Перспективы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность малого бизнеса.
- проанализировать проблемы развития.
- рассмотреть развитие на примере предприятия.
- оценить государственное регулирование малого бизнеса.
- выявить перспективы.

Содержание

Введение…………………………………………….……….3
Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса
1.1. Сущность и история развития малого бизнеса……....4
1.2. Проблемы развития малого бизнеса в России……....10
1.3. Государственная политика и основные направления поддержки в сфере развития малого бизнеса на примере предприятия…………..……..……………………………..12
Глава 2. Развитие малого бизнеса на примере предприятия………………………………...……..……….15
Глава 3. Перспективы развития малых предприятий в России…………………………………………..…………..18
Заключение…………………………………………….......21
Библиографический список…………...........................….22

Работа содержит 1 файл

целая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
>       Помощь  и поддержку предприятие получает от отечественных фирм-партнеров. Это  очень выгодное сотрудничество с  твердо стоящими на ногах предприятиями  и заводами.

     Существует  ещё множество проблем, влияющих на развитие предприятия, большинство из которых требует вмешательства государства, такие как отсутствие оборотных средств, высокая арендная плата, недоступность кредитов и слабое развитие внутреннего рынка. Так же большой проблемой является нехватка информационных ресурсов. Государственные органы часто скупы на предоставление информации, которая могла бы способствовать развитию малого бизнеса. Хотя отчасти природа этих проблем связана со спецификой малого бизнеса, но степень их остроты в первую очередь предопределена особенностями российской переходной экономики. Именно ее институциональная неразвитость и макроэкономические условия выдвинули на первый план вопросы налогообложения, финансирования малого предпринимательства, а также становления нормативно-правовой базы регулирования предпринимательства и механизмов ее реализации. Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем услуг предприятия. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования. Слабая имущественная база, а также несправедливость приватизационных процедур, лишает предприятие возможности получить в собственность арендуемое государственное (муниципальное) имущество. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке, громоздкость системы бухгалтерского учета и отчетности. Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Например, для регистрации общества  с ограниченной ответственностью с одним учредителем необходимо пройти 11 этапов регистрации. От подготовки учредительных документов: Устава и Решения учредителя о создании ООО до открытия расчетного счета в банке.

     Следует заметить, что все проблемы связаны  между собой, но для их решения  требуется задействование различных  аспектов. Решение проблем для  дальнейших перспектив развития малого бизнеса были рассмотрены в следующей  главе. 
 
 

Глава 3. Перспективы развития малых предприятий в России.

       Одной из самых существенных черт малого бизнеса является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий. Для того чтобы избежать глобальных потерь, существуют страховые компании, не всегда эффективное, но далеко не бесполезное вложение денег. Так же существует определенная статистика, для людей, открывающих свой бизнес и не имеющих образование. Это так же не дешевая, но довольно полезная операция, помогающая определить: чем выгодно, в том или ином регионе заниматься, где лучше арендовать помещения, какую рекламу размещать и т.д.

       Сезонная  востребованность к услугам предприятия - также является проблемой для развития бизнеса. Решить эту проблему помогут определенные акции, системы скидок, а также расширение видов деятельности.

       Проблемы  налогообложения требуют стабильной законодательной базы и строгого отслеживания ее выполнения.

       Проблемы, связанные с внутренней средой, прежде всего должны решаться руководителем, для правильной организации коллектива ему необходимо обладать определенными  управленческими навыками и умениями.

     А в целом нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.

     В краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе можно выделить следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.

     В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

       Финансовый  кризис поставил на грань выживания  многие малые компании, заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро - и малого бизнеса. В первую очередь, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания. Очевидной особенностью нынешнего периода является острая нехватка денег.

     Делая выводы, можно выделить следующее: Правительство Российской Федерации пытается принимать различные меры в плане государственного регулирования малого бизнеса, но они очень малы по сравнению с западными странами. В этом деле необходимо совершенствовать законодательную базу тем более в условиях мирового кризиса. Конечно, постепенно законодательство о малом предпринимательстве развивается в сторону предоставления малому, бизнесу дополнительных правовых гарантий. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. 

Заключение.

     Малое предпринимательство ведет к  оздоровлению экономики в целом, следовательно, лучший выход для России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие малого бизнеса в нашей стране.

     На  данном этапе происходит абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого бизнеса в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.

     Несмотря  на трудности, у малого бизнеса в  России есть резервы для дальнейшего  развития. По ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых  предприятий в России может увеличиться до 1,4-1,5 млн. единиц. 
 
 
 

Библиографический список.

        1. Антилов А.И., Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике, 2009
        2. Красавина С.А., Анализ развития малого предпринимательства в России, 2007
        3. Лысаковская Е.В., Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, 2006
        4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Экономика организаций, 2005
        5. Ходеев Ф.П., Менеджмент, 2002
        6. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, от 23 марта
        7. Материалы III международной научной студенческой конференции “Научный потенциал студенчества в XXI веке”, Том третий, Экономика, Ставрополь, 2009
        8. www.invest-profit.ru

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в России