Органические структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Характеристика органических структур управления………………………….4
3. Закон пропорциональности: определение, примеры действия закона………19
4. Тестовые задания………………………………………………………………..32
5. Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Теория организации 2.rtf

— 1.01 Мб (Скачать)

      Сознательная реализация закона композиции, пропорциональности или гармонии в организации предполагает руководствоваться в управлении такими принципами как планирование, координация, и полнота. С точки зрения принципа планирования, каждая организация должна иметь объективно и субъективно обоснованную программу. Различаются стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое планирование охватывает диапазон времени на три, пять, десять, пятнадцать лет и более. Так, например, вновь избранный президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своей инаугурации 7 мая 2008 г. высказал идею планирования на срок до 20, 30 и более лет. Наиболее известна в этом отношении сегодня Программа Единой России, которая называется «20-20». Речь идет о том, чтобы разработать план развития страны до 2020 года.

      Тактическое планирование имеет своей целью разработку программы организации на 2-4 года. Тактика органически связана со стратегией и потому тактическое планирование есть конкретизация, детализация стратегического плана на отдельных этапах его осуществления.

      Оперативное планирование имеет в виду потенциально возможную программу деятельности организации в различных ситуациях нормального, аномального, или даже экстремального характера. Оперативное планирование - это реакция организации на текущий момент. Важно однако, чтобы эта реакция была согласована с идеями и принципами стратегического и тактического планирования. В силу известных причин наука и практика планирования в постсоветский период оказались непопулярными. А между тем в доперестроечные времена в Советском Союзе по этим вопросам был накоплен большой опыт. Так называемый ォпромфинпланサ был обязательным атрибутом всякой советской организации. Государство планировало свою деятельность на 5-7 лет. В рамках этих планов решались масштабные задачи социально-экономического и культурного развития страны. И обобщая этот опыт, сегодня можно и нужно извлечь из него необходимые средства и способы для решения современных проблем. Это тем более важно, что планирование отнюдь не является только ォпроизведениемサ советской системы. Весь успешно хозяйствующий мир сегодня использует плановые подходы, который, кстати говоря, во многом был заимствован из опыта советского государства.

Сегодня термин «промфинплан» в силу его идейно-политической нагруженности не используется. Зато широко используется такое понятие как «бизнес-план». По сути дела это новое для нас понятие отражает то же содержание, и в конце концов не так уж важно, как называется документ программы, важно, чтобы он помогал жить и работать не только одним днем, но и предвидеть, что будет завтра и послезавтра.

      Безусловно, план нельзя рассматривать как некое ォпрокрустово ложеサ. План - это лишь некоторый относительный ориентир, принимая во внимание который, человек может с большей уверенностью и большей эффективностью жить и работать. План помогает лучше видеть потенциально возможные ситуации и готовиться к тому, чтобы преодолеть их с пользой для дела.

      Принцип координации говорит о том, что каждая организация должна следить за стратегическим, тактическим и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. Согласованность такая устанавливается как в контексте преемственности от этапа к этапу, так и в контексте развертывания связей и отношений в рамках одного этапа. Строго говоря, согласованность достигается на основе трех типов связей и отношений: субординация, координация и корреляция. Субординация - это связи по вертикали. Координация - по горизонтали, а корреляция - это связи и отношения между относительно самостоятельными, но взаимодействующими системами.

      Принцип полноты или целостности говорит о том, что каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций. Организация должна иметь не меньше, но и не больше подразделений, чем это необходимо и достаточно. Связи и отношения между этими подразделениями должны быть таковы, чтобы организация функционировала с оптимальной эффективностью. Такая организация представляет собой целостную систему.

      Закон пропорциональности в деятельности организации выражает следующие отношения: если между двумя факторами существует пропорциональная зависимость, то изменение одного в количественном и качественном отношении вызывает такие же во втором, анализирует каждую, выбирая наиболее подходящий вариант.  
 Пропорциональная зависимость может быть прямой и обратной. Обратная пропорциональная зависимость означает, что увеличение одного показателя снижает значение другого. Закон пропорциональности характеризует необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Для решения конкретных организационных проблем возможно использование одного из значений слова ォпропорциональностьサ: зависимость, соотношение, соответствие, соразмерность. Этот закон в большинстве случаев не имеет количественного выражения. Поиск оптимальных пропорций осуществляется эмпирически или интуитивно. Закон поддержания пропорциональности между всеми составляющими организации предоставляет возможность максимально реализовывать ее потенциал.

      Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

  К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раздутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в ее взаимоотношениях с внешней средой. 
2.3.Профессиональная подготовка специалиста по управлению персоналом в свете требований закона композиции, пропорциональности и гармонии .

      Рассматривая организацию последовательно в контексте ее законов, мы убеждаемся в том, что объективные и субъективные факторы ее становления и развития требуют от руководителя глубокой и разносторонней компетентности. Специалист по управлению персоналом в свете этого закона - это своего рода режиссер, или дирижер. От его действий зависит то, что будет представлять из себя организация. Организация может функционировать как гармония, или как какофония. Ведь сам закон с точки зрения его естественной логики - это только предпосылка к возможной гармонии. Реализация этой предпосылки всецело зависит от того, как организуется система, и как она функционирует.

      Впечатляет сам набор вопросов, которыми должен заниматься специалист по управлению персоналом. Для того чтобы осуществлять эффективно и качественно свои функции и полномочия, он должен разбираться в вопросах техники и технологии, экономики и финансов, в вопросах подбора и расстановки кадров и т.д. Он должен разбираться в вопросах педагогики и психологии, социологии и юриспруденции. Он должен быть компетентным в вопросах управления на различных этапах становления и развития организации как системы.

      Специалист по управлению персоналом должен быть интеллектуально, нравственно и эстетически высокоположительным человеком. Он должен быть подготовлен научно и практически. К тому же он должен обладать способностями особого рода, ибо осуществление его профессиональных функций и полномочий - это еще и искусство. А искусство, как известно, предполагает некие врожденные качества человека, то есть способности к творчеству.

      Профессиональная квалификация специалиста по управлению персоналом многопланова и разнопредметна. Его профессионализм предполагает сочетание универсальности и специализации. Сочетание это само по себе предполагает гармонию. Какая из этих сторон станет доминирующей в профессиограмме специалиста, когда его квалификация достигнет уровня зрелости, это зависит от индивидуальности. Каждый специалист решает этот вопрос самостоятельно, с учетом конкретных жизненных обстоятельств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Тестовые задания

3.1. Объекты организации - это:

а) источник управленческого воздействия;

б) исполнитель управленческого воздействия;

в) документы, приказы, постановления.

Верный ответ: а , б

      Организация - это форма соединения и взаимодействия входящих в данную организацию материальных объектов, процесс создания особой структуры, когда каждый элемент в нее входящий, становится частью целого и выполняет в ней определенную роль, а вся организация превращается в качественно особый объект мира, живущий по законам этого структурного целого, выполняющего в нем определенную функцию.

      Элемент организации - это такая ее часть, на которой сообразно задаче исследования и понимания ее существенности можно разложить целый объект.

      Из этих определений можно сделать вывод, что объекты организации - это исполнитель управленческого воздействия и источник управленческого воздействия.

      Мы определили управление как воздействие. Из этого следует, что в процессе управления человек (или группа людей) целенаправленно воздействует на кого-то или что-то, чтобы достич желаемого результата. То есть, существуют субъект и объект управления.

      Субъект управления - это источник воздействия. Источником воздействия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления. При этом часть социально-экономической системы воздействует на систему в целом. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.Субъектами управления являются люди, наделенные полномочиями, правами и ответственностью за выполнение своих должностных обязанностей. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.

      Объект управления - это часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие.Объектами управления могут быть отдельные люди или группы людей, а также процессы, протекающие в организации. Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д 

3.2. Закон, утверждающий, что сумма свойств (потенциала) организованного целого превышает "арифметическую" сумму свойств ( потенциалов), имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в отдельности?

а) закон наименьших

б) закон самосохранения

в) закон синергии

г) закон онтогенеза

Верный ответ : в

  Процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии.

      Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Однако не всякое объединение усилий и ресурсов дает синергетический эффект. Дело не в том, что соединяется, а в том, как соединяется, какие побудительные силы этому способствуют. Слабость связи приводит к разрыву коммуникаций и распаду организации как целостного образования. Закон синергии - основопологающий закон, т.к. действие других законов организации направлено на достижение более высокого синергетического эффекта.

      Закон самосохранения гласит, что любая реальная физическая (организационная) система стремиться сохранить себя как целостное образование ,систему и  использует для достижения этого весь свой потенциал, ресурс. Для коммерческих организаций - сумма расходов не должна превышать сумму доходов.

      Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, необходимо дополняются противоположными процессами - соединения, кооперации, интеграции и т.п., с другой. Цель анализа систем - возможно более полное познание закономерностей их функционирования при заданной структуре. В основе анализа лежит делимость, но существуют более одного способа расчленения любой системы. Синтез - это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных путем анализа. Задача синтеза - спроектировать такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные ею функции. Три этапа синтеза: определение всех необходимых функций, которые должны быть выполнены; нахождение хотя бы одного безусловно осуществляемого способа выполнения каждой функции; нахождение такой схемы, в рамках которой можно совместно выполнить отдельные функции для достижения общих целей.

Информация о работе Органические структуры управления