Понятие организационной культуры. Основные уровни культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п.

Содержание

1.1.Понятие организационной культуры. Основные уровни
Культуры………………………………………………………….3 стр.
1.2.Внутриорганизационные конфликты и их профилактика……..
1.3.Специфические законы социальной организации……………..
1.4.Особенности деятельности организации на этапе зрелости….
2. Практическое задание
2.1Определите структуру Вашей организации……………………
2.2Какие факторы внешней среды определяют ее………………..
2.3Социальная ответственность организации…………………….
3.Список литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Теория организации.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория организации» 
 

Студентка 

гр. МОZ-07-11-08

менеджмент организации _______________________

« ___» ___________ 2010 
 

Преподаватель                 ______________________            

« __» ______________ 2010 
 

                                                        Челябинск

2010 
 
 

     План: 

1.1.Понятие организационной культуры. Основные уровни

   Культуры………………………………………………………….3 стр.

1.2.Внутриорганизационные конфликты и их профилактика……..

1.3.Специфические законы социальной организации……………..

1.4.Особенности деятельности организации на этапе зрелости….

2.   Практическое  задание

2.1Определите структуру Вашей организации……………………

2.2Какие факторы внешней среды определяют ее………………..

2.3Социальная ответственность организации…………………….

3.Список литературы……………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Понятие организационной культуры. Основные уровни культуры 

     Рассмотрение  организаций как сообществ, имеющих  единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. 

     Организационная культура – это новая область  знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения , которая изучает общие  подходы, принципы, законы и закономерности в организации.

     Организационная культура – это совокупность общественно  прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области  организационных отношений. Напомним, что организационные отношения  – это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне ее.

     В настоящий момент наряду с понятием организационной культуры в общеупотребительный  оборот вошло понятие корпоративной  культуры, которые, на наш взгляд, стоит  различать. Индикатором их дифференциации является переменная размера организации. Для малой и средней группы, какой является организация, состоящая из десятков или сотен работников, более подходящей будет понятие организационной культуры (личностный, или статусно-ролевой, контакт, развитая внутренняя неформальная структура и т.п.). В организации, имеющей в своем составе несколько тысяч человек, отсутствует внутренняя неформальная структура, статусно-ролевой контакт или вообще знакомства на уровне статусов; применительно к ней можно говорить о корпоративной культуре (культуре корпорации). 

     Эдгар Шейн предлагает рассматривать уровневую  структуру организационной культуры, в которой насчитывает три  уровня.

     Познание  культуры организации начинается с  первого, "поверхностного", или "символического", уровня , включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные 5 чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда можно расшифровывать и интерпретировать в терминах культуры организации.

     Те, кто пытаются познать культуру организации  глубже, затрагивают второй, "подповерхностный" уровень . На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Это главные элементы культуры, они представляют собой набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо. Этот набор предполагает ранжирование по важности, правильности и значимости целей, предпочтений и приоритетов организации. Ценности - центральный элемент организационной культуры, определяющий специфику всех остальных моментов "человеческого аспекта" организации: индивидуальных и групповых интересов, межличностных и групповых отношений, мотивации и т.п. На основе системы ценностей формируются организационные нормы, которые выступают в качестве регуляторов служебного поведения. Они предполагают санкционирование поведения на основе ряда оценочных критериев, выработанных и узаконенных в процессе функционирования организации. В организационной культуре нормы обычно закреплены в виде своеобразного кодекса правил поведения и желательного образа действий, стандартов качества и обслуживания, системы обрядов и церемоний. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, т.к. на следующем уровне возникают непреодолимые сложности.

     Третий, "глубинный" уровень , включает базовые  предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без  специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые  на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринимать атрибуты, характеризующие организационную культуру.

     Некоторые отечественные специалисты в  области организационной культуры понимают под третьим уровнем  представления, основанные на традициях в области национальной деловой культуры. С точки зрения психосемантики они могут рассматриваться как базисные категории обыденного сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Внутриорганизационные  конфликты и их  профилактика. 

      Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.  

     Конфликт  – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы.  

     Конфликт  может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы; цивилизованному конфликту присущи обе этих формы.

     Для конфликтов часто характерна неопределённость исхода вследствие большого разнообразия разных вариантов поведения сторон, обусловленного разными факторами, психологией, скрытыми целями, которые  в последствии могут дополнительно трансформироваться. Но, тем не менее, конфликты можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.

     Нигде конфликты не проявляются столь  очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организациями. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности диспуты, конфронтации, противоречия.

     Организационный конфликт может принимать множество  форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками  (конфликтолог).

     Когда конфликт в организации не управляем, это может привести к конфронтации (когда структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведёт деградации коллектива и организации в целом.

     Большинство ассоциирует конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной. В результате бытует мнение, что конфликтов по возможности  необходимо избегать или немедленно разрешать, как только они возникнут.  
 
 
 
 

     Последствия конфликта. Его практическое использование. 

     Современная точка зрения на конфликты состоит  в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны. Следует  иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить  и пользу организации. В связи  с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация не здорова. Поэтому задача менеджера – спроектировать конструктивный, решаемый конфликт. Для организации считается здоровым наличие конфликта. И, чтобы извлечь из него выгоду, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такие ингредиенты существуют, то организация от конфликтов становится лучше, поскольку разнообразие точек зрения даёт дополнительную информацию о проблемах организации, помогает выявить больше альтернатив или проблем, скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения на те или иные события. 

     Позитивными (функциональными) последствиями конфликта  считаются: решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплочённости, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности. Люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что уменьшит трудности в реализации решения.

     Конфликты ведут к перестройке существующих и формированию новых социальных институтов и механизмов. Способствуют образованию и консолидации групп, сохранению между ними границ, баланса интересов и власти и таким образом обеспечивают углубление и относительную стабильность внутренних отношений.

     Наконец, конфликты способствуют повышению  активности и мотивации к работе, росту квалификации, стимулируют споры и любознательность, появление новых идей и альтернатив развития организации, рост способности к изменениям, повышение качества принимаемых решений. Всё это облегчает процесс управления, повышает его эффективность, а поэтому конфликты лучше не подавлять, а регулировать. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своём развитии.

     Но  не стоит упускать из вида тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные  конфликты, носят и негативные (дисфункциональные) последствия: неудовлетворённость, ухудшение морально психологического климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, активности в будущем, нарастание враждебности, формирование образа врага и стремление к победам, а не решению проблем, сильная преданность своей группе, представление о другой группе как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

     Об  этом также должен знать менеджер, так как в современной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порождают порой противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновение оценок и мнений заходят столь далеко, что интересы дела отходят на задний план, все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что, в конечном счёте, отрицательно сказывается на развитии организации. 
 
 
 
 

     1.3.Специфические  законы социальной  организации 

     Зависимость – это связь между переменными  входа и выхода.  Зависимость может включать общее и особенное (индивидуальное) для каждой организации. Зависимости могут быть: 

     Объективными  и субъективными, 

     Кратковременными  и долговременными, 

     Моральными  и аморальными. 

     Объективные зависимости формируются независимо от воли людей.  

     Субъективные  зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей  организации или страны.

     К кратковременным зависимостям относятся (например) зависимости выбора вариантов  решения оперативного планирования (при корректировках) от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты; зависимость подбора кадров от личных качеств нового руководителя.

     К долговременным относятся: зависимость  заработной платы работника от его  производительности, зависимость прибыли  организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности и др.

Информация о работе Понятие организационной культуры. Основные уровни культуры