Организация работы ресторанов и предприятий общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности организации работы ресторанов и предприятий общественного питания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ 5
1.1 Классификация предприятий общественного питания 5
1.2 Типы предприятий общественного питания 7
ГЛАВА 2. ОТКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ 15
2.1 Этапы создания и получения разрешительной документации 15
2.2 Санитарно-эпидемиологические нормы 19
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА 22
3.1 Оперативное планирование производства 23
3.2 Организация работы складских помещений 24
3.3 Организация обслуживания на предприятии и интерьер зала 28
3.4 Классификация торгово-технологического оборудования 30
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Организация работы ресторанов и предприят обществ питан ИСПРАВ 2 МНОГО.doc

— 890.00 Кб (Скачать)

Наличие индивидуальных салфеток обязательно во всех классах  ресторанов и баров. При отпуске скомплектованных завтраков и обедов в ресторанах и барах первого класса возможна замена индивидуальных салфеток бумажными.

На бланке меню предприятий люкс и высший должен быть фирменный знак предприятия, изготовленный  типографским способом, на национальном и (или) русском языке. При обслуживании иностранных граждан меню печатаются не менее чем на одном иностранном языке. Обложка – из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя и др. (кроме первого класса). Люкс и высший должны иметь пригласительные карточки, буклеты и прочую печатную продукцию.

Для организации  комфортных условий отдыха рестораны люкс и высший, а также бары класса люкс должны иметь эстраду и танцевальную площадку. В ресторанах всех классов для удобства проведения эксклюзивных вечеров и создания атмосферы уединения должны быть организованы банкетные залы, отдельные кабины.

Столовая –  это объект общественного питания, предназначенный для приготовления и реализации с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуска их на дом. Таким образом, характерным признаком столовых является наличие в меню полного рациона питания. Столовые могут быть 2-й и 3-й наценочной категории. Для обслуживания потребителей в них применяется самообслуживание. Могут использоваться комплексные меню. Может функционировать столовая - раздаточная. Это столовая, предназначенная для реализации кулинарных изделий и покупных товаров, получаемых от других объектов общественного питания. Столовые классифицируются по ассортименту реализуемой продукции (общая и диетическая), по месту расположения (общедоступные или по месту работы, учёбы) и по обслуживаемому контингенту. Столовая может быть общедоступной или оказывать услуги определённому контингенту и размещаться в городе в местах, определяемых рациональными нормативами обеспеченности населения предприятиями и учреждениями обслуживания. Различают столовые, организованные для обеспечения пищей населения по месту работы, учёбы и в лечебных учреждениях, где осуществляется приготовление и отпуск завтраков, обедов и ужинов, скомплектованных в соответствии с физиологическими и натуральными нормами. [1]

Кафе – это  объект общественного питания по организации питания и досуга потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции. В зависимости от ассортимента реализуемой продукции кафе делятся на предприятия общего типа и специализированные.

Кафе общего типа – это объект общественного  питания с широким ассортиментом горячих и холодных напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий, блюд и кулинарных изделий несложного приготовления, кисломолочных продуктов. Как правило, им присваивается высшая, первая или вторая категория. Требования, предъявляемые к кафе общего типа соответствующих категорий. В их меню должны присутствовать заказные и фирменные блюда.

Специализированные  кафе создаются по ассортименту реализуемой продукции (кафе-кондитерская, кафе-мороженное, кафе-молочное) и по специфике контингента посетителей (детское кафе, молодёжное кафе).

Также кафе различают  по методу обслуживания. Метод обслуживания – это способ реализации потребителям продукции общественного питания. В рамках метода обслуживания выделяются формы обслуживания потребителей. Последняя означает организационный приём, представляющий собой разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей. На предприятиях общественного питания применяются два основных метода обслуживания самообслуживание и индивидуальное обслуживание официантами. [1]

Закусочная  – это объект общественного питания  с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определённого вида сырья, предназначенный для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием. В основном все закусочные специализированные, относятся к предприятиям первой или второй категории, в них применяется самообслуживание, за исключением шашлычных. Где обслуживание производится официантами.

Можно выделить такие виды специализированных закусочных как бульбяная, шашлычная, котлетная, сосисочная, пельменная (вареничная), пирожковая, блинная, чайная, пиццерия, пышечная (пончиковая), чебуречная, бутербродная, рюмочная и др. Бульбяная специализируется на приготовлении блюд белорусской национальной кухне с использованием картофеля. К виду закусочных относится «бистро».

Особенности закусочных в том, что они работают преимущественно  на полуфабрикатах, имеют узкий ассортимент и являются небольшими по размеру. В них используется как обычная мебель, так и высокие столы для еды стоя. Если закусочной присвоена первая категория, то в меню включаются заказные и фирменные блюда. В закусочных может применяться разовая посуда.

Буфет – это  структурное подразделение, предназначенное  для реализации ограниченного ассортимента кулинарных изделий, кондитерских изделий, покупных товаров. Они могут функционировать как самостоятельные объекты питания либо при других объектах питания (ресторанах, столовых). В последнем случае категория буфета должна соответствовать категории того предприятия, при котором он расположен. Буфеты бывают первой, второй и третьей наценочной категории. Обслуживание в буфетах осуществляется буфетчиком.

Кафетерий – объект общественного питания, предназначенный для реализации с потреблением на месте ограниченного ассортимента продукции, не требующей сложного приготовления, покупных товаров.

Предприятие-автомат  – предприятие, осуществляющее реализацию продукции определённого ассортимента через торговые автоматы.

Магазин (отдел) кулинарии – магазин (отдел) в  системе общественного питания, реализующий населению кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары, также соления квашения. Магазины кулинарии размещаются на территории промышленных предприятий, в составе комплексных предприятий питания, ресторанов и столовых. Обычно проектируются на 2-4 рабочих места.

Комбинат общественного  питания – это производственно-хозяйственный комплекс, состоящий комплекс, состоящий из заготовочных и доготовочных объектов общественного питания с единым технологическим процессом приготовления продукции, а также магазинов кулинарии и вспомогательных служб. В его состав обычно входят столовая, ресторан или кафе, магазин кулинарии, бар, один или несколько цехов по выпуску полуфабрикатов, кондитерских изделий.

Палатка – объект общественного питания, осуществляющий продажу узкого ассортимента продукции собственного производства и покупных товаров, относящийся к стационарной торговой сети, расположенный в легкой постройке закрытого типа, имеющий два более рабочих мест, а также подсобное помещение и не имеющий торгового зала.

Павильон –  объект общественного питания, осуществляющий продажу узкого ассортимента продукции собственного производства и покупных товаров, относящийся к стационарной торговой сети, расположенный в постоянной или временной постройке с торговым залом или без него и имеющий подсобные помещения.

Предприятия быстрого обслуживания – объект общественного питания, предназначенный для изготовления и реализации с организацией потребления на месте блюд несложного приготовления постоянного ассортимента с использованием полуфабрикатов промышленного или собственного производства, вырабатываемых заготовочными предприятиями.

Также существуют:

- рестораны  самообслуживания, предлагающие в  дневное время полноценные блюда и осуществляющие отпуск продукции на дом;

- сочетание  магазина и предприятия питания  (оборот магазина 40 -60%), имеются различные отделы по продаже мяса, рыбы, хлеба, фруктов и овощей;

- пивные бары  в сочетании с предприятиями  питания. Пиво производится под  маркой данного предприятия, на  его долю приходится 40-60% общего  товарооборота;

- предприятия  быстрого питания, рассчитанные  на автомобилистов, открыты продолжительное время;

- предприятия по доставке на дом пиццы и других продуктов, заказанных по телефону. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОТКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

     2.1 Этапы создания и получения разрешительной документации

 

 

Открытие любого предприятия общественного питания  сопровождается сбором, получением и  согласованием различных документов, которые должны быть у каждого  кафе, бара, ресторана и т.д.

Изначально  надо зарегистрировать предприятие. Наиболее распространенная в общественном питании являются две формы предприятий: общество с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальный предприниматель (ИП). Затраты не очень большие, скорее, тут больше внимания нужно уделять своевременности этой регистрации. Сама процедура регистрации занимает около двух недель – месяца, не говоря уже о том, что без этого невозможно получить какие-либо разрешительные документы. В настоящие время для открытия предприятия общественного питания необходимо: [2]

- зарегистрировать юридическое лицо в установленном порядке (Регистрационной палате или ее филиале) в организационно-правовой форме, предусмотренной действующим законодательством (ООО, ЗАО и т.д.);

- оформить имущественные  права на нежилое помещение  (право собственности, аренды, субаренды и т.д.) и земельный участок и зарегистрировать их в установленном порядке;

- зарегистрировать  контрольно-кассовые машины в  государственной налоговой инспекции по месту нахождения предприятия;

- оформить паспорт  на вывеску объекта;

- получить лицензию при осуществлении видов деятельности, подлежащих лицензированию. В сфере потребительского рынка применительно к предприятиям питания подлежит лицензированию розничная продажа алкогольной продукции;

- получить санитарно-эпидемиологическое  заключение о соответствии правилам хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг;

- оформить санитарный  паспорт на специально предназначенные  или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов;

- оформить личные  медицинские книжки на работников  с отметкой о результатах предварительных (при поступлении на работу), периодических (2 раза в год) медицинских осмотров и гигиенической аттестации;

- заключить  договор со специализированной  организацией о вывозе твердых бытовых отходов;

- получить сертификат  соответствия услуг требованиям  нормативных документов.

Эти и другие требования к предприятиям общественного  питания установлены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В каждом конкретном случае может меняться порядок согласований и состав необходимой документации, и зависит это от различных факторов, связанных с помещением, в котором планируется открыть пункт общественного питания:

- жилое или  не жилое здание;

- каково назначение помещения;

- будет ли изменяться планировка помещений, фасад или будут ли затрагиваться при перепланировке несущие конструкции.

Подбор помещения  – весьма ответственный момент: от технических и юридических характеристик помещения зависит принципиальная возможность организации в нем ресторанного бизнеса. Если выбранное место не имеет назначение «общественное питание», тогда придется изменять функциональное назначение и даже если в документах Бюро технической инвентаризации (БТИ) написано, что оно «свободное», его все равно придется оформлять в установленном порядке. Прежде чем заключать договор аренды, субаренды либо договор купли-продажи с целью размещения объекта общепита, необходимо получить консультацию о возможности размещения в данном помещении предприятия общественного питания.

Как правило, проектная документация, подлежащая согласованиям, состоит из следующих разделов: [2]

- технологический  проект;

- архитектурный  проект;

- вентиляция  и кондиционирование;

- водоснабжение  и канализация.

Могут понадобиться и другие части проекта, например «электроснабжение», если в помещении необходимо будет увеличивать подведенную мощность или проект изменения фасада.

Проектная документация должна соответствовать Строительным и санитарным нормам и правилам (СНиПу, СанПИНу) и Правилам пожарной безопасности (ППБу), принятыми в Российской Федерации и ее субъектах.

Проектную документацию необходимо:

- согласовать  с ТУ Роспотребнадзора, органами  государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России, Архитектурно-планировочным управлением, Госэкспертизой и т.п.;

- утвердить  в департаменте потребительского  рынка и услуг; 

- получить распоряжение  о переустройстве в Государственной  жилищной инспекции или Межведомственной  комиссии.

После проведения строительно-монтажных работ необходимо сдать объект в эксплуатацию. Приемку предприятий общественного питания осуществляет комиссия из представителей соответствующих государственных организаций, при этом проверяется соответствие проведенных работ проектной документации и оформляется акт. Затем вносится изменения в документацию БТИ и при необходимости – в Единый государственный реестр прав (ЕГРП).

Информация о работе Организация работы ресторанов и предприятий общественного питания