Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа
Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль».
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль» [1]. Это высказывание не потеряло своей актуальности и сегодня. До сих пор люди, включая и экономистов, используют слово «прибыль» в самых различных значениях.
Экономисты по-разному определяют прибыль, ее источники, факторы роста.
Первой попыткой объяснения источника прибыли была теория меркантилистов XVI-XVII веков, которые утверждали, что прибыль возникает во внешней торговле в результате того, что люди продают товары за границей по более высоким ценам, чем они их купили.
А. Смит и Д. Рикардо увидели источник прибыли в производстве. А. Смит указывал на то, что «стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя»; таким образом, прибыль рассматривалась как вычет предпринимателя из продукта труда наемных рабочих. Д. Риккардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратном отношении друг к другу. Он писал: «…Прибыль будет высока или низка в соответствии с тем, низка или высока заработная плата» [2].
Ряд исследователей рассматривают
прибыль как сочетание
Ряд авторов рассматривают прибыль как вознаграждение предпринимателя за преодоление неопределенности, т.е. за обладание способностью ориентироваться в экономической обстановке. Многие люди хотели бы получить прибыль, но не знают, как это сделать. Кроме того, некоторые даже не подозревают о существовании прибыли в тех или иных сферах. Однако прибыли существуют, несмотря на конкуренцию. Причина – неопределенность, при отсутствии которой все относящееся к получению прибыли, было бы широко известно, возможности ее получения были бы полностью исчерпаны, прибыли везде бы равнялись нулю.
Выбранная тема является актуальной
на сегодняшний день, т.к. функционирование
всей организации в целом зависит
от того, насколько правильно на
предприятии формируется и
Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности прибыли и ее роли в эффективной деятельности предприятия.
Достижение цели требует решения следующих задач:
Методы, использованные в работе при исследовании данной проблемы, построены на проведении экономико-статистического и логического анализа динамики прибыли на предприятии, сравнении данных за различные периоды времени, группировке информации, способе диаграммного отражения аналитических данных, систематизации факторов, подведении итогов.
В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, посвященные проблеме эффективного функционирования предприятия и максимизации прибыли. Многие авторы, такие как Лемешевский И.М., Колпина Л.Г., Пелих А.С., Лобкович Э.И., Ковалева А.М. в своих трудах затрагивают данную тему. Поэтому теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили книги данных авторов. А также была использована информация периодических изданий, материал, опубликованный в Internet, законодательные акты Республики Беларусь, локальные нормативные акты ООО «Бер-Кот авто».
ГЛАВА 1
ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и виды прибыли
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью предпринимательской деятельности [3, с. 222].
Прибыль – это денежное
выражение накоплений создаваемых
предприятиями любой формы
Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства [5, с. 74].
Прибыль выступает как избыток денежного дохода, полученного от реализации продукции, над себестоимостью продукции.
Прибыль как экономическая
категория отражает чистый доход, созданный
в сфере материального
Выделяют следующие виды прибыли:
Общий показатель прибыли включает в себя:
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг представляет собой разницу между выручкой от их реализации за вычетом косвенных налогов и полными затратами на производство и реализацию.
Прибыль от операционных результатов – это сумма прибыли от реализации основных фондов, материальных и нематериальных активов, ценных бумаг, дивидендов, процентов, арендной платы и др.
Внереализационная прибыль исчисляется как разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами предприятия.
Прибыль в деятельности предприятий является особым синтетическим показателем, в котором отражаются все факторы производства и сбыта продукции.
Совокупность факторов, влияющих на динамику прибыли предприятия, условно можно подразделить на 2 группы:
• внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятия;
• внешние факторы, складывающиеся под воздействием рыночной среды и не зависящие от деятельности предприятия.
Первая группа факторов (внутренние) включает пять показателей, определяющих размер получаемой прибыли и находящихся в сфере управления персонала предприятия:
В современных высоко конкурентных условиях все указанные внутрипроизводственные факторы зависят от предпринимательской инициативы. Их мобилизация и трансформация в прибыль требуют инноваций и высокой степени оперативности в управлении бизнесом.
Инновации определяют финансовый успех любого бизнес-проекта, так как позволяют опередить конкурентов, завоевать и расширить рынки сбыта продукции, заработать максимальную прибыль.
Основными направлениями инновационной деятельности предприятий, обеспечивающими рост прибыли, могут быть:
Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывает вторая группа факторов - внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:
• конъюнктура рынка;
• инфляция, которая искажает реальную прибыль;
• непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса.
Из изложенного можно заключить, что получение прибыли требует большого профессионализма в управлении производством и в то же время связано со значительной степенью предпринимательского риска [6, с. 119].
1.2 Функции прибыли и её роль на предприятии
Прибыль, как экономическая категория, выполняет ряд функций:
Сущность стимулирующей функции состоит в том, что прибыль является фактором повышения эффективности деятельности каждого субъекта хозяйствования [8, с. 199]. Т.е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала [10, с. 262].
Другая функция прибыли – распределительная. Суть ее заключается в том в том, что с помощью прибыли формируются доходы всех участников производства – предприятий (фирм), государства работников. При первичном распределении прибыли формируются различные денежные фонды, обеспечивающие при последующем использовании (перераспределении) финансирование проектов фирм и расходов государства, других рыночных структур – финансовых и кредитных организаций, банков, страховых компаний, бирж; создаются резервные фонды и др. [9, с. 226].
Суть учетной функции заключается в том, что прибыль является критерием эффективности всей предпринимательской деятельности предприятия [8].
Можно выделить еще одну функцию прибыли - защитную. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. При этом вероятность возникновения банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях предприятие намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. Предприятие за счет капитализации полученной прибыли может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать резервные финансовые фонды [12, с. 332].
Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъектов можно конкретизировать по следующим основным направлениям.
• премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;
Информация о работе Прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия