Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа
Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль».
- максимальное использование вместимости транспортных средств по нормам;
- эффективность затрат времени на перевозку;
- минимизация порожних пробегов транспортных средств.
Персонал предприятия следит за регулярностью движения транспортных средств, следит, чтобы автомобили были выпущены в рейс по расписанию, своевременно проследовали через контрольные пункты по расписанию или в пределах допустимых временных отклонений.
При планировании перевозок создается регулярный резерв автотранспортных средств на случай непредвиденных обстоятельств. Как правило, такой резерв составляет до 5% от количества машин, запланированных в рейс расписанием.
Предприятие разрабатывает
перспективные планы, позволяющие
оперативно реагировать на изменения
ситуации на рынке грузоперевозок.
Перспективные планы базируются
на аналитическом учете уже
Ведется постоянный поиск оптимальной
структуры организации и
В настоящее время в ОOО «Бер-Кот авто» работает 40 человек. За 2007- 2009 годы предприятие создало 18 рабочих мест.
Из общей численности работающих:
- 7 с высшим образованием;
- 26 со средним специальным образованием.
По возрастному принципу состав работающих на предприятии распределяется следующим образом:
- 20-35 лет - 32 человека;
- 35-45 лет - 7 человек;
- старше 50 лет - 1 человек.
Трудовые отношения на предприятии, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантии и компенсации регулируются индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
На предприятии
существует своя
Рисунок 2 - Организационная структура управления
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
В 2007-2009 годах ООО «Бер-Кот авто» приобрело за счет собственных средств (68% в общей стоимости) и за счет привлеченных средств 9 единиц транспортных средств грузоподъемностью 20 тонн. Транспортные средства используются для оказания услуг перевозки грузов в международном сообщении.
Выручка от реализации транспортных услуг составила: за 2007 год – 496,27 млн. рублей, за 2008 год – 685,0 млн. рублей, за 2009 год – 1028,3 млн. рублей [23].
Основные факторы, определяющие конкурентоспособность на данном сегменте рынка – высокое качество услуг, низкая цена, отлаженная система сбыта.
Прибыль представляет собой конечный
финансовый результат, характеризующий
производственно-хозяйственную
Источником информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности ООО «Бер-Кот авто» является документ финансовой отчетности: форма №2 "Отчет о прибылях и убытках".
Таблица 1 – Динамика показателей прибыли ООО «Бер-Кот авто» за 2007-2009 гг
Показатели, млн. бел. руб. |
2007г. |
2008 г. |
2009 г. |
Темп роста 2007/08 |
Темп роста 2008/09 |
Темп роста 2007/09 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) |
496,27 |
685,0 |
1028,3 |
145,9 % |
150,1% |
207,2% |
Полная себестоимость |
486,97 |
673,0 |
998,1 |
138,2% |
148,3% |
204,9% |
Валовая прибыль |
9,3 |
12,0 |
30,2 |
129,0% |
251,7% |
324,7% |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
9,3 |
12,0 |
30,2 |
129,0% |
251,7% |
324,7% |
Внереализационные результаты |
8,0 |
8,0 |
2,6 |
100% |
32,5% |
32,5% |
Прибыль отчетного периода |
17,3 |
20,0 |
32,8 |
115,6% |
164% |
189,6% |
Налог на прибыль |
3,1 |
3,6 |
5,5 |
116,1% |
152,8% |
177,4% |
Иные обязательные платежи |
15,5 |
21,4 |
22,6 |
138,1% |
105,6% |
145,8% |
Чистая прибыль |
-1,3 |
-5,0 |
4,7 |
384,6% |
970% |
600% |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия (Приложения В, Г)
Как видно из таблицы 1 на предприятии ООО «Бер-Кот авто» наблюдается тенденция значительного увеличения показателя валовой прибыли. Так, в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом валовая прибыль увеличилась в 2,5 раза и составила 30,2 млн. руб. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. валовая прибыль возросла на 29 % и составила 12 млн. руб. Если сравнивать данный показатель в 2009 г. и в 2007 г., то можно сказать, что валовая прибыль анализируемого предприятия за этот период увеличилась в 3,2 раза.
По данным предприятия общий показатель прибыли ООО «Бер-Кот авто» за 2009 г. составил 32,8 млн. руб. Согласно таблице 1 прирост данного показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 64% , тогда как в 2008г. по сравнению с 2007г. прибыль отчетного года увеличилась лишь на 15,6%. Если говорить об изменении анализируемого показателя в 2009г. по сравнению с 2007г., то можно сказать, что за рассматриваемый промежуток времени общий показатель прибыли увеличился почти в 2 раза.
Чистая прибыль ООО «Бер-Кот авто» в 2009г. составила 4,7 млн. руб., что в 9,7 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года и в 6 раз больше, чем в 2007г. Также стоит отметить снижение показателя чистой прибыли в 2008г по сравнению с 2007 г. в 3,84 раза. Динамика данных показателей отображена на рисунке А1 (Приложение А).
По данным таблицы 1 видно, что выручка от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 50,1%, а в 2008 г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 45,9%. Стоит отметить, что выручка от реализации услуг в 2009г. по сравнению с 2007г. возросла более, чем в 2 раза.
Полная себестоимость реализованных услуг в 2009г. составила 998,1 млн. руб., что почти в 1,5 раза больше, чем за анализируемый период прошлого года, и более чем в 2 раза больше, чем в 2007г.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что на предприятии ООО «Бер-Кот авто» за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения основных показателей прибыли. Величина данных показателей зависит от многочисленных факторов.
Валовая прибыль в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации продукции, работ, услуг может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции, работ, услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции, работ, услуг и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот [7, c.507].
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные таблицы 1.
По данным предприятия, за анализируемый период увеличивался объем реализации рентабельных услуг, также возрос уровень цен на оказываемые услуги. Влияние изменения данных факторов отражает такой показатель как выручка от реализации продукции, работ, услуг. В связи с ростом цен на услуги и увеличением объема реализации рентабельных услуг данный показатель также имеет тенденцию роста.
Влияние изменения выручки от реализации услуг на сумму прибыли определяется сравнением показателей выручки за анализируемый период:
∆ ВП(В)2008/07 = 685,0 млн. руб. – 496,27 млн. руб.
∆ ВП(В)2008/07 = 188,73 млн. руб.
∆ ВП(В)2009/08 = 1028,3 млн. руб. – 685,0 млн. руб.
∆ ВП(В)2009/08 = 343,3 млн. руб.
Изменение валовой прибыли за счет изменения себестоимости устанавливается сравнением показателя себестоимости за анализируемый период:
∆ ВП(С)2008/07 = 673,0 млн. руб. – 486,97 млн. руб.
∆ ВП(В)2008/07 = - 186,03 млн. руб.
∆ ВП(В)2009/08 = 998,1 млн. руб.– 673,0 млн. руб.
∆ ВП(В)2009/08 = - 325,1 млн. руб.
Результаты расчетов показывают, что валовая прибыль ООО «Бер-Кот авто» в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 188,73 млн. руб. за счет увеличения выручки от реализации продукции на что оказали влияние рост цен на услуги и увеличение объема реализации рентабельных услуг. В свою очередь увеличение себестоимости оказало негативное влияние на сумму валовой прибыли. За счет данного фактора валовая прибыль в 2008г. уменьшилась на 186,03 млн. руб.
В связи с увеличением выручки от реализации услуг в 2009г. валовая прибыль стала больше на 343,3 млн. руб., а за счет увеличения себестоимости оказанных услуг величина данного показателя снизилась на 325,1 млн. руб.
Из таблицы 2 видно, какие показатели оказывают влияние на сумму прибыли отчетного периода.
Таблица 2 – Показатели прибыли отчетного периода ООО «Бер-Кот авто» за 2007-2009 гг
Показатели, млн. бел. руб. |
2007г. |
2008 г. |
2009 г. |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
9,3 |
12,0 |
30,2 |
Операционные доходы |
79,4 |
108,0 |
302,5 |
Операционные расходы |
79,4 |
108,0 |
303,4 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
0 |
0 |
- 0,9 |
Внереализационные доходы |
14,3 |
11,0 |
13,1 |
Внереализационные расходы |
6,3 |
3,0 |
9,6 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
8,0 |
8,0 |
3,5 |
Прибыль отчетного периода |
17,3 |
20,0 |
32,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия (Приложения В, Г)
Чтобы выяснить, какие показатели оказали наибольшее влияние на прибыль отчетного периода, необходимо произвести сравнение основных финансовых показателей за анализируемый период и рассчитать отклонения от базовой величины данных показателей.
Выявлен финансовый результат: прибыль в 2007 г. составляла – 17,3 млн. руб., в 2008 г. – 20,0 млн. руб., а в 2009 г. 32,8 млн. руб.
Изменение суммы общего показателя прибыли в 2008 г. в сопоставлении с 2007 г. произошло за счет следующих факторов:
- прибыли от реализации продукции (Пр)
ПрD2008/2007 = 12,0 – 9,3 = +2,7 млн.руб.
- прочих операционных доходов (Од)
ОдD2008/2007 = 108,0 – 79,4 = +28,6 млн.руб.
- прочих операционных расходов (Ор)
Информация о работе Прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия