Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть вопросы организации муниципальных предприятий на примере МУП «Управление трамваем». Структура курсовой работы состоит из:
1. Введения
2. Главы 1 Теоретические основы управления муниципальными предприятиями.
В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.
Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка » – городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28).
Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения. В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.
Таким
образом, из выше сказанного следует, что
население муниципального образования
также является источником власти на соответствующей
территории. А так как местное сообщество
– это, по сути, население, проживающее
на территории муниципального образования,
местное сообщество – источник власти
на данной территории, и принятие решений,
в том числе касательно муниципальной
собственности, здесь осуществляется
от лица местного сообщества.
------------------------------
Субъекты права собственности: [Электронный документ]. –
(http://law-uchebn.by.ru/
Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью ». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления:
- глава муниципального образования;
- представительный орган муниципального образования;
- структурные органы и подразделения местной администрации;
- орган управления муниципальным хозяйством;
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
- другие организации с правом управления муниципальной собственностью.
К
муниципальной собственности
Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.
Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят:
- имущество органов местного самоуправления,
- муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные предприятия и организации,
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
- муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
- муниципальные учреждения различных отраслей,
- другое движимое и недвижимое имущество.
Стоит
отметить, что в исключительной собственности
муниципальных образований
К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры.
Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности.
Другой
особенностью является выполнение функции
экономической основы местного самоуправления:
к примеру, муниципальные предприятия
– в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются
коммерческими предприятиями; к тому же
имущество органов местного самоуправления
составляет материальную базу, обеспечивающую
их деятельность.
Данный
тип собственности можно
При этим коллективом следует считать объединение людей, в котором доминирующую роль играют совместные потребности и интересы.
Именно такое обстоятельство – по мнению профессора Г.И. Черкасова – «превращает коллектив в самое прочное и устойчивое малое социальное образование ».
------------------------------
Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации:
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №
154-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
– 1995. – № 35. – Ст. 3506.
Коллектив как целостность служит основным субъектом коллективной собственности. Все его члены являются сособственниками совместного достояния. Их также можно считать субъектами коллективного достояния, хотя и неосновными. Отношения между коллективом и сособственниками составляют значительный аспект содержания данной собственности.
Особенно стоит отметить, что в отношениях коллективной собственности участвуют три группы субъектов:
Отношения между ними по
на внутренние (между коллективом и его членом) и
внешние (со всеми остальными
общественными образованиями)
-------------------------
Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 69.
1.3
Сравнительная характеристика
муниципальной и других
видов собственности.
Рассмотрев представленные выше типы собственности, в том числе муниципальную, ответим на вопросы:
Ответы на данные вопросы
При анализе представленных выше типов собственности основное внимание уделялось таким параметрам, как понятие, субъекты, объекты и основные содержательные черты.
Очевидно, что их раскрытие показывает особенности рассматриваемых типов собственности. Следовательно, и в данном параграфе целесообразно проводить сравнительный анализ на основе рассмотрения тех же параметров.
Что касается определений того или иного типа собственности, то речь идёт – прежде всего – об отношениях, возникающих между её субъектами по отношению к определённым объектам. Именно по данным позициям различные типы собственности в той или иной степени отличаются.
Изучение субъектов муниципальной собственности показывает, что основным субъектом является местное сообщество, то есть население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества.
В то же время дополнительными субъектам отношений муниципальной собственности являются органы, причастные к управлению муниципальной собственностью.
Можно с уверенностью утверждать, что в большей степени муниципальная собственность близка к государственной:
ведь её собственником также является, в первую очередь, общество в целом (население как источник государственной власти), а также для управления государственной собственности создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами.
Объектами муниципальной собственности – как видно из приведённого выше анализа – являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество.
То есть в собственности
Таким
образом, на лицо социальная ориентированность
муниципальной собственности
Итак,
приведённый выше анализ показывает,
что муниципальная
1.4
Муниципальные нормативно-правовые
акты.
В систему муниципальных правовых актов входят:
Устав городского совета и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном заседании, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, и имеют прямое действие и обязательны для исполнения на всей территории Республики Бурятия.
Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения Республики Бурятия, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на заседании городского совета, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.