Общее управление организаций: принципы и процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены процесс управления, его сущность и принципы. Так же объектом исследования станет общее управление на предприятии ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация». Исходя из вышеизложенного, задачами курсовой работы являются:

Выявление сущности, структуры, управления и его принципов.
Обоснование факторов и условий эффективного функционирования процесса управления.
Разработка научно-практических рекомендаций.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы управления организацией 5

1.1 Сущность управления 5

1.2 Принципы управления 13

Глава 2. Анализ процесса управления ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 22

2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 22

2.2 Оценка системы управления ОАО АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 28

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса управления АБС «ЗЭиМ Автоматизация» 33

Заключение 36

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

    Управление  представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

  1. Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
  2. Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
  3. Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.
  4. Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения [22].

    В свою очередь функции управления выражают содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления и управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рис. 1) [22]. 

      

    Рис. 1 Место категории « функции управления» в управленческом процессе 

    Функции управления определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

    Классификация функций управления представлена в таблице 2.

                                                                                                     

                                                                                                          Таблица 2

    Классификация функций управления

Критерий  классификации Состав функций  управления
1.Содержание  управленческой деятельности Прогнозирование и планирование

Организация

Активизация (мотивация, стимулирование)

Контроль

Координация

Регулирование

Исследование

2. Организационная  роль функции Функции интеграции (объединения)

Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

3. Направление  деятельности Интрафункции

Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)

4. Сферы  развития объекта управления Управление  экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)

Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)

Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.

Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)

  1. Этапы производственного процесса
Управление  подготовкой производства

Управление процессом  производства

Управление обеспечением производства

Управление процессами реализации продукции

  1. Тип производства
Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
  1. Масштаб времени
Стратегическое  управление

Текущее (тактическое) управление

Оперативное управление

  1. Этапность процесса управления
Целеполагание

Определение ситуации

Определение проблемы

Решение

  1. Основные факторы производственного процесса
Управление  продуктом

Управление персоналом

Управление информацией

 
 

    1.2 Принципы управления

    Принципы  управления относятся к числу  важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления. Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

    В литературе нет единого подхода  к классификации принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

    К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

        1) научность; 

        2) системность и комплексность; 

        3) единоначалие и коллегиальность; 

        4) демократический централизм;

              5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

    Принцип научности требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования научных идей. Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач нуждается в ограничении во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении вызывает привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

    Принцип системности и комплексности  требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

    Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.

    Принцип демократического централизма является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов - предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

    Принцип единства отраслевого и территориального управления. Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок: проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно связаны с интересами местных властей, жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность. Местные власти и население должны быть его активными союзниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.

    Принципы  управления также могут быть выделены на основе следующих школ:

        1. Школа научного управления.

                  2. Административная школа.

              3. Школа психологии и человеческих отношений.

    Школа научного управления (1885-1920) основана Фредериком Уинслоу Тейлором. Она «базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел её решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда у Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти» [2. C. 45].

    Основные  принципы научного управления Тейлора  состоят в следующем:

    1. Разработка оптимальных методов  осуществления работы на базе  научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.

Информация о работе Общее управление организаций: принципы и процессы