Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа
Люди и все, что их окружает, так или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой, прежде всего, суть организации. Наконец, сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации.
3. Анализ организационной системы ОАО «ТатСтрой»
В 1921 году в Казани была образована первая государственная универсальная строительная контора, объединившая мелкие строительные организации. Много лет спустя, не раз сменив название и структуру, она стала базой для создания ТатСтроя – крупнейшей в республике государственной строительной организации, преобразованной в 1994 году в акционерное общество. Строительный комплекс ТатСтроя, в котором работало до 10 тысяч человек, располагает мощной промышленной базой, строительной техникой и транспортом [17].
ТатCтрой возводит промышленные, жилые и соцкультбытовые объекты в Казани, Зеленодольске и ряде сельских районов Республики Татарстан. ОАО «ТатСтрой» осваивает производство новых высококачественных материалов, конструкций и изделий, в том числе стеновых, дорожных, эффективных несущих железобетонных конструкций, каркасов зданий, а также новые технологические процессы внутренней отделки строящихся объектов.
Основные заказчики ОАО «ТатСтрой» - Правительство Республики Татарстан, администрации Казани, Зеленодольска и районных центров республики, а также предприятия Центрального района Татарстана [19].
Рассмотрим ОАО «ТатСтрой» с точки зрения некоторых основных свойств организационных систем.
1. Проблемная ориентация.
Деятельность любой организации, ОАО «ТатСтрой» не является исключением, направлена на достижение своей цели. Целью ОАО «ТатСтрой» является получение прибыли за счет удовлетворение определенной общественной потребности. Например: удовлетворение потребности людей в жилье за счет строительства разных видов домов (коттеджи, мало(много)этажные кирпичные дома, монолитные здания ит.д.)
2. Преобразование ресурсов для достижения целей организации.
Основные ресурсы, используемые организацией – это человеческие ресурсы (кадры разных уровней квалификации: от простых рабочих до руководителей высшего звена), капитал (собственный и заемный), материалы ( кирпичи, плиты, балки, деревянные и металлические перекрытия, бетонные смеси и т.д.), технология и информация (от качества и достоверности поступающей информации зависит правильность принятых управленческих решений).
3. Зависимость от внешней среды.
Каждая организация функционирует в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и для эффективной работы она должна подстраиваться под эти изменения. Внешняя среда включает: экономические условия, потребителей, законодательство, конкурентов и т.д. (Приложение 1).
Например, в условиях начавшегося мирового финансового кризиса, ОАО «ТатСтрой» не хотело сокращать штат своих сотрудников, тем самым ухудшая их материальное положения и ставя их в бедственное положение. Но одновременно с этим ОАО «ТатСтрой» не имел возможности в полной мере единовременно выплачивать заработную плату всем своим работникам. Тем самым, руководством организации было принято решение о выдаче заработной платы по частям (раз в две недели, а не всю сумму сразу в конце месяца), не превращая сумму задолженности перед персоналом в катастрофические цифры.
4. Единый центр управления и наличие объекта управления.
Система управления – это совокупность двух взаимосвязанных подсистем (управляющей и управляемой), образующих новую систему. Сущностью данной системы является процесс выработки управляющих воздействий. Эффективность управляющей системы рассматривается как мера степени достижения цели функционирования.
Высшим органом управления Общества является общее Собрание акционеров. Совет директоров состоит из 9 членов, является высшим органом управления Обществом в промежутках между общими собраниями акционеров и действует на основании Положения о Совете директоров. Коллегиальным исполнительным органом управления Общества является Правление. Работой Правления руководит Генеральный директор, который избирается Общим собранием акционеров, сроком на пять лет. Сырье, материалы, информация, персонал ит.д. являются объектами управления предприятия. Структура корпоративного управления представлена в Приложении 2.
5. Интеграция цели.
Цель – это конкретное представление о некоторой модели будущего результата способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях. Цель выбирается из некоторого множества альтернатив и составляет сущность управленческого решения;
Все элементы (подразделения) ОАО «ТатСтрой» функционируют для достижения единой общей цели. Например, отдел маркетинга является структурным подразделением в составе и находится в непосредственном подчинении Директору по маркетингу Общества. В своей деятельности отдел маркетинга Общества руководствуется действующим законодательством Российской Федерации в сфере предпринимательской деятельности и договорного права, оптовой и розничной торговли, рекламы, форм и правил расчетов с покупателями, настоящим Положением, иными локальными нормативными актами Общества. Отдел маркетинга осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Общества, иными физическими и юридическими лицами с целью достижения цели ОАО «ТатСтрой» - получение прибыли за счет удовлетворение потребностей потребителей.
6. Иерархическая структура.
ОАО «ТатСтрой» обладает своей, только ей присущей организационной системой управления. Иерархичность структуры объясняется наличием связей субординации между подразделениями. Организационная структура уже была представлена в Приложении 2.
7. «Вложимость».
Организационная система может включать множество других организационных систем, являясь при этом частью организационной системы более высокого уровня (Приложение 3).
8. Изменчивость.
Структура ОАО «ТатСтрой» изменяется с течением времени. Периодичность и причины изменений могут быть различными. Например, внутренней причиной может быть как внедрение какой-либо новой технологии производства, так и изменения в структуре управления организацией. Внешняя причина – изменение спроса на продукцию (например, в результате мирового финансового кризиса) и т.д.
Заключение
В мире все системно
Овидий
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организационными системами. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.
На протяжении тысячелетий люди создавали организационные системы, пользуясь интуицией, здравым смыслом и опытом прошлого .
С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению, таким образом, для построения новых операционных систем конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных систем, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом. Такая практика широко используется и в настоящее время .
Организационная система – совокупность связей, отношений и построений, предопределяющих соответственно взаимодействие, соотношение и состав (количественный и качественный) частей (по каким бы признакам они как подсистемы ни выделялись), образующих систему как целое.
Сущность организационной системы не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организационных систем, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организационных систем, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.
Организационный фактор всегда имел решающее значение в жизни общества во все времена и в культуре всех народов.
Практическое применение теоретических положений—законов, закономерностей и сформулированных на этой основе принципов, методических рекомендаций, методов и правил в организационной деятельности позволяет повысить степень обоснованности принимаемых решений, полнее использовать имеющиеся и приобретаемые ресурсы. Оно важно для профилактики ошибок, предотвращения потерь и упущенных выгод, возникающих по причине организационной безграмотности.
Список использованных источников
1. Алиев В.Г. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003. – 431 с.
2. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2006. – 416 с.
3. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 395 с.
4. Лукичева Л.И. Управление организацией: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации»/ Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – 360 с.: ил., табл. – (Высшая школа менеджмента).
5. Олянич Д.В. Теория организации: учебник. – Ростов н/Дону: Феникс, 200. – 408 с.
6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 200. – 304 с.
7. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 248 с.
8. Булкин Б.Е. Понятия теории организации систем и классификация систем. //Проблемы современной экономики, №1/2006. – с.27-33.
9. Казанцева С.М. Адаптивность организационной системы управления: проблемы и возможности оценки. //Вестник Оренбургского государственного университета, №12/2004. – с.107-11.
10. Конарева Л.А. Анализ эффективности организационной системы и ее показатели. //США-Канада. Экономика, политика, культура, №4/2007. – с.109-116.
11. Конарева Л.А. Измерение эффективности в организационных системах. // США-Канада. Экономика, политика, культура, №11/2006. – с.23-29.
12. Кривокора Е.И. Влияние коммуникативной активности организационной системы на развитие ее конкурентных преимуществ. //Экономика и управление: Российский научный журнал, №6/2008. – с. 112-117.
13. Михненко П.А. Модель адаптивной организационной системы. //Менеджмент в России и за рубежом, №3/2008. – с.3-10
14. www.aup.ru
15. www.expertiza-kazan.ru
16. www.m-economy.ru
17. www.oaotatstroi.ru
18. www.standart-company.ru
19. www.tatstroi.narod.ru
20. www.vestnik.osu.ru
Приложения
Приложение 1
Производственная компания как организационная система
Приложение 2
Структура корпоративного управления ОАО «ТатСтрой»
Приложение 3
Структура бизнеса ОАО «ТатСтрой»
ЖАК – жилищно-административная компания;
ЗКСК – Зеленодольский комбинат строительных конструкций;
Информация о работе Понятие и свойства организационных систем