Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучение, разработка и реализации антикризисной стратегии предприятии на примере ООО «Хольц».
Анализ проводится на основании годовой бухгалтерской отчетности ООО «Хольц»» 2008–2009 годов, а именно:
бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчёт об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
– изучить роль стратегии в антикризисном управлении;
– рассмотреть классификацию и методологию формирования экономических стратегий антикризисного управления;
– дать характеристику процессу разработки и реализации антикризисной стратегии организации;
– рассмотреть организацию внедрения антикризисной стратегии;
– дать характеристику предприятия ООО «Хольц»;
– рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– разработать стратегию выхода из кризиса для ООО «Хольц»
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
1 ТЕОРИТЕЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….................5
1.1 Роль стратегии в антикризисном управлении ……………………...............5
1.2 Классификация и методология формирования экономических стратегий антикризисного управления…………….………………………………………12
2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….18
2.1 Характеристика предприятия ООО «Хольц»……………………………...18
2.2 Анализ основных показателей деятельности ООО «Хольц»…...…….…..20
2.3 Оценка ликвидности предприятия................................................................21
2.4 SWOT – Анализ ООО «Хольц»…………… …..........……………...………23
3 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………...……................................................................27
3.1 Разработка антикризисной стратегиина примере ООО «Хольц»…….......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
Антикризисные стратегии – это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его причины можно исследовать и сделать соответствующие коррективы в страсти поведения, смягчающей последствия спада.[9,c.78]
Выделяются внешние и внутренние факторы спада.
Внешние факторы: изменения технологий, изменение социальных ценностей или моды, насыщение конкретных сегментов рынка, действия конкурентов, изменения в структуре отрасли производства, падение объемов продаж в отрасли.
Внутренние факторы: слабое управление, недостаточный финансовый контроль, недостаточные усилия в области маркетинга, неудачные приобретения, слабое управление производством (операциями), чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности, вклады в крупные проекты.
Эти факторы приводят к спаду, который характеризуется следующими признаками: падения прибыльности, объема продаж, возрастание уровня финансовой зависимости, проблемы ликвидности в показателях текущей и срочной ликвидности, значительная текучесть персонала, уменьшение доли рынка.[12,c.113-114]
Кризисное
состояние экономики, падение объемов
промышленного производства, рост взаимных
неплатежей, нехватка оборотных средств
обусловливают необходимость
1) отражение сути антикризисного управления на предприятии;
2)
выделение характерных
Антикризисное управление представляет собой процесс преодоления кризисного состояния предприятия, возникающего по причинам как объективного, так и субъективного характера.
Опыт российских предприятий показывает, что в условиях децентрализованного управления проблема обеспечения эффективного исполнения каких-либо правил не может быть решена одним лишь административным воздействием. Свою эффективность доказали такие методы, как образование внутрифирменных центров прибыли, центров затрат, а также венчурных центров, разработка трансфертных цен для взаиморасчетов и распределения ресурсов.[16,c.78]
На практике антикризисное управление заключается в выработке и применении комплекса мер, способных обеспечить качественные изменения в производстве и сбыте. На предприятиях подобная система мер реализуется с помощью разработки экономических стратегий, направленных прежде всего на упорядочение финансовых потоков и получивших название финансового оздоровления. При этом стратегия рассматривается как долгосрочное развитие предприятия и системы его взаимоотношений с внутренней и внешней средой, ведущее предприятие к достижению намеченных целей.[8,c.38]
Таким образом, стратегия предприятия определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию действий.
На
основании изучения практики более
30 устойчиво работающих предприятий
были выделены следующие элементы экономической
стратегии промышленного
1.
Стратегия промышленного
2.
Направления работы по
– поиск новых рынков;
– разработка новой продукции;
– обеспечение высокого качества товаров;
– улучшение сервиса;
– разработка и внедрение новых технологий;
– приобретение и рациональное использование природных ресурсов;
– обеспечение роста производства;
– эффективное продвижение товара на рынке;
– обеспечение роста прибыли в плановом периоде.
3. Основные вопросы разработки экономической стратегии:
а) в области маркетинга:
– сегмент рынка, на котором должны быть сконцентрированы усилия,
– ассортимент и качество продукции,
– распределение ресурсов на стадии продаж,
– ценовая политика;
б) в области производства:
– необходимый уровень производства,
– покупка комплектующих или их собственное производство,
– срок запасов материальных ресурсов,
– политика набора или обучения персонала; в) в области финансов:
– объем текущих и капитальных затрат,
– сроки и направления инвестиций,
– источники финансирования;
г)
в области инновационной
– направления исследований,
– сроки и характер проведения изменений в продукции.[10,c.71]
4.
Основные этапы разработки
а) анализ результатов деятельности предприятия за определенный статистически значимый период, как правило, продолжительностью, равной периоду действия стратегии (это дает возможность определить приоритеты в развитии);
б) анализ портфеля продукции, который включает:
– определение ориентации товарной массы на потребителя (позиционирование выпускаемой продукции),
– определение конкурентоспособности продукции по качеству, издержкам, сервису,
– определение уровня рентабельности по каждому виду продукции,
– прогнозирование объема выпуска продукции на основе вероятностного подхода;
в)
выработка концепции
г) определение и оценка альтернативных вариантов, а также последствий принимаемых стратегических решений.[13,c.26-27]
5.
Условия действенности
– охват всех сфер деятельности предприятия;
– согласованность с внешними обстоятельствами;
– согласованность с ресурсными возможностями;
– учет миссии предприятия;
– практичность и реализуемость решений.
6. Стратегические принципы:
– не нарушать сложившегося на предприятии равновесия;
– планировать изменения;
– уделять главное внимание инновациям;
– каждый день создавать условия для будущей деятельности. Основные трудности, возникающие перед руководителями предприятия при разработке и реализации стратегии, сводятся к следующему.[19,c.36]
1. Изменение стратегии может разрушить сложившийся на предприятии тип взаимоотношений и вызвать противодействие, т.е. конфликт корпоративной культуры.
2.
Применение новых способов
3.
Недостаточно глубокий анализ
внешней и внутренней среды
предприятия может усилить
Преодоление данных трудностей облегчается, если организовать деятельность по стратегическому планированию согласно определенным правилам с учетом следующих условий.
1.
Необходимо опираться на
2. План реализации стратегии во времени должен обеспечивать высокие темпы работы и ритмичность. Четко определив стратегические цели, следует энергично приступать к реформам. Важен выбор темпа. Нельзя идти слишком быстро или слишком медленно. Взяв темп, необходимо выдерживать его до определенного рубежа.
3. Большое значение имеет обеспечение высокой корпоративной культуры изменений, которую можно определить правилом: последовательность плюс доверие равны экономической уверенности.
4. Существенным моментом в управлении реализацией стратегии, налаживании процесса достижения цели является мотивация персонала. Достижение высокой активности персонала и высокого качества работы: обеспечивает реализация правила: хорошо делают то, что хорошо вознаграждается.
5.
Неопределенность, в которой проводится
стратегия, порождает
Исходя из изложенного, процесс стратегического менеджмента промышленного предприятия представим схемой, приведенной на рис. 1.2.
Выявлению
тенденций при выработке
– классификация по характерным признакам;
– составление двухмерных матриц;
– метод логического квадрата.[20,c.72]
В
экономической литературе широко применяется
классификация стратегий с
1)
стратегия концентрированного
2)
стратегия интегрированного
При осуществлении этих двух стратегий изменяется положение предприятия внутри отрасли;
3) стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, если предприятие не может развиваться дальше на данном рынке сданным товаром в рамках данной отрасли;
4) стратегия сокращения производства или стратегия ликвидации реализуется, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил, структурной перестройке или ликвидации.[23,c.39-40]
Основной идеей механизма банкротства является ликвидация низкорентабельных производств. Стратегия ликвидации представляет собой процесс полного сворачивания производства, когда предприятие не может в дальнейшем вести бизнес.