Основные черты и сферы управления целостными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Предметом нашего рассмотрения в данной работе является организация, как целостная система. Это обширная, интересная и современная тема, прежде всего, потому, что человеческая деятельность в большинстве случаев, так или иначе, связана с организацией. Объектом управления для менеджера любого уровня выступает организация в какой-либо ее конкретной форме.
Организации являются миром деятельности менеджеров и сферой приложения их труда, они являются причиной, обуславливающей существование менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Целостные системы: определение, свойства, особенности…………………5
1.1. Понятие организации, её характерные черты……………………………9
1.2. Основные элементы организации как системы………………………….11
1.3. Основные виды организации и их свойства…………………….............14
2. Основные черты и сферы управления организациями…………………..19
2.1. Разница между управлением и менеджментом…………………………19
2.2. Основные черты и сферы управления организациями…………………23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

+Содержание.docx

— 121.85 Кб (Скачать)

 Управление  –  это  сознательное  воздействие  человека  на  объекты,

процессы и их участников, осуществляющих в целях придания определенной направленности и получения  желаемых результатов. В  широком  понимании  в  специальной  управленческой  литературе даются различные  толкования менеджмента. Наиболее  часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента представлены на рис. 2.

         

                                          Рис. 2.   Определение понятия «менеджмент».

Как видим, понятие менеджмент можно рассматривать с разных сторон и разных  точек  зрения,  каждая из  которых открывает  новые  грани предмета исследования науки управления:

1. Менеджмент  рассматривается  как  вид  деятельности  человека,          направленный  на  достижение  определенной цели или целей.  «Именно менеджмент  создает экономическое и социальное  развитие. Всюду,  где мы  вкладываем  только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами,  - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента» (Питер Друкер).

С позиции деятельности человека, менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в хозяйственной  жизни организации оптимальных  результатов на основе разумного  использования материальных,  трудовых, финансовых,  информационных  и  организационных ресурсов, применения многообразных функций, принципов  и методов управления.

 2. Менеджмент  определяется  как  процесс,  с помощью которого  профессионально подготовленные  специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования,  восприятия,  передачи,  обработки  и  хранения  информации.  Хотя  следует сказать, что управление не сводится к информации, но и немыслимо  вне информации.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в  его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и  эффективного труда  занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. 

Поэтому, менеджмент  можно  рассматривать  с  двух  взаимосвязанных  сторон.

С  одной  стороны,  менеджмент  представляет  собой  процесс  взаимосвязи функций управления (организации, планирования, мотивация, контроль), необходимый  для  достижения  целей  организации. Менеджмент  как  процесс  отражает динамику управления. 

С другой стороны, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы, работающих в организации. Такая  трактовка является основанием для  рассмотрения менеджмента как процесса влияния на  деятельность  отдельного  работника,  группы  и  организации  в  целом  с  целью достижения максимальных   результатов. Это  влияние осуществляют менеджеры. Поэтому  менеджмент нередко отождествляют  с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

3.Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него  организация,  как   целостное образование, не может существовать и работать эффективно. Аппаратный подход фокусирует свое внимание на структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры управления. В этом смысле менеджмент как структура отражает статику управления.

4. Менеджмент  рассматривается  как  категория  людей,  занятых  управлением.  Процесс управления  обеспечивается  профессионально в области управления. Умение  ставить  и  реализовывать  цели  основатель школы  научного менеджмента Ф. Тейлор определял, как искусство точно знать,  что предстоит сделать  и  как  сделать  это  самым  лучшим  и  дешевым  способом.  Этим  искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в  организации  и  руководстве  усилиями  всего  персонала  для  достижения  целей. Главной  задачей  управленческого персонала    является  эффективное использование и координация  всех ресурсов организации  (капитала,  зданий,  оборудования, материалов, труда,  информации).

Термин «руководство» уже понятия «менеджмент», поскольку означает  процесс управления, который осуществляется руководителем, исполняющим роль посредника  социального контроля и власти, на  основе правовых полномочий  и норм  более широкой социальной  общности,  в которую входит группа.  Взаимоотношение этих  основных  понятий можно представить следующей логической формулой:

                Управление > Менеджмент > Руководство

 

2.2. Основные черты и сферы управления организациями

 

Имеются три основных области  или сферы управления:

- управление системами  машин, технологическими процессами  и вообще процессами, имеющими  место при целенаправленном воздействии  человека на природу;

- управление человеческими  коллективами;

- управление процессами, происходящими в живых организациях.

Каковы же общие черты  управления целостными системами на современных уровнях исследования сложных динамических систем:

Управление осуществляется только в сложных подвижных системах, которым присущи сеть нелинейных причинно-следственных зависимостей, в системах, способных в рамках основного качества переходить из одного состояния в другое. Именно такими системами являются растительные и животные организмы, общество в целом, присущие ему различного рода подсистемы.

Общим в процессах управления является его антиэнтропийных характер. Процесс управления состоит в том, что где бы эти процессы не проходили, все они характеризуются точной количественной мерой, а именно, уменьшением энтропии (Берг). Процесс управления есть антипод процессам дезорганизации, позволяющий стабилизировать систему, сохранить ее качественную определенность, поддержать ее динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование системы и достижение полезного эффекта. Отсюда задача управления состоит в том, чтобы целесообразнее отвечать на изменения, что достигается своевременной перестройкой структуры системы в соответствии с изменившимися условиями. Иными словами, процесс управления есть ничто иное, как упорядочивание системы, при этом, т.к. одной из основных задач управления является сохранение качественной определенности системы путем перевода ее из одного состояния в другое, управляющее воздействие выступает как приведение системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями, характеризующими эту качественную определенность.

 

 

                                  Заключение

Анализ теоретических  положений показал, что организацией может считаться некая группа, которая соответствует нескольким обязательным требованиям: наличие  хотя бы двух людей, которые считают  себя частью этой группы, наличие хотя бы одной цели (т.е. желаемого конечного  состояния или результата), которую  принимают как общую все члены  данной группы, наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организация как система  должна удовлетворять двум требованиям:

Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы  в целом; существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется.

Поведение элементов системы  и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому что она не живая.

Таким образом, свойства, поведение  или состояние, которыми обладает система, отличаются от свойств, поведения или  состояния образующих ее элементов (подсистем). Система — это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система — это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части.

Организация (создание и эволюция системы) осуществляется до тех пор, пока не будет создана ее организационная структура со свойствами, параметрами, характеристиками, обеспечивающими ей стабильное функционирование в данных условиях внешней среды.

Периоды организации, являясь  главными этапами в жизни системы, не могут с полным основанием соответствовать  такому понятию, как "система", ввиду отсутствия у нее в эти периоды стабильных характеристик и свойств.

Организация любой материальной системы всегда имеет цель, определяемую условиями внешней - для системы - материальной среды. Наличие цели является специфической особенностью, отличительной чертой организации материальных систем. Цель организации материальной системы может быть одновременно глобальной и индивидуальной, осознанной или не осознанной. Организация и цель в материальных системах понятия неразделимые - нет цели, нет и организации; отсутствует организация - нет и цели.

 

                            Список использованной литературы:

 

  1. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 2004. – 430 с.
  2. Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
  3. Баранников А.Ф. Теория организации. Учебник для вузов. – М. Гриф МО РФ; 2004.- 304 с.
  4. Богданов А. Эффективное управление // Новости торговли.- 2003.- декабрь.- 32-34 с.
  5. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 510с.
  6. Кузякин В.И. Информационные технологии в экономике: учеб. пособие / В.И. Кузякин. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ УГТУ УПИ, 2002. – 248с.
  7. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005. – 395с.
  8. Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: управление принятием решений. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 600 с.
  9. Фролов С.С. Социология организаций. М., 2007. – 384с.
  10. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. - 480 с.
  11. Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономика, 2001. - 189 с.
  12. Шафиков Т.Г. Лекции по теории организации - http://www.twirpx.com/file/118919/.
  13. http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=economics&author=zaytsevaoa&book=1998&page=18.- 18с.

1 Баранников А.Ф. Теория организации. Учебник для вузов. – М. Гриф МО РФ; 2004.- С.54.

2 Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах.: Кн.1\2. - Москва: Экономика, 1989.- С. 34

3 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. Дело 1995 . –С. 74

4 Лаукс Г., Лирманн Ф Основы организации: управление принятием решений. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 60.

5Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. – СПб.: СПбГТУ, 2007. – 510с.. Основы организации: управление принятием решений. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 60.

6 Кузякин В.И. Информационные технологии в экономике : учеб. пособие / В.И. Кузякин. – Екатеринбург : Изд-во ГОУ УГТУ УПИ, 2002

7 Соколов В.Г. Исследование систем управления промышленной организацией / В.Г. Соколов // Научные труды V Международной научно-практической конференции “Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права” / МГАПИ. – М., 2002

9 Фролов С.С. Социология организаций. М., 2007.

5 Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. – СПб.:  СПбГТУ, 1997. – с. 51.

10 Мильнер Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. 480 с.

11 Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономика, 2001. – 189 с.


Информация о работе Основные черты и сферы управления целостными системами