Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность малого бизнеса.
- проанализировать проблемы развития.
- рассмотреть развитие на примере предприятия.
- оценить государственное регулирование малого бизнеса.
- выявить перспективы.
Введение…………………………………………….……….3
Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса
1.1. Сущность и история развития малого бизнеса……....4
1.2. Проблемы развития малого бизнеса в России……....10
1.3. Государственная политика и основные направления поддержки в сфере развития малого бизнеса на примере предприятия…………..……..……………………………..12
Глава 2. Развитие малого бизнеса на примере предприятия………………………………...……..……….15
Глава 3. Перспективы развития малых предприятий в России…………………………………………..…………..18
Заключение…………………………………………….......21
Библиографический список…………...........................….22
НОУ ВПО «Омский институт международного менеджмента и
иностранных языков «Ин.яз - Омск»
Факультет
международных отношений
Курсовая Работа
по дисциплине: “Теория организации”.
Перспективы
развития малого бизнеса
в России
Омск 2010
Содержание
Введение…………………………………………….……….
Глава 1. Общая характеристика малого бизнеса
1.1. Сущность и история развития малого бизнеса……....4
1.2. Проблемы развития малого бизнеса в России……....10
1.3. Государственная
политика и основные направления поддержки
в сфере развития малого бизнеса на примере
предприятия…………..……..………………………
Глава
2. Развитие малого бизнеса на примере
предприятия………………………………...……..
Глава
3. Перспективы развития малых предприятий
в России…………………………………………..…………
Заключение……………………………………………...
Библиографический
список…………....................
Введение
Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем - это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Предпринимательская деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д.
В данной курсовой работе мы определили сущность малого бизнеса, проанализировали историю развития, выявили проблемы и оценили уровень государственного регулирования.
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
-
определить сущность малого
- проанализировать проблемы развития.
- рассмотреть развитие на примере предприятия.
-
оценить государственное
- выявить перспективы.
Методы
исследования: изучение научной и методической
литературы, статей, учебников по данной
теме.
Глава 1.Общая характеристика малого бизнеса.
1.1. Сущность и история развития малого бизнеса.
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
С увеличением значений этих показателей возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики. Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
Малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
В последние годы в Росси были созданы условия для широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. Согласно российскому законодательству, выделение, в частности, малых предприятий, производится по предельным уровням численности персонала по отраслям:
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в России