Понятие и свойства организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Люди и все, что их окружает, так или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой, прежде всего, суть организации. Наконец, сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТО.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

−        очень небольшое взаимодействие между отдельными служащими.

Эта структура базируется на деятельности основного ядра служащих, состоящего из отдельных лиц, предоставляющих профессиональные услуги в округе. Примером организации, основанной на индивидуальной деятельности, является медицинское учреждение, сервисное предприятие по ремонту бытовой техники и т.п.

Хотя эти четыре типа организации были описаны как взаимоисключающие, на практике примеры каждого из них можно найти в такой крупной корпорации, как банк; они отражают сочетание воздействия целей, технологий и людей на различные направления деятельности банка. Иногда к такому разнообразию культур внутри одной и той же организации бывает трудно приспособиться, и это может вызывать конфликты между отделами организации.

3. Типология организационных систем (организаций) по характеру взаимодействия работников в организации.

По характеру отношений работников друг с другом организации делятся на формальные и неформальные.

Всякая организация представляет собой совокупность, с одной стороны, официально утвержденных, формальных характеристик: формальной иерархии, разделения труда, формальных правил и норм поведения, системы формально-знаковых коммуникаций, с другой стороны, ряда неформальных характеристик: неформального лидерства, ролевой структуры, системы межличностных отношений.

      формальные организации - это организации, характеризующиеся офи-

циально утвержденной структурой, где социальные отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой и организационной культурой. Формальные организации создаются по воле руководства для организации производственных процессов и получения желаемого продукта.

      неформальная организация может быть определена как «совокупность

личных контактов, воздействий, взаимодействий и противодействий, возникающих между людьми в процессе совместной деятельности».

Ключевое отличие формальной организации от неформальной состоит в том, что элементарной частицей формальной организации является отдельно взятое рабочее место, а элементарной частицей неформальной организации является отдельно взятая личность работника.

В литературе существует множество подходов к определению понятия «неформальная организация». Наиболее широкое определение этого термина предполагает, что неформальная организация - это любое неформальное объединение людей, в том числе и толпа. На наш взгляд, подобное чрезвычайно широкое толкование этого понятия неоправданно. Ключевым признаком неформальной организации является единая целевая направленность, а этот признак, как известно, у толпы отсутствует.

Неформальная  организация - это неформальное образование, существующее внутри формальной организации.

Несмотря на разнообразие видов организационных систем, они обладают общими свойствами, которые будут раскрыты в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Свойства организационных систем

 

Сущность организационной системы определяется не столько формой ее представления, сколько внутренним содержанием, отражающим возможности использования и развития ее потенциала. Основополагающим проявлением сущности организационной системы являются ее свойства.

Свойства – совокупность проявлений, отражающих общие, характерные и специфические черты организационной системы [3].

Основными свойствами любой системы принято считать [4]:

      стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации — законе самосохранения);

      потребность в управлении (существует набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума);

      наличие сложной зависимости от свойств, входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов);

      каждая система имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.

Рассмотрим подробнее некоторые общие свойства систем:

1)     Каждая система имеет определенную структуру, обусловленную формой пространственно-временных связей или взаимодействий между элементами системы. Систему можно назвать организованной, если ее существование, либо необходимо для поддержания некоторой функциональной (выполняющей заданную работу) структуры, либо, напротив, зависит от деятельности такой структуры.

2)     Согласно принципу необходимого разнообразия, система не может состоять из элементов, лишенных индивидуальности, идентичных. Нижний предел разнообразия — не менее двух элементов, верхний — бесконечность.

3)     Свойства системы невозможно постичь лишь на основании свойств ее частей. Решающее значение имеет именно взаимодействие между элементами. По отдельным деталям машины перед сборкой нельзя судить о ее действии. Совместный эффект от воздействия двух или более различных факторов почти всегда отличается от суммы их раздельных эффектов.

4)     Выделение системы делит ее мир на две части — саму систему и ее среду. По характеру связей, в частности — по возможности обмена веществом и энергией со средой, в принципе мыслимы: изолированные системы (обмен невозможен); замкнутые системы (невозможен обмен веществом); открытые системы (возможен обмен и веществом, и энергией). В природе существуют и в теории организации рассматриваются только открытые системы. Системы, между внутренними элементами которых и элементами среды осуществляются переносы вещества, энергии и информации, носят название динамических систем.

5)     Преобладание внутренних взаимодействий в системе над внешними и стабильность системы по отношению к внешним воздействиям определяют ее способность к самосохранению, благодаря качествам выносливости и устойчивости. Вероятность достижения главной цели системы — самосохранения (в том числе и путем самовоспроизведения) — определяется как ее потенциальная эффективность.

6)     Действие системы во времени называют ее поведением. Вызванное внешним фактором изменение поведения обозначают как реакцию системы, а качественное изменение реакции системы, связанное с изменениями структуры и направленное на стабилизацию поведения, — как ее приспособление, или адаптация. Закрепление адаптивных изменений структуры и связей системы во времени, при котором ее потенциальная эффективность увеличивается, рассматривается как развитие или эволюция системы. Возникновение и существование всех материальных систем в природе обусловлено эволюцией. Динамические системы эволюционируют в сторону усложнения организации и образования подсистем. При этом усиливаются такие эмерджентные свойства (качества) системы, как управляемость и самоорганизация.

7)     Важной особенностью эволюции систем являются неравномерность, отсутствие монотонности. Периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы. Обычно они связаны с так называемыми точками бифуркации — раздвоением, расщеплением прежнего пути эволюции. От выбора того или иного продолжения пути в точке бифуркации очень многое зависит, вплоть до появления и процветания нового мира вещей, организмов, социумов или, наоборот, гибели системы.

8)     Любая реальная система может быть представлена в виде некоторого материального подобия или знакового образа, то есть соответственно аналоговой или знаковой моделью системы. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и/или математических (функциональных) отношений.

Существуют следующие важнейшие свойства организа­ционных систем, позволяющие выделить их в самостоятельный класс систем.

1.      Проблемная ориентация.

Как правило, каждая организационная система ориентирована на удовлетворение опре­деленной общественной потребности. Организационная система в целом - это механизм, осуществляющий деятельность по производству товаров и услуг, удовлетворяющий материальные потребности общества. Однако не всегда эта проблемная ориента­ции четко выражена. Некоторые организационные системы имеют многоцелевой характер.

Например, машиностроительный завод может выпускать непрофильную для него продукцию легкой промышленности.

Свойство проблемной ориентации наиболее ярко выра­жено у только что созданных организационных систем.

Организации создаются для удовлетворения потребно­стей организаций более высокого порядка (общества), т.е. для достижения внешних целей. Однако организация может иметь и удовлетворять также свои собственные потребности (внутрен­ние цели).

2.      Преобразование ресурсов для достижения целей организации.

Основные ресурсы, используемые организацией – это человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология и информация.

3.      Зависимость от внешней среды.

Организации за­висимы от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и отношении потребителей их продукции или услуг. Внешняя среда включает: экономические условия, потребителей, проф­союзы, законодательство, конкурентов и др.

4.      Единый центр управления.

Для предприятий и организаций, например, управляющими органами являются их аппараты управления. Централизация управления не исключает, а, наоборот, предполагает относительную  самостоятельность подразделений (подсистем), входящих в состав организационной системы.

Например, холдинг включает в себя различные предпри­ятия, банки. Все дочерние предприятия обладают правами юри­дического лица и имеют практически полную самостоятель­ность.

5.      Наличие объекта управления, т.е. совокупности исполнителей, осуществляющих производственный процесс вместе с их орудиями труда. При этом исполнителями (участни­ками) организационной системы могут быть как физические, так и юридические лица.

6.      Интеграция цели.

Организационные системы со­стоят из элементов, осуществляющих деятельность, необходи­мую для достижения поставленной цели. Удаление хотя бы од­ного из этих элементов неизбежно приводит к нарушению рабо­ты или снижению эффективности организационной системы.

Например, если один из цехов, входящих в состав про­мышленного предприятия и образующих технологическую це­почку, перестанет выпускать продукцию, это приведет к сбою в работе всего промышленного предприятии.

Интеграция цели достигается двумя путями:

      жестким административным управлением из одного цен­тра;

      сочетанием самостоятельности подразделений с регули­рованием их деятельности из единого центра.

7.      Иерархическая структура.

Любая организационная система обладает своей, только ей присущей организацион­ной системой управления. Наибольшее распространение полу­чили линейная, функциональная, линейно-функциональная структуры.

8.      «Вложимость».

Организационная система может включать множество других организационных систем, являясь при этом частью организационной системы более высокого уровня. Например, отрасль включает множество объединений и предприятий, являясь при этом частью народного хозяйства.

Некоторые  организационные системы  могут одновре­менно входить в состав нескольких организационных систем.

Например, учреждения торговли, общественного питания, здравоохранения входят в состав соответствующих отрас­лей и одновременно в состав территориальных систем.

9.      Изменчивость.

С течением времени структура и функции организационной системы изменяются. Частота изме­нений может быть различной. Причины изменений могут быть как внешними, так и внутренними.

Например, внутренняя - внедрение новой технологии производства, внешняя – изменение спроса на продукцию.

10. Инерционность.

Организационные системы обладают большой инерционностью: организационные системы появляются не сразу в момент возникновения проблем, а со значительной задержкой во времени и продолжают существовать уже после того, как породившие их проблемы исчезли.

Это объясняется необходимостью некоторого времени для выявления и изучения проблемы (или потребности), а также выбора средств ее решения.

Инерционность в значительной степени зависит от размеров предприятия. Например, кооперативы более мобильны, быстрее возникают, переориентируются на выпуск новой про­дукции, ликвидируются.

К свойствам организационных систем относятся и такие понятия как:

      вход системы - различные способы приложения влияния внешней среды на систему;

      выходы системы - различные точки приложения воздействий системы на внешнюю среду;

      обратная связь – это то, что соединяет выход системы со входом;

      ограничения системы – это то, что определяет условия развития и реализации процессов. Ограничения системы определяются целями и характером связей, которые определяют границу системы;

      управление – это непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на объект управления, которым может быть как отдельная личность, как компоненты, как подсистема так и организация в целом;

 

На основании вышеприведенного материала, можно сделать вывод, что количество свойств организационных свойств многочисленно. И для того чтобы окончательно разобраться в них, необходимо продемонстрировать свойства на конкретном практическом примере, который будет представлен в третьей главе данной курсовой работы.

Информация о работе Понятие и свойства организационных систем