом этапе отправитель и получатель меняются местами: полу­чатель становится отправителем и формирует свой ответ, в ко­тором содержатся его интерпретация полученного сообщения и реакция на него, а первоначальный отправитель - получате­лем, ожидающим сообщения - ответа.

6. Передача ответа. Сформированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи, замыкая тем самым цикл коммуникации.

Следует иметь в виду, что для достижения взаимопонима­ния может потребоваться несколько таких циклов и соответст­венно больше времени. Но хотя процесс коммуникации с об­ратной связью протекает медленнее, он гораздо более точен и эффективен по сравнению с односторонней связью.

Как уже отмечалось выше, в системах передачи информа­ции в большей или меньшей степени всегда присутствует шум. На языке теории информации шумом называют все, что иска­жает смысл передаваемого сообщения. Определенные шумы имеются всегда, поэтому на каждом этапе процесса коммуни­кации может происходить некоторое искажение смысла. Обыч­но эти искажения несущественны, но если уровень шума вы­сок, это приводит к существенной потере смысла и может даже полностью блокировать информационный обмен. Поэтому не­обходимо знать основные причины шумов и возможных иска­жений и учитывать их влияние в процессах коммуникации.

 

1.3 Барьеры коммуникации

Весьма важной характеристикой любой формы коммуника­ции является ее подверженность всевозможным помехам.

Под помехами понимаются препятствия, барьеры, возника­ющие при формировании, передаче и приеме информации и на­рушающие коммуникацию. Основными коммуникационными барьерами являются помехи, связанные:

—   с содержанием сообщения;

—   с формой сообщения;

—   со средствами сообщения;

—   с организацией сообщения.

К помехам, связанным с содержанием сообщения, относятся:

1) Языковые вербальные (связанные с речью, словами). Это, прежде всего, семантические помехи, вызванные неправильным пониманием смысла слов (например, из-за плохого перевода), недостаточной профессиональной подготовкой (непониманием специальных терминов), плохим произношением и т. п.

2) Языковые невербальные (связанные с языком жестов, тело­ движениями, выражением лица). Это помехи, возникающие приведении переговоров, когда разные стороны придают одним и тем же жестам различный смысл (например, кивок головы у болгар означает не согласие, как у нас, а отрицание).

3) Логические помехи. Здесь барьером становится различная система доказательств, принимаемая сторонами, различное ви­дение одних и тех же обстоятельств, разные принципы и уста­новки. Так, логика богатого отличается от логики бедного, логика смелого — от логики осторожного, логика покупате­ля — от логики продавца и т.д.

4) Помехи восприятия. Барьером может стать обстановка, в которой воспринимается информация (например, недру­желюбная атмосфера), предвзятое отношение к получаемой информации, отсутствие доверия, противоречия с предшест­вующими сообщениями, неготовность к восприятию (например, из-за пренебрежения необходимой подготовительной ра­ботой).

Помехи, связанные с содержанием сообщения, могут быть в значительной степени нейтрализованы:

- тщательной подготовкой к формированию, передаче и приему информации;

- привлечением к созданию сообщения и к его приему спе­циалистов;

- обучением персонала организации коммуникационным процессам;

- созданием обстановки, благоприятствующей коммуникационной деятельности.

К помехам, связанным с формой сообщения, относятся:

Сложность формы. Здесь помехи возникают из-за трудно­сти понимания сообщения (например, при злоупотреблении специальными терминами, при обилии цифровых данных и т. п.).

Непривычность формы. Помехи появляются, например, тогда, когда распоряжение отдается нетрадиционным способом (например, в необычной формулировке).

Несоответствие формы содержанию информации. Напри­мер, сигнал бедствия должен передаваться коротким сообщени­ем, а финансовая информация должна носить исчерпывающий характер.

Неопределенное посредничество в передаче и интерпрета­ции информации. Помехи возникают из-за неизбежных искаже­ний на каждом этапе приема-передачи сообщения (эффект «ис­порченного телефона»).

Помехи, связанные с формой сообщения, могут быть пре­одолены:

—   приданием сообщению понятного вида и доступной формы;

—   соблюдением установленных и согласованных правил пред­ставления информации;

—   обеспечением соответствия формы сообщения его содер­жанию;

—   исключением неоправданных промежуточных инстанций при передаче и приеме информация.

К помехам, связанным со средствами сообщения, относятся:

Низкая оперативность передачи информации. Например, запаздывание передачи информации вызвано необходимостью ее кодировать.

Малая пропускная способность средства. Информационные перегрузки, например, может вызвать недостаток у организации необходимой для оформления и передачи сообщения оргтехники.

Несоответствие средства сообщения характеру передавае­мой информации. Например, отсутствие видеоаппаратуры вы­нуждает довольствоваться лишь аудиотехникой, возможности которой ограничены.

Слабая помехозащищенность и низкое качество коммуника­ционных средств. Это приводит к нарушению коммуникацион­ного процесса и резко снижает его качество. Помехи, связанные со средствами сообщения, могут быть существенно снижены при выделении дополнительных средств на оснащение коммуникаций современной техникой.

К помехам, связанным с организацией сообщения, относятся:

Плохая обратная связь или ее отсутствие. Это увеличивает риск искажения информации, лишает организацию возмож­ности контролировать процесс управления.

Запаздывание информации. Это резко снижает ценность ин­формации и эффективность ее использования.

Неудачный подбор партнеров в коммуникационном про­цессе. Это увеличивает возможность искажения сообщений, а в ряде случаев может привести к срыву коммуникации.

Неудачный выбор времени и обстановки коммуникации. Это снижает ценность сообщения и эффективность его реализации.

Помехи, связанные с организацией сообщения, могут быть существенно уменьшены:

                   обязательным налаживанием постоянной и устойчивой обратной связи;

                   обеспечением своевременности в передаче информации;

                   тщательным подбором участников коммуникационного процесса;

                   продуманным выбором времени и обстановки коммуни­кации.

Паблик рилейшнз сегодня — одна из важнейших форм дело­вого общения. Учитывая это обстоятельство, остановимся на данной форме деловых коммуникаций более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коммуникационные процессы на примере

2.1. Общая характеристика организации ЗАО «Сыктывкарская птицефабрика»

Полное название организации: Закрытое акционерное общество «Сыктывкарская птицефабрика.

Общество является юридическим лицом. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение максимальной совокупной прибыли Общества и поддержания ее финансовой устойчивости в условиях конкуренции на мировом рынке.

Основной целью коммерческой деятельности ЗАО «Сыктывкарская птицефабрика» является получение прибыли путём производства, переработки и реализации продукции птицеводства, животноводства. Основной вид специализации – птицеводство яичного направления. «Сыктывкарская птицефабрика» наделена правом ведения следующих основных видов деятельности:

                   производство, переработка и реализация продукции птицеводства (включая производство и реализацию племенной птицеводческой продукции), животноводства, органических удобрений;

Информация о работе Роль коммуникации в системе управления