- Принципы построения структур управления
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. В качестве примера можно привести типовую схему управления предприятием (рис. 9; см в приложении).
Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры—с другой.
Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. Важным критерием оценки организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях. Идеальным вариантом является такая структура, которая позволяет менеджерам работать как единой команде.
В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Но вне зависимости от причин, вызывающих перестройку, она обязательно преследует цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышения производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Практически это означает привлечение все большего количества работников (в том числе и не относящихся к управленческому персоналу) к процессу выявления и решения проблем предприятия. Поэтому наряду с теми возможностями, которые новая структура управления создает для улучшения экономических и социальных параметров, ее оценка производится и по таким направлениям, как быстрота получения и обработки информации, необходимой для принятия решений; использование информационной технологии, упрощающей не только решение проблем, но и всю систему взаимодействий, необходимых в процессе разработки и реализации управленческих решений.
В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:
·обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;
·быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;
·иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
·быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.
7. Однако ни одна
из перечисленных структур управления
в чистом виде не применяется,
за исключением линейной, и то
лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве
предприятий используется смешанный тип
управления. В одних случаях— это простое
сочетание перечисленных четырех форм,
когда в нижнем звене — на уровне бригады
— применяется линейная, в среднем — на
уровне цеха — функциональная, а на уровне
предприятия — линейно-функциональная
и частично матричная форма. Чаще, однако,
встречается синтез различных форм, когда
они действуют солидарно на всех уровнях
хозяйственной иерархии.
Адаптивные
структуры
С начала 1960-х гг. организации стали разрабатывать и внедрять
новые, более гибкие типы организационных
структур, которые по сравнению с бюрократией
были лучше приспособлены к быстрой смене
внешних условий и появлению новой наукоемкой
технологии. Такие структуры называются
адаптивными (органическими), поскольку
их можно модифицировать в соответствии
с изменениями окружающей среды и потребностями
самой организации. Два основных типа
органических структур, используемых
сегодня, следующие:
- Проектная организация - это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем отделе или уходят из организации. Основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует все усилия на решении одной единственной задачи. В чистых проектных структурах временная группа специалистов представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной организации.
- Матричные организации. Структура такой организации напоминает решетку, отсюда и название - матричная структура. В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель отдела обладает так называемыми проектными полномочиями, которые могут варьироваться от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до чистых штабных полномочий. Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. Для того чтобы они смогли добиться этого, все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их полное распоряжение. Недостаток - сложность матричной организации.
При внедрении этих структур необходимо одновременно
изменять и взаимоотношения между подразделениями
предприятия. Если же сохранять систему
планирования, контроля, распределения
ресурсов, стиль руководства, методы мотивации
персонала, не поддерживать стремление
работников к саморазвитию, результаты
внедрения таких структур могут быть отрицательными. Преимущества бригадной
(кросс-функциональной) структуры: сокращение
управленческого аппарата, повышение
эффективности управления; гибкое использование
кадров, их знаний и компетентности; работа
в группах создает условия для самосовершенствования;
возможность применения эффективных методов
планирования и управления; сокращается
потребность в специалистах широкого
профиля. Адаптивные организационные
структуры быстро реагируют на изменение
рынка, обеспечивают своевременный вывод
на рынок новой востребуемой в данный
момент продукции. Но за счет повышения
издержек производства и повышения себестоимости.
Однако на динамичном рынке этот фактор
не имеет первостепенного значения (в
отличие от стабильного рынка), главное
вовремя вывести на рынок новый продукт
и вовремя снять его с производства.
Проведенный подробный
анализ разновидностей организационных структур иерархического типа показал,
что переход к более гибким, адаптивным
структурам управления, лучше приспособленным
к динамичным изменениям и требованиям
производства, был объективно необходим
и закономерен.
Для структуры иерархической в
современных условиях недостатки структуры
перевешивают ее достоинства. Такая структура
плохо совместима с современной философией
качества. Преимущества линейной структуры:четкая
система взаимных связей функций и подразделений;
четкая система единоначалия - один руководитель
сосредотачивает в своих руках руководство
всей совокупностью процессов, имеющих
общую цель; ясно выраженная ответственность;
быстрая реакция исполнительных подразделений
на прямые указания вышестоящих.