Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 14:16, реферат
Сущность конфликта в современной организации. Организация - это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различ-ные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени.
психологические условия: эмоциональный настрой со-перников, наличие устойчивой ориентации на противоборство, энерге-тика членов организации, попадающих в конфликтную ситуацию [164. Р. 328].
Протекание конфликта в организации. Ни один тип конфликта в организации не начинается сразу после появления его причины.
Предконфликтная стадия. Зарождение каждого конфликта связано с наличием объекта, обладание которым, достижение или принадлеж-ность к которому вызывает ограничение потребностей двух (или более) субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принци-пиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Обыч-но этот объект может быть поделен и на основе переговоров, но в мо-мент зарождения конфликтной ситуации путей к этому соперники не видят и их агрессия направлена друг на друга.
В предконфликтной стадии отсутствуют инцидент и открытые конфликтные взаимодействия, но на этой стадии начинаются скрытые конфликтные взаимодействия, цель которых - ввести противников в заблуждение. Хотя члены организации и социальные группы имеют достаточно подробные сведения друг о друге, до предконфликтной ста-дии они, как правило, не оценивают другие группы или членов органи-зации как потенциальных соперников в конфликте. Такая оценка осу-ществляется только на конфликтной стадии.
В развитии предконфликтной стадии отмечается несколько этапов.
1. Идентификация причин конфликта, когда члены организа-ции определяют, кто блокирует их потребности и какова доля их учас-тия в этом процессе. Так, руководитель может определять, кто именно из подчиненных противодействует его распоряжениям, какова степень их сплоченности, имеются ли возможности совместных действий в конфликте; в ходе структурного конфликта каждая из соперничающих групп определяет степень воздействия другой группы на их попытки достигать своих целей и т.д.
2. Оценка ресурсов и потенциальных возможностей соперни-ков (например, члены группы вдруг узнают, что их соперники обладают прочными связями с руководством своей организации или с организа-цией более высокого уровня). Оценка имеет важное значение для раз-вития всего конфликта, так как в случае неблагоприятной для себя оценки возможностей соперника социальная группа или индивид могут отказаться от конфронтации, отступить. Оценка предшествует мобилизации ресурсов (финансовых, материальных, информационных и т.д.), которая является первым шагом в осуществлении конфликтных взаимодействий.
3. Поиск сторонников и союзников в конфликте. В органи-зации, характеризуемой достаточно тесными связями между структур-ными единицами, поиск сторонников наблюдается практически в любом конфликте. Это объясняется тем, что вступивший в конфликт почти инстинктивно ищет у членов организации поддержки или сочув-ствия в отношении своего положения или своих действий. Например, как правило, подчиненный, вступивший в конфликт с руководителем, начинает апеллировать к коллегам, рассказывать о своих проблемах и других подразделениях, представляя конфликтную ситуацию в выгод-ном для себя свете. В то же время руководитель может разъяснять подчиненным свою позицию в отношении конфликтующего подчинен-ного, конечно же, в определенном ключе.
4. Скрытые конфликтные взаимодействия, которые включают маскировки, провокации и другие способы психологическо-го воздействия на соперников.
В целом можно сказать, что суть предконфликтной стадии - подготовка открытых конфликтных взаимодействий, расширение зоны конфликта, т.е. вовлечение в конфликтную ситуацию других подразде-лений организации и отдельных личностей. По мнению выдающегося исследователя конфликтов Л. Козера, <конфликт, еще не начавшись, распространяется на всю социальную общность> [133. Р. 219]. При этом поляризация мнений и оценок в отношении сторон в конфликте также складывается на предконфликтной стадии.
Для предконфликтной стадии характерен особый психологичес-кий настрой или психологическое состояние - социальная напря-женность [6, 39, 59, 89], которая обусловлена постоянным усилением фрустрации, чувством неудовлетворенности и угрозы, повышением эмоциональной возбужденности, нарушением механизмов регуляции поведения и социального контроля. Социальная напряженность за-крепляет психологические барьеры и негативные стереотипы, кото-рые препятствуют нормальному человеческому общению и способст-вуют перенесению конфликтных интересов из деловой сферы в лич-ную и наоборот.
Стадия непосредственно конфликта характеризуется двумя основными признаками, появление которых свидетельствует о наступлении непосредственно конфликта.
Первый признак
- наличие ясно выраженной установки
на борьбу с соперником. При отсутствии
такой установки полномасштаб-
Второй признак - наличие инцидента, т.е. ярко выраженных столкновений между соперниками. При этом используются следую-щие ресурсы:
· ресурсы принуждения, включающие в себя материальные средст-ва, силовые ресурсы, статусные ресурсы (например, должности в орга-низации);
· авторитет и экспертные качества, к которым, в частности, отно-сятся эксклюзивные знания, способности и интуиция;
· все значимые, влиятельные и авторитетные связи, которые имеют какое-либо отношение к данной конфликтной ситуации;
· престиж и общественное мнение членов организации;
· информационные ресурсы, которые актуальны, нужны и могут быть использованы в данной конфликтной ситуации.
Для введения ресурсов в конфликтную ситуацию используется открытость границ системы, нормы культуры организации и коммуникационные каналы.
Конфликт в организации протекает согласно кривой жизненного цикла, характерной для конечных систем (рис. 55). На начальном этапе конфликт развивается крайне медленно, что объясняется прежде всего остающейся надеждой на неконфликтное разрешение проблем, а также неуверенностью в возможностях применения ресурсов для осущест-вления конфликтных взаимодействий.
Рис. 55. Изменение интенсивности конфликта во времени:
И - интенсивность конфликтных взаимодействий;
t - время;
К - критическая точка;
1 - при
изоляции участников конфликта;
2 - при влиянии извне
На этом этапе
осуществляются единичные взаимодействия,
сопровождающиеся скрытыми формами
ведения борьбы, которые можно
считать ситуационными
На следующем этапе развития конфликта происходит значительное усиление интенсивности конфликтных взаимодействий. Если причина не исчезает и конфликт не удается погасить усилиями уп-равляющих подразделениями и высшего руководства, он переходит на эмоциональный уровень, когда соперники испытывают сильную неприязнь друг к другу. Интенсивность резко возрастает вплоть до достижения критической точки конфликта К. Это свидетельствует о том, что интенсивность данного конфликта больше не будет увели-чиваться. Причина этого кроется в двойственном состоянии участни-ков конфликта, проходящего критическую стадию. Действительно, в данный момент конфликт достигает наибольшей силы и распростра-нения, когда максимально задействованы ресурсы членов организа-ции и даже отдельных подразделений, однако в то же время это момент истощения ресурсов (прежде всего эмоциональных), появле-ния усталости и сомнений в целесообразности противоборства. После прохождения критической точки конфликтная ситуация может развиваться в двух направлениях в зависимости от степени открытости Организации или подразделений, участвующих в конфликте. Так, если подразделения организации, где протекает конфликт, удается изоли-ровать от притока ресурсов (прежде всего эмоциональных и информационных), то после прохождения критической точки интенсив-ность конфликта будет снижаться. В случае притока ресурсов в под-разделения организации, охваченные конфликтом, интенсивность конфликта будет достаточно долго оставаться на критическом уровне. Критический уровень интенсивности развития конфликта может быть превышен только при возникновении другого конфликта, с дру-гим распределением ресурсов и другой конфликтной ситуацией, ко-торый может возникнуть на том же месте в тот период, когда первый конфликт еще не затих.
Разрешение конфликта и его последствия. Последним этапом конфликта в организации следует считать его разрешение. Чаще всего разрешение конфликта связывают с прекращением инцидента или ак-тивных конфликтных взаимодействий. Однако в подавляющем боль-шинстве случаев прекращение конфликтных взаимодействий означает лишь подавление конфликта или переход к новому конфликту при ином соотношении ресурсов противодействующих сторон. Например, руководитель с помощью властных средств воздействия на подчиненных добивается прекращения их противодействия его реше-ниям. Но такое положение весьма неустойчиво, поскольку конфликт между руководителем и подчиненными просто загоняется вглубь, но нисколько не продвигается по пути разрешения.
По мнению большинства ученых-конфликтологов, конфликт сле-дует разрешать или гасить только на основе изменения конфликтной ситуации. Для этого можно использовать различные способы. В част-ности, можно попытаться устранить причины конфликта или повли-ять на установки и поведение конфликтующих сторон. Во многом изменение ситуации связано со стилем поведения членов организации в конфликте. На рис. 56 показана сетка Томаса - Килменна, где отражены стили поведения, влияющие на исход конфликта и его последствия [50. С. 63].
Стиль конкуренции. При этом стиле поведения противники и после разрешения конфликта сохраняют настрой на борьбу с сопер-ником, однако эта борьба преобразуется в деловое соперничество - отдельные члены организации или ее подразделения стремятся опе-редить или отстранить соперника, избегая прямых конфликтных вза-имодействий. Очевидно, что при установке на конкуренцию после разрешения конфликта весьма велика вероятность возобновления конфликта, поскольку основные противоречия и причины конфликта остаются и противодействие просто переводится в более спокойное русло. Вместе с тем при таком стиле поведения у участников кон-фликта сохраняется высокая степень мобилизации на выполнение той деятельности, которая позволяет им опередить соперника и до-биться вознаграждения.
Рис. 56. Сетка
Томаса - Килменна
Стиль уклонения. При уклонении участников от конфликтных взаимодействий конфликт очень часто приходит к разрешению или угасанию. При этом стиле поведения на определенной стадии кон-фликта его участники прекращают активно отстаивать свои права и уклоняются от активных конфликтных взаимодействий. Такой стиль наиболее характерен для следующих ситуаций:
· один из соперников обладает ресурсами, значительно превосходящими ресурсы другой стороны конфликта;
· причина конфликта не столь значительна, чтобы из-за нее всту-пать в жесткое конфликтное противостояние;
· одному или обоим соперникам невыгодна сама конфликтная ситуация (например, конфликт может нанести ущерб престижу или имиджу одного из участников конфликта).
Разрешение конфликта
через уклонение - двойственный и
весьма опасный результат. С одной
стороны, соперники отказываются от
прямых конфликтных взаимодействий,
что позволяет руководству
Стиль приспособления. Разрешение конфликта через приспособ-ление к ситуации изначально предполагает, что по крайней мере одна из сторон будет подчиняться другой стороне. Без этого невозможен сам процесс приспособления. В этом случае разрешение конфликта основано на принижении (нередко временном) одной из конфликту-ющих сторон, которая приносит в жертву свои интересы в пользу другой стороны конфликтного взаимодействия. Таким образом раз-решаются конфликты при значительном доминировании одной из сторон, недостатке ресурсов или усталости от конфликта. Нередко приспосабливающаяся сторона теряет интерес к конфликту или ру-ководствуется известным лозунгом: <Плохой мир лучше успешной войны>.
Стиль сотрудничества. Разрешение конфликтов через сотруд-ничество представляет собой наилучший способ. При этом после прекращения конфликтных взаимодействий и изменения кон-фликтной ситуации стороны по-прежнему отстаивают свои инте-ресы, но они стремятся к их достижению, способствуя достижению целей другой стороны. Разобщенность сторон в ходе протекания конфликта сменяется сплоченностью при реализации совместных интересов, что возможно только в случае рациональных конфлик-тов, когда эмоциональная составляющая поведения членов организации не заслоняет причины конфликта, когда озлобление и неприязнь не мешают сотрудничеству. В связи с этим ясно, что если конфликт приобретает эмоциональную окраску, нужно изменить установки конфликтующих сторон в отношении личностных осо-бенностей участников конфликта, провести коррекцию отрицатель-ных групповых стереотипов.
Информация о работе Общее представление о конфликтах в организации