Понятие и сущность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование понятия и сущности организации.
Реализация этой цели потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач: дать характеристику природы и сущности организации; раскрыть сущностные характеристики организации как открытой системы; исследовать системные свойства и среду организации.

Содержание

Введение 3
1. Природа и сущность организации 4
1.1 Определение понятия организации 4
1.2 Черты и свойства организаций 9
1.3 Основные модели организаций 13
2. Организация как открытая система 16
2.1 Системные свойства организации 16
2.2 Открытые и закрытые системы 16
2.3 Внешняя среда организации 18
2.4 Внутренняя среда организации 25
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность организации.docx

— 411.93 Кб (Скачать)

       Технология, применяемая в организации, зависит  от типа производства. Типы производств  бывают следующие: единичное, серийное, массовое.

       В единичном производстве выпускаются  отдельные образцы изделий или  их небольшие партии, которые и  повторяются через неопределенный промежуток времени. Единичное производство характеризуется большим удельным весом неповторяющихся операций. Серийное производство представляет собой  выпуск партий изделий через определенные промежутки времени. Однородные операции здесь повторяются. Массовое производство характеризуется выпуском небольшой  номенклатуры изделий, постоянной достаточно длительное время. Такой тип производства имеет большой удельный вес однородных, повторяющихся операций. В массовом производстве широко распространены механизация  и автоматизация производства, конвейерный  способ сборки. Большое влияние на технологию оказывает также индивидуализация производства: благодаря гибким технологиям  даже в массовом производстве учитываются  требования индивидуального заказчика  к качеству изделия. Примером может  служить производство автомобилей  с учетом пожелания заказчика  по цвету кузова, обивке салона, автоматизации  перемены передач и т.п.

       Задачи  и технология тесно связаны между  собой. Выполнение задачи включает использование  конкурентной технологии как средства преобразования ресурсов, поступающих  на входе, в форму, получаемую на выходе. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось четырьмя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных линий и компьютеризацией.

       Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной организации. Руководство  достигает целей организации  через своих сотрудников. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой системе управления. Если руководство - отдельные менеджеры - не признают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми  переживаниями и запросами, способность  организации достичь поставленных целей невелика.

       Существуют  три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе  к управлению: поведение отдельных  людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя как  лидера, его влияние на поведение  отдельных людей и групп. Понимание  и успешное управление человеческой переменной - сложная задача. Поведение  человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания  индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Особенно важными  индивидуальными характеристиками считаются способности человека, его потребности, ожидания, характер восприятия и социальные установки.

       Область, в которой люди различаются наиболее наглядно, - это индивидуальные способности. Организации должны использовать различия в способностях при решении вопроса, какую должность будет занимать и какую работу выполнять конкретный работник. Способности большей частью объясняются наследственностью  и воспитанием. Но в основном способности  приобретаются с опытом и с  помощью образования. Любой человек  будет использовать в работе и  развивать способности, если это  обеспечит удовлетворение его потребностей. Потребность есть внутреннее состояние  психического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Потребности базовые (физиологические - потребности в пище, тепле, одежде и др.; психологические - потребности  в принадлежности к обществу, группе людей, в друзьях) должны быть удовлетворены  в первую очередь. С точки зрения управления это означает, что организация  должна стремиться к тому, чтобы  удовлетворение потребностей человека шло бы через реализацию целей  организации. Например, при достижении организацией цели - выполнение плана реализации и прибыли - работники, обеспечившие ее, получают достаточно весомый выигрыш в оплате или конкретные необходимые материальные блага (престижный автомобиль, квартира, отдых за счет фирмы и др.).

       Важной  потребностью любого человека является самоутверждение, стремление к власти и влиянию. Если эта потребность  не удовлетворена, то человек всеми  силами будет стремиться ее удовлетворить, даже вразрез с интересами организации.

       Основываясь на прошлом опыте и текущей  ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своей  деятельности. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно или  невероятно свершение чего-то значимого  для них. Эти ожидания оказывают  большое влияние на их сегодняшнее  поведение.

       Очень сильно влияет на поведение людей  их восприятие окружающего. Люди реагируют  не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они  воспринимают как действительно  происходящее. Нет двух человек, которые  воспринимали бы что-то совершенно одинаково. Еще один аспект различий между людьми - это социальные установки, отношение  к чему-либо. Отношение к работе является важным фактором, определяющим, как люди будут реагировать на изменение условий работы. Если у  вас лично или в вашей группе сформировалось негативное отношение  к какому-то виду деятельности, то в  любом случае передача этого дела вам будет восприниматься вами резко  отрицательно.

       Кроме этого на поведение человека существенно  влияет его окружение. Психолог У. Мишель доказал, что все личностные характеристики, даже такие базовые черты личности, как честность и способность  вызывать доверие, зависят от ситуации. Почти все ведут себя честно в  одних ситуациях и нечестно - в  других. Эти выводы имеют очень  большое значение, потому что указывают  на важность создания такой обстановки на работе, которая поддерживала бы тип поведения, желательный для  организации.

       Однако  из этого не следует, что личные качества человека не значимы. Т. Харрелл установил, что через 5, 10 и 15 лет после окончания Стенфордского университета его выпускники зарабатывают много, но большего успеха добились те, кто энергичен, социально смел и не боится принимать решения.

       Таким образом, одной из наиболее известных  в России и за рубежом точек  зрения на выделение факторов внутренней среды, является разработанная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури теория, согласно которой основными переменными  внутренней среды выступают цели, задачи, структура, технология, а также  люди (персонал организации). На наш  взгляд, эта точка зрения - развитие известной теории "алмаза" Г. Ливитта, который выделил четыре переменные организации: задание, или миссия; структура; технология; индивиды. Исследователь  подчеркивал значение каждого элемента и существующих между ними взаимосвязей - изменение в одном из них обусловливает  трансформации в других (рис.2.5).

       Рис.2.5 "Алмаз"

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Организация - процесс создания, развития, совершенствования (эволюции) систем материального мира, способа их стабильного функционирования в течение относительно длительного  периода времени.

       Процесс создания организации любой материальной системы, осуществляемой в результате хаотического, не регулируемого движения и взаимодействия различных элементов, объектов, факторов, материальной среды  будем называть процессом самоорганизации.

       Необходимым и достаточным условием возникновения  и функционирования организации, в  конкретной точке материальной среды, является изменение условий (параметров, характеристик) среды, внешней по отношению  к рассматриваемой точке (системе).

       Любой материальной системе соответствует  предшествующая ей своя организация, своя индивидуальная цель организации, приводящая при реализации последней, к созданию индивидуальных качественных и количественных свойств конкретной системы.

       Организация (создание и эволюция системы) осуществляется до тех пор, пока не будет создана  ее организационная структура со свойствами, параметрами, характеристиками, обеспечивающими ей стабильное функционирование в данных условиях внешней среды.

       Организация как процесс имеет место только на определенных этапах жизни системы - в периоды ее создания, адаптации, развития или совершенствования (эволюции).

       Период  существования любой материальной системы характеризуется двумя  ее постоянно чередующимися жизненными циклами, стадиями - стадией организации  и стадией стабильного функционирования. Этап организации является основным, главным этапом жизни системы, определяющим ее качественные и количественные характеристики.

       Периоды организации, являясь главными этапами  в жизни системы, не могут с  полным основанием соответствовать  такому понятию, как "система", ввиду  отсутствия у нее в эти периоды  стабильных характеристик и свойств.

       Организация любой материальной системы всегда имеет цель, определяемую условиями  внешней - для системы - материальной среды. Наличие цели является специфической особенностью, отличительной чертой организации материальных систем. Цель организации материальной системы может быть одновременно глобальной и индивидуальной, осознанной или не осознанной. Организация и цель в материальных системах понятия неразделимые - нет цели, нет и организации; отсутствует организация - нет и цели.

       Цели  организации (глобальная и индивидуальная) материальных систем подчиняются закону их обязательного соответствия условиям окружающей среды.

       Природа организации однородных материальных систем, ее взаимозависимые, взаимосвязанные  цели дают возможность осуществлять их классификацию в качестве систем первого, второго, третьего и следующего, все возрастающего порядка.

       Любая материальная система, цель ее организации  испытывают на себе влияние множества  материальных систем и сред их окружающих. Природу, состав, характер, радиус и  степень этого влияния мы пока в полной мере определить не в состоянии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Библиографический список

       1. Алиев В.Г. Теория организации: Учебник для вузов / Изд.3-е, стереотипное. М.: Экономика, 2005. - 431 с.

       2. Андреева Е.Л. Изменение подходов к понятию организация на современном этапе // Известия Уральского государственного университета. 2004. №29. С.30 - 37.

       3. Атаманчук Г.В. Теория организации. Учебник. М.: РАГС, 2007. - 451 с.

       4. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 книгах. М.: Экономика, 1989. - 304 с. (кн.1), 351 с. (кн.2).

       5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

       6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Экономист, 2006. - 288 с.

       7. Войтов A. T. История экономических учений. Краткий курс: Учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2000. - 104 с.

       8. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организаций - М.: Теис, 2004. - 239 с.

       9. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент.

       10.Российский менталитет и практика бизнеса. // http://uprav. biz/materials/management/view/3008.html

       11. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: От палеолита до наших дней: Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-ПЭН), 2001. - 544 с.

       12. Клэйтон Кристенсен и Майкл Овердорф Организационный менеджмент // http://www.mcpg.ru/cgi-bin/rus/tour/article. cgi? art=1010003

       13. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. - 311 с.

       14. Латфуллин Г.Р. Теория организации Учебник. - СПб.: Питер, 2003. -400 с.

       15. Малиновский А.А. Тектология. Теория систем. Теоретическая биология. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 448 с.

       16. Мардас О.А., Мардас А.Н. Организационный менеджмент: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 336 с.

       17. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Ризу. М.: ИД ФБК - Пресс, 2000. - 504 с.

       18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Перевод с англ. М. Дело, 1998. - 704 с.

       19. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 720 с.

       20. Осипов Ю.М. Организация // Философия хозяйства. 2008. №2 (56).С. 191 - 197.

       21. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие. - 2-е изд. /В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - М.: КНОРУС, 2006. - 296 с.

Информация о работе Понятие и сущность организации