Основные понятия и процессы управления проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 15:57, доклад

Описание работы

Проектные структуры в компании, как правило, применяются тогда, когда возникает необходимость разработать и осуществить организационные проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специализированных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и, с другой стороны, деятельность различных функциональных и линейных подразделений. К организационным проектам можно отнести любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, реконструкцию производства, разработку и освоение новых видов продукции и технологических процессов, строительство объектов и т. д.

Работа содержит 1 файл

теория организации.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Привлекательность сетевых структур объясняется высокими производственными  показателями, которые в свою очередь  обусловлены двумя факторами: компетентностью  и эффективностью организационной  сети, в том числе за счет распределенности ресурсов.

Высокая компетентность достигается  тем, что к решению тех или  иных задач привлекаются лучшие партнеры-исполнители. Подобный элитарный принцип формирования компетенции, присущий сетевой организации, исключает использование второсортных исполнителей, хотя последние и работают в том же концерне. В целом сетевые структуры являются идеальной школой повышения компетентности членов организации. Освоение новых навыков или знаний проходит лучше, чем в иерархической организации, так как сетевая форма предлагает лучшее разнообразие процедур поиска, чем иерархия, и обеспечивает участников более богатой и комплексной информацией, чем рынок. Это достигается двумя путями. Первый – стимулирование обучения за счет обеспечения быстрого распространения полезной информации. Второй – стимулирование синтеза новых знаний и информации на основе уже существующей у членов организации.

Эффективность рассматриваемых организаций  гарантируется низким уровнем занятости  и рациональной структурой издержек. Распределенность ресурсов сети исключает дублирование компетентной рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции или на внутриорганизационный обмен услугами. Сеть в целом тем не менее обладает резервным потенциалом, прежде всего благодаря созданию и привлечению дополнительных партнеров.

Именно проектные «текучие»  сети отличаются выгодной структурой издержек, в особенности с учетом фактора времени. Анализ «жизненного  цикла» затрат показывает, что минимизации легко поддаются расходы на подготовительно-заключительные работы. Использование коммуникационной и информационной технологии положительно отражается на соотношении между производственными затратами и «непроизводительными» трансакционными издержками. Снижение подобных издержек достигается, наконец, тем, что сетевые структуры менее обременены так называемыми политическими организационными единицами. В отличие от обычных предприятий, они ориентированы в первую очередь на цель и в значительно меньшей степени – на решение политических вопросов.

Политические фрагменты  в организационной структуре  возникают в результате законодательных  и специфических фирменных предписаний, вытекающих из устава предприятия. Они регулируют внутренние взаимоотношения групп интересов, например, по поводу структур управления, находящихся в распоряжении акционеров.

Оргструктуры традиционных предприятий в большей или  меньшей степени содержат подразделения целевые (хозяйственные области, центральные органы, проектные группы и т. д.) и политиче- 
ские (наблюдательный совет, производственный совет, уполномоченные по охране окружающей среды, согласительные группы и т. п.). Сетевые же организации ограничиваются минимумом накладных расходов, связанных с политикой.

Однако главным экономическим  преимуществом сетевой организации  являются не стоимостные, а качественные изменения. Например, более высокое  качество продукции – это следствие  более высокой компетенции, лучших коммуникаций между покупателем и поставщиком по вопросам, имеющим отношение к качеству, повышения адаптивности сетевой организации к непредсказуемым изменениям в окружающей среде и т. д.

С формированием сетевых  предприятий (фирм, организаций) должны меняться принципы организационного развития и использоваться новые формы организации деятельности предприятия и управления им, в том числе его персоналом. Формируется так называемый «менеджмент пятого поколения», принципы которого закладываются и развиваются в недрах пятого технологического уклада. Они являются эффективнее традиционных для большинства предприятий, особенно отечественных, соответствующих параметрам 4-го и даже 3-го технологических укладов, но именно в условиях, если на предприятии хорошо развиты информационные технологии. Поскольку в России, во-первых, сосуществуют несколько технологических укладов, во-вторых, даже на предприятиях в рамках 3-го и 4-го укладов активно внедряются Интернет-технологии, принципы «менеджмента пятого поколения» тоже должны постепенно, соответственно информатизации деятельности, проникать в практику управления предприятиями (организациями). Этот процесс позволит ускорить и облегчить переход отечественной экономики на современный уровень, соответствующий пятому технологическому укладу, обеспечить определенную конкурентоспособность предприятиям, использующим в менеджменте своеобразную инновационную тактику опережающего развития.

Современные принципы организационного развития и менеджмента в целом  формируются под влиянием изменений в производственном и трудовом процессе, которые порождают новую организационную форму, которая получила название «сетевая форма организации». В связи с этим уместно уточнить нашу позицию относительно терминов «организационные отношения» и «организационная форма».

Любая хозяйственная  система на различных уровнях  – это множество различных  элементов (ресурсов), между которыми установлены определенные отношения. Отношение как общая категория  – категория, характеризующая определенные взаимосвязи элементов определенной системы. Отношения носят объективный и универсальный характер. Отношение может выступать в роли свойства или признака вещей, явлений. Особый тип отношений составляют организационные отношения.

Организационные отношения  как объективная субстанция материи любой формы структурируют ресурсы общественного производства, обеспечивая возможность их взаимодействия, а следовательно, их движение и развитие. Организационные отношения, формирующие те или иные организационные формы и определяющие системное устройство производственно-хозяйственной системы, соответственно различным уровням можно разделить на три группы: общие, частные (особенные), единичные (согласно принципу теоретического воспроизводства «всеобщее – особенное – единичное»). К общим организационным отношениям следует отнести близость, связанность, компактность, неопределенность, иерархичность, соответствие, непрерывность и конкурентность.

Сети, связывающие и  обслуживающие экономические отношения, были всегда. Однако сегодня они принципиально отличаются от предыдущих тем, что стали глобальными и связывают субъекты экономических отношений посредством электронного пространства, электронной среды. Кроме того, все предшествующие экономические сети были ориентированы на достижение реальных социальных параметров развития общества, тогда как современные — на обслуживание капиталов, развитие виртуальной, дематериализованной экономики. В социальном смысле они являются известной формой организации жизнедеятельности общества

Третьим процессом формирования сетевой экономики является процесс превращения традиционных организаций в сетевые структуры. Эти процессы захватывают всю иерархическую вертикаль в экономике, т.е. сетевая модернизация в той или иной степени затрагивает как нижний уровень, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промышленные группы, международные объединения, целые рынки.

На практике, процесс  сетевой модернизации существующих организаций, как правило, означает активное использование информационных технологий, и определенное уменьшение доли традиционных иерархических форм управления за счет повышения доли коллективных форм. К этому можно добавить, что появляются возможности для конструирования новых форм организаций, функционирование которых было бы не эффективным или невозможным в традиционной экономической среде.

При создании новых сетевых  форм организации, а также при  модернизации существующих, разработчики, как правило, ориентируются на следующие  основные потенциальные преимущества:

1. Экономия на перемещениях.

Приемлемые (для уровня доходов в развитых странах) затраты  на подключение к сети Интернет практически  из любой точки сделали возможным  уменьшение ограничивающих факторов разного  географического положения участников совместной деятельности. Использование этого фактора в крупных международных корпорациях, отделения которых имеют широкую географию (например, Дженерал Дайнемикс, Ньюлет Паккард, IBM, Federal Express и др.) позволяет им экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами. Другой класс примеров — создание гибких фирм и виртуальных рабочих коллективов из исполнителей, которые не привязаны к определенному офису и могут, например, с помощью систем мобильной связи поддерживать необходимый контакт друг с другом и заказчиками вне зависимости от своего географического положения.

2. Внутрифирменное  информационное пространство.

Легкость, с которой  пользователи Интернет могут публиковать  информацию и получать доступ к созданным  информационным ресурсам позволяет  снизить затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды организации. Основанное на Интернет-технологиях внутрифирменное «информационное пространство» обладает свойствами «управляемой прозрачности»: из внешней среды доступны только разрешенные информационные ресурсы фирмы, доступ сотрудников к внешним ресурсам, практически, не ограничивается. В ответ на угрозу «информационного переполнения» создаются специализированные системы распространения оперативной информации: от персональных каналов новостей, обслуживающих одного человека, до глобальных информационных служб, рассчитанных на все вкусы и потребности.

3. Коллективное формирование  информационных ресурсов.

Простота и оперативность  обмена сообщениями для групп  и коллективов практически любого размера создают возможность повышения степени участия всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации. Внутрифирменные Интранет-сети позволяют оперативно информировать весь штат организации о текущей ситуации в фирме, а также дают сотрудникам возможность влиять на оценку ситуации, вносить свой вклад в ее обсуждение и уточнение. Важнейшие сведения становятся доступными всем заинтересованным лицам практически мгновенно. Обратная реакция от сотрудников становится достоянием всего коллектива с минимальными задержками.

4. Внутрифирменная  координация.

Развитие в сети Интернет средств «коллективной работы»  создало лучшие возможности для  координации совместной деятельности групп людей. Это может применяться  как на внутрифирменном уровне, так и на уровне глобальных рынков. Дешевые средства для организации обратных связей позволяют имитировать и проигрывать в реальном времени возможные экономические решения, в которых задействовано большое количество участников. В результате повышается точность принимаемых решений, а также улучшается координация деятельности участников в процессе реализации принятых решений. Расширение возможностей и повышение качества координации работ для различных конфигураций коллективов исполнителей изменило структуру внутрифирменных затрат: стало дешевле передавать на исполнение работы временным работникам или внешним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников. Данная ситуация получила название — аутсорсинг (outsourcing).

Современный мир  развивается в направлении формирования эффективных, сетевых форм организации экономики хозяйственных систем. Этот процесс несет за собой иную, чем прежде экономическую и культурную интеграцию, в которой товары, услуги, финансовый капитал, люди, информация, знания, идеи свободно преодолевают географические границы государств на основе прямых горизонтальных связей. Возникают принципиально новые факторы и возможности конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках материальных товаров и услуг. Главными субъектами хозяйствования такой экономики в мировом масштабе становятся не страны, а транснациональные корпорации и альянсы. На внутреннем же рынке конкурентные преимущества получают те хозяйственные системы, которые активным образом развивают сетевые отношения. 
В ряде случаев сетевые формы организации экономики по потенциалу и эффективности управления выше традиционных форм экономических систем. В основе последних лежит формальный институт, в то время как у сетевой организации – деятельная личность. Прежние институты базируются на формальной иерархии, штатном расписании, устойчивых ролевых функциях, стереотипизации процедур. Сетевые же формы организации экономической деятельности основываются на концептуальном единстве, автономии частей, максимальном и персональном разделении рисков, выраженной креативности. Здесь переплетаются индивидуальные проекты и групповые коалиции их исполнителей 
Сетевые формы организации экономики являются порождением информационной эпохи. Они характеризуются одновременной трансформацией экономики, труда, занятости, корпоративной культуры, политики и государственных институтов. 
Сетевая форма организации экономика включает в себя индустрию создания новых информационных технологий и информационных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги. Сетевая экономика имеет дело с товарами и услугами. В условиях сетевой экономики многие товары приобретают новые свойства, которые невозможны в традиционных экономических условиях, когда сетевые эффекты отсутствуют или слабо выражены. 
Сетевое общество в значительной мере основано на новой, виртуальной экономике, при которой инновационные знания и информация становятся ключевыми факторами качества, производительности и конкурентоспособности. Они являются важнейшими составляющими, фор¬ми¬рующими качество человеческих ресурсов, их способность использовать современные технологии и управлять новейшими информационными и экономическими системами. При этом стандарты регулирования процессов развития сетевых форм организации экономики в нашей стране должны быть направлены на сохранение ценностных ориентиров России и активизацию процессов их внутреннего обновления, а также на поддержание позитивных тенденций в государстве и обществе. 
Для полномасштабного развития сетевой экономики в России необходимо накопление некоторой критической массы хозяйствующих субъектов, вошедших в сферу сетевой формы организации экономики. Управление развитием сетевых форм организации экономики должно быть нацелено на формирование целостных самовоспроизводящихся хозяйственных структур, опирающихся на духовный, культурный потенциал страны. В результате создания и функционирования отечественной модели развития сетевых форм организации экономики, можно обеспечить безопасность человека и российского народа в целом.

Иерархическая структура 

(от греч. hierarchia — священная власть)

Способ построения, организации  сложных систем, в первую очередь  систем управления экономическими объектами, при котором части (элементы) системы  распределены по уровням и вся  система становится многоуровневой, многоступенчатой, обладающей в то же время свойством целостности. Например, иерархическую структуру образует система управления организацией, возглавляемой директором (первый уровень иерархии), которому подчинены заместители (второй уровень иерархии), каждому из которых подчинены начальники отделений (третий уровень иерархии), имеющие в своем подчинении несколько начальников отделов (четвертый уровень иерархии).

Достоинства и недостатки Иерархической структуры 

Иерархическая структура  организации хороша тем, что:

* обеспечивает точное распределение задач и обязанностей внутри компании;

* убирает дублирование, создает основу для стандартизации;

* стабилизирует  деятельность;

* обеспечивает  предсказуемость организационных  процессов для сотрудников; 

* легко контролируема  и управляема сверху.

Иерархическая структура  организации плоха тем, что:

* вся ответственность  замыкается на высшем руководстве; 

* "запоздало  реагирует" на изменения рынка; 

* для сотрудников  характерно "суженное видение"  вследствие узкого круга должностных задач, что мешает им видеть общие проблемы и перспективы организации;

* интересы отдела  могут стать для работников  важнее интересов организации  в целом; 

* многие работники  за все время работы в организации  могут ни разу не встретиться  с клиентами, у них отсутствует клиент-ориентированная философия бизнеса, возникают проблемы с комплексным обслуживанием клиентов, страдает скорость и качество услуг;

* происходят ощутимые  потери информации при переходе  с одного иерархического уровня  на другой.

Иерархический тип

 
Органический тип

 
Четко определенная иерархия

 
Постоянные изменения лидеров (групповых  или индивидуальных) в зависимости  от решаемых проблем

 
Система обязанностей и прав

 
Система норм и ценностей, формируемая  в процессе обсуждений и согласований

 
Разделение каждой задачи на ряд  процедур

 
Процессный подход к решению проблем

 
Обезличенность во взаимоотношениях

 
Возможность самовыражения, 
Саморазвития

 
Жесткое разделение трудовых функций

 
Временное закрепление работы за 
Интегрированными проектными группами

Информация о работе Основные понятия и процессы управления проектами