Перспективы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность малого бизнеса.
- проанализировать проблемы развития.
- рассмотреть развитие на примере предприятия.
- оценить государственное регулирование малого бизнеса.
- выявить перспективы.

Содержание

Введение…………………………………………….……….3
Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса
1.1. Сущность и история развития малого бизнеса……....4
1.2. Проблемы развития малого бизнеса в России……....10
1.3. Государственная политика и основные направления поддержки в сфере развития малого бизнеса на примере предприятия…………..……..……………………………..12
Глава 2. Развитие малого бизнеса на примере предприятия………………………………...……..……….15
Глава 3. Перспективы развития малых предприятий в России…………………………………………..…………..18
Заключение…………………………………………….......21
Библиографический список…………...........................….22

Работа содержит 1 файл

целая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

        Тем на менее заложенные  основы  рыночных отношений, сформировавшиеся  капиталы, их способность к инвестиционной  деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.

 

       1.2. Проблемы развития  малого бизнеса  в России.

      В настоящее время перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.

    • Недостаточная ресурсная база - материально-техническая и финансовая: причина - создание сектора предпринимательства на пустом месте; пути решения - льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
    • Несовершенство законодательной базы: причина - нет единой законодательной основы, отсутствие законопослушания; пути решения - совершенство законодательства и усиление контроля  над его выполнением.
    • Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий: причина - нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности; пути решения - разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.
    • Слабое материально-техническое обеспечение: причина - ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование; пути решения - распространение передового опыта.
    • Кадры: причина - низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства; пути решения - их обучение и социальная дифференциация.
    • Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую: причина - отсутствие финансовых возможностей на эти цели; пути решения - развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание «технополисов».
    • Слабая государственная поддержка: причина - бюджетные ограничения, бюрократическая волокита; пути решения - разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.

      Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это её ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся  научно-производственный потенциал высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки. На настоящем этапе российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность. Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

           44% опрошенных главной причиной  называют некомпетентность;

          17% - отсутствие управленческого  опыта;

          16% - несбалансированный опыт: недостаток  опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

          15% - отсутствие опыта работы в  отрасли;

          1% - небрежность в ведении дел;

          1% - мошенничество или бедствие;

          6% - иные причины, с которыми  сталкиваются руководители малых  фирм.

       Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют  соответствующее образование.

       Конечно, основной проблемой из  всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства

1.3. Государственная  политика и основные  направления поддержки  в сфере развития  малого бизнеса  в России. 

        Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям относятся:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

        Соответственно, одним из важных  инструментов государственного  содействия развитию малого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством  льготного субсидирования малых  фирм, предоставления гарантий при  получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

        Важным инструментом государственного  содействия малым предприятиям  в большинстве промышленно развитых  стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому  бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

        Достаточно широкое развитие  получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

        Особая система государственной  поддержки существует для предприятий,  занимающихся научно-исследовательскими  работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

         Сейчас, при корректировании многими  политическими партиями и движениями  своих программ, в них можно  заметить меняющееся отношение  к малому бизнесу. Так из  всех программ можно выделить главные общие идеи:

    • Приоритетное развитие малого предпринимательства - не цель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
    • Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.
    • Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

     Малое предприятие, играющее все большую  роль в региональных социально-экономических  процессах, учитывает своеобразие  каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

     30 декабря прошлого года на заседании  Правительства Российской Федерации  была откорректирована программа поддержки малого бизнеса на 2010 год. Прежде всего, в 2010 году государство обещало начало функционирования программы кредитования малого бизнеса. Согласно программе поддержки малого бизнеса в 2010 году на базе «Российского банка развития», а также гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса была создана система выдачи займов частным предпринимателям.  Таким образом, в рамках программы поддержки малого бизнеса в 2010 году российские предприниматели должны были получить около 180 миллиардов рублей. Также обещалось, что регистрация предприятий малого бизнеса будет проходить по еще более упрощенной схеме, а регистрация частных предприятий в уведомительном порядке, что значительно упрощает работу предприятиям малого бизнеса. Планировалось, что предприятия малого бизнеса будут активно привлекаться к работе по программам увеличения энергоэффективности и проведения энергоаудита предприятий, будет совершенствоваться системы контроля работы малого бизнеса. Особое внимание Правительство нашей страны планировало уделить проверкам малого бизнеса, которые, по мнению частных предпринимателей, наносят огромный вред развитию бизнеса. Большинство проверок,  должны планироваться заранее, информация о предприятиях, на которых будет производиться проверка, должна быть представлена на сайте Генеральной прокураторы, а периодичность проверок должна не превышать одного раза в три года.  С другой стороны, налоговые и силовые органы имеют право проводить проверку малых предприятий в случае наличия необходимой информации о нарушениях в деятельности частных предпринимателей. В соответствии с программой поддержки малого бизнеса в 2010 году многие региональные власти выделяют дополнительные средства, которые направляются на кредитование и выдачу грантов малым предприятиям.  Более того, во многих регионах будут проводиться семинары, консультации и конференции, которые помогут будущим предпринимателям создать свой бизнес. Основная цель разработанной правительством программы  поддержки малого бизнеса в 2010 году - способствование увеличения количества малых предприятий, которые обеспечат не только дополнительные рабочие места, но и увеличит налоговые поступления в казну государства. 

      Глава 2. Развитие малого бизнеса на примере предприятия.

       Рассмотрим  развитие малого бизнеса на примере ООО “Стильное решение”.

     Организационная структура является линейной. Постоянный штат сотрудников 10 человек:

    • Учредитель
    • Исполняющий обязанности директора
    • Главный бухгалтер
    • Рядовой бухгалтер
    • Офис-менеджер
    • Креативный директор
    • Мастер
    • Прораб
    • Ландшафтный дизайнер
    • Дизайнер интерьеров

       Так как общество является коммерческой организацией, было создано в целях  извлечения прибыли за счет осуществления  предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых Обществом товарах и услугах.

     Существует  множество факторов, влияющих на предприятие, как внутренних, так и внешних. Внешняя среда для предприятий  имеет большое значение:

  1. как источник ресурсов;
  2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
  3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

       Одни  из внешних факторов, влияющих на развитие предприятия:

    • сезонность;
    • налоги;
    • уровень доходов населения;
    • уровень цен на ресурсы и сырье;
    • социальная обстановка;
    • уровень развития науки и техники.

       Кроме негативных изменений внешней среды  на возрастание неопределенности и  степени рисков в деятельности предприятия  влияет и внутренняя среда, во многом зависящая от размера малого предприятия.

       Внутренние  факторы:

    • уровень квалификации персонала;
    • система мотивации;
    • использование технологий;
    • разделение труда;
    • расстановка кадров;
    • распределение прав и ответственности;
    • налаживание финансовых потоков на предприятии;
    • получение информации и т.д.

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в России