Основные черты и сферы управления целостными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Предметом нашего рассмотрения в данной работе является организация, как целостная система. Это обширная, интересная и современная тема, прежде всего, потому, что человеческая деятельность в большинстве случаев, так или иначе, связана с организацией. Объектом управления для менеджера любого уровня выступает организация в какой-либо ее конкретной форме.
Организации являются миром деятельности менеджеров и сферой приложения их труда, они являются причиной, обуславливающей существование менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Целостные системы: определение, свойства, особенности…………………5
1.1. Понятие организации, её характерные черты……………………………9
1.2. Основные элементы организации как системы………………………….11
1.3. Основные виды организации и их свойства…………………….............14
2. Основные черты и сферы управления организациями…………………..19
2.1. Разница между управлением и менеджментом…………………………19
2.2. Основные черты и сферы управления организациями…………………23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

+Содержание.docx

— 121.85 Кб (Скачать)

Организация обладает следующими общими признаками:

1. определение ее характера  кадрами и менеджером; объединение  процессов, которые без этого  взаимодействуют нецеленаправленно  или неэффективно;

2. сохранение как предварительно  запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего  от ситуации реагирования работника  и менеджера. Незапланированные  действия предполагают установление  ответственности в менеджменте;

3. определенная, зависящая  от процесса гибкость, что обеспечивает  функционирование системы в изменяющихся  условиях;

4. единство рабочих процессов  и процессов управления, как результата  разумного разделения труда.

Основными законами рациональной организации выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и  доступной информации, способность  компетентных функциональных единиц принять  к решению новые задачи); обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс"); короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной  самоорганизации и активности; желательность  стабильности циклически повторяемых  действий.4

Таким образом, можно сделать  вывод, что Организация – это  единство состояния и процесса, так  как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

 

         1.2 Основные элементы организации как системы

 

В ходе изучения организаций в рамках системного подхода выяснилось, что социальная организация как система обладает рядом специфических свойств, которые отличают ее от других систем (биологических, технических и т.д.). Но системно - теоретические исследования организаций и процессов управления с позиций общей теории систем оказались неэффективными в силу отвлеченного характера общесистемных концепций5.

Рассматривая организацию в целом с привлечением системного подхода, действительно можно сказать, что она, как и всякая система, представляет собой порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенным взаимосвязями частей. Однако организация обладает специфическими, присущими только ей свойствами. В связи с этим возникла необходимость разработать специальную теорию систем применительно к организациям. Американский ученый Дж. Миллер определил следующие главные элементы системной модели организации:

-организация представляется как «упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени»;

-организация может рассматриваться как сложный процесс, основой которого являются все изменения материальных объектов и информации;

-в организациях присутствуют подсистемы, которые являются составными частями системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);

-в организациях возникают организационные отношения (по поводу целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);

в организациях протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.)6.

Основными отличиями организации от других систем (например, от биологических) Миллер считает наличие самостоятельных целей системы и сложной управленческой подсистемы, которая представляется как многоуровневая и организованная по иерархическому принципу.

Миллер описывает главную, управленческую подсистему как некоторое решающее устройство, которое состоит из личностей, находящихся на высшем уровне власти и принимающих ответственные  для организации решения.

Таким образом, любая организация состоит из подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система более низкого уровня. В то же время сама организация, имея некоторое количество уровней подсистем, в свою очередь может рассматриваться как подсистема в системе более высокого порядка (например, предприятие, выступая как самостоятельная система, делится на ряд цехов-подсистем и одновременно как подсистема входит в производственное объединение). Свойство объекта быть одновременно и подсистемой, и сложной системой с наличием элементов подсистем определяется как свойство рекурсивности.

Итак, при изучении организации с позиций системного подхода на первом плане выступают: а) деление организации на подсистемы; б) вертикальные и горизонтальные связи организации. Сравнение схем, построенных на основе простого анализа и системного подхода, показывает, что при системном подходе основное внимание уделяется подсистемам организации и связям между отдельными системными единицами.

Применение системного подхода к исследованию организаций возможно в двух различных вариантах, когда организация рассматривается как закрытая или как открытая система.

Обычно исследователи считают  организацию закрытой системой, хотя декларируют необходимость изучения организации в тесном взаимодействии с внешней средой. Как правило, исследователи и практики, рассматривая отдельные структурные единицы организации, занимаясь проблемами управления и применения властного воздействия руководителей и подчиненных и др., лишь частично учитывают влияние внешнего окружения, не задумываясь о том, что организация является неотъемлемой частью внешней среды. Но в случае подхода к организации как к закрытой, самодостаточной системе влияние внешнего окружения учитывается в виде действия отдельных факторов, возмущающих и даже изменяющих внутреннюю структуру организации7.

Если организация рассматривается как открытая система, она органично вписывается во внешнее окружение и считается ее подсистемой. При этом границы системы представляют собой замкнутую кривую, проходящую по периметру исследуемых объектов (по периметру организации) так, что она разграничивает область с меньшей интенсивностью взаимодействий вне этой кривой от области с высокой интенсивностью внутри нее. Здесь окружение организации не является пассивным и его можно определить как совокупность объектов, внешних по отношению к организации, которые связаны с одним или более системными единицами организации так, что изменение одного или нескольких свойств внешних объектов изменяет поведение системы, что в свою очередь приводит к изменению одного (или более) свойства внешних объектов9.

 

1.3. Основные виды организации  и их свойства

 

Организация как система  может быть открытой и закрытой.

Закрытая система - имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно не зависимы от среды, окружающей систему. Открытая система - характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Таким образом, открытая система - это система, в которой ее элементы взаимодействуют с окружающим миром. Закрытая система - это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности.5

Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители, в основном, занимаются системами открытыми, потому что все организации, в том  числе аптека, являются открытыми  системами. Выживание любой организации  зависит от внешнего мира.

Организация - это группа людей, деятельность которых, сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организация - структура, в которой люди строят отношения и взаимодействуют между собой. В организациях существуют официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) отношения.

Официальные, связывают руководителей и подчиненных. Они должны быть четко определены и скоординированы с помощью функционально-должностных инструкций (ФДИ). Формальные отношения людей в организации складываются еще на стадии формирования ее структуры. При этом сразу должны быть определены сферы компетенции каждого специалиста, объем их власти и ответственность.

Неофициальные - это личные отношения, они накладывают свой отпечаток на официальные и будут предметом изучения при отражении вопросов социально-психологического климата коллектива.10

Организация всегда имеет  хотя бы одну большую цель, разделяемую  и признаваемую таковой всеми  ее членами. Но формальное правление  редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Чтобы предприятию  достичь поставленных крупных целей  и стать крупнейшим предприятием (компанией, организацией), необходимо эффективно взаимоувязывать все цели с наименьшими затратами.

Все сложные организации  являются не только группами, целенаправленными  в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных  целей, но и имеют общие для  всех сложных организаций характеристики (рис. 1).

 

                                    Рисунок 1. Общая характеристика организации

 

Цели всякой организации  включают преобразование ресурсов для  достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация.

Одной из самых значимых характеристик  организации является ее взаимосвязь  с внешней средой. Организации, полностью  зависимы от окружающего мира - от внешней  среды (профсоюзы, правительственные  акты, законодательство, конкурирующие  организации, система ценностей  в обществе, общественные взгляды, техника  и технология и другие составляющие). Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.11

Самой очевидной характеристикой  организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. В организации  существуют две внутренние ограниченные формы разделения труда. Первая - это  разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию  действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей  и составляет сущность управления.

В обществе можно выделить следующие типы организаций, если под  организациями подразумевать первичные  образования, на нижнем уровне общества.

Деловые организации. Создаются отдельными коллективами предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т.д. Они могут быть государственными, муниципальными, частными (акционерными, индивидуальными). Участие в них, то есть выполняемая там работа, дает доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.

Союзные (общественные) организации. Их цели вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение целей индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников.

Но в обществе возникают  организационные образования и  другого рода, не собственно организации, а имеющие многие признаки последних. Это ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая  автономия от среды, относительная  стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительное устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений.

 

         2. Основные черты и сферы управления организациями

              2.1. Разница между управлением и менеджментом

 

     Эффективно  управлять  организацией  или   ее  подразделениями  в  современных  условиях невозможно без  глубокого  понимания сущности и содержания  менеджмента. 

      Что же  собой представляет  « менеджмент»?  «Менеджмент» имеет достаточно  широкое толкование – управление, влияние, искусство управления, способ  управления и  т.п. С лингвистической   стороны,  слово «менеджмент»  образовано от menaqe  (с франц.  домоводство;  to menaqe   с англ. – искусство объезжать лошадей). В  той или  иной мере   понятие    ― менеджмент  отражает  воздействие или влияние,  но это достаточно узкое трактование.  Менеджмент – сложное, емкое  и многогранное явление, охватывающее: 

-умение  человека  добиваться  поставленных  целей,  используя   труд,  интеллект, мотивы поведения  других людей; 

-функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми  в организациях различных типов; 

-область человеческого  знания, помогающая управлять; 

-определенную  категорию   людей  (социальный  строй),  осуществляющих  управление;

-орган управления, административная единица.

Обычно определение  ― менеджмент применяют  только к управлению социально-экономическими  процессами  на  уровне  организации,  действующей  в рыночных условиях. Но в последнее время это понятие стали широко применять к нехозяйственным, непредпринимательским организациям.

 Следует  различать  понятия  управление,  менеджмент и руководство.

Хотя понятие  менеджмент и  управление близки по  значению, однако термин управление намного шире, поскольку применяется к различным  видам человеческой деятельности, к  сферам и органам управления.

Информация о работе Основные черты и сферы управления целостными системами