Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа
Целью работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие организации.
Рассмотреть объект, предмет и метод теории организации.
выявить периоды развития теории и практики управления
провести анализ школ управленческой мысли
исследовать различные подходы к теории организаций: процессный подход, системный подход, ситуационный подход, постиндустриальную эпоху.
Введение……………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации………….…………….6
Понятие организации…………………………………………….….6
Объект, предмет и метод теории организации…………………….9
Глава 2. Развитие теории организации…………….………………………...…17
2.1 Периоды развития теории и практики управления…………………..17
2.2 Школы управленческой мысли……………………………….……….20
Глава 3. Современные подходы к теории организаций …………...………….24
3.1 Процессный подход………………………………………………….....24
3.2 Системный подход…………………………………………………......26
3.3 Ситуационный подход…………………………………………………27
3.4 Постиндустриальная эпоха………………………………………...…..30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………………34
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х г. ХХ в. не отрицает концепций традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления.12 Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.
1. Руководитель
должен быть знаком со
2. Каждая
из управленческих концепций
и методик имеет свои сильные
и слабые стороны, или
3. Руководитель
должен уметь правильно
4. Руководитель
должен уметь увязывать
Следовательно, ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.
Таким образом, наиболее комплексные и сложные концепции руководства, разработанные в 50-70 гг. ХХ в., связаны с системным и ситуационным подходами к управлению. Казалось, что «социальная технология» менеджмента уже достаточно хорошо разработана и в дальнейшем от нее потребуется только уточнение частных деталей.
3.4 Постиндустриальная эпоха
Начавшийся новый этап экономического развития в коне ХХ в. получил название постиндустриальной эпохи. Один из наиболее авторитетных исследователей менеджмента П. Друкер образно назвал ее «эпохой без закономерностей». Современные специальные теоретические концепции менеджмента, призванные обеспечить эффективность практического руководства в постиндустриальную эпоху, в области экономики опираются на исследования Н.Д.Кондратьева и Дж.Шумпетера.13
Н.Д.Кондратьев статистически обосновал существование больших циклов деловой активности и доказал, что в их основе лежат крупнейшие технические открытия и технологические изобретения. Он признавал присутствие в научно-технических открытиях элемента творчества и случайности. Но утверждал, что: «Изобретения могут быть, но могут оставаться недейственными, пока не появятся необходимые экономические условия для их применения», и, следовательно: «самое развитие техники включено в закономерный процесс экономической динамики».14 Признавая заслуги Н.Д.Кондратьева в исследовании технологических циклов, современные исследователи часто обходят стороной его идеи об иерархическом характере коротких, средних и длинных циклов, а также о взаимной увязке длинных циклов с явлениями политической и социальной жизни.
Основной заслугой Дж.Шумпетера, автора книги «Теория экономического развития», принято считать признание главным действующим лицом процесса экономического развития предпринимателя.15 Именно предприниматели внедряют новые хозяйственные идеи и создают тем самым новые волны деловой активности. По утверждению Дж.Шумпетера, применение новых идей приводит к формированию «новой комбинации средств производства», охватывающей пять случаев:
- новый продукт;
- новую
технологию производства или
область использования
- новые рынки сбыта;
- новые
источники сырья или
- новый
способ организации, создающий
предприятию исключительно
Подобные нововведения вызывают дискретное изменение привычной траектории хозяйственного оборота, действуя на него как внешняя сила и смещая от состояния равновесия и создавая экономическую динамику. Обратной стороной экономического развития является статика, то есть привычная траектория кругооборота, когда новым достижением начинает пользоваться все большее число предприятий и происходит самопроизвольное смещение экономики к состоянию равновесия.
Именно на такой основе и сформировалась современная эволюционная концепция менеджмента, которая считает непрерывное развитие стратегий, систем и структур управления основным условием обеспечения эффективности руководства в ХХI веке. При этом все внешние изменения и внутренние инновационные процессы рассматриваются не как дискретные случайные ситуации, а как взаимосвязанные элементы общей экономической эволюции.
Методология эволюционной концепции менеджмента построена на изучении истории развития и типизации практических стратегий, систем и структур управления предприятиями, видов внешней изменчивости и отборе соответствующих типовых организационных решений, оптимизации возможных вариантов разработки и внедрения организационных нововведений. Основным ограничением в такой методике является нивелирование типовыми решениями индивидуальных особенностей компаний. А именно, такие особенности, представляющие собой новые комбинации средств производства, лежат в основе конкурентных преимуществ и определяют направления дальнейшей эволюции теории и практики менеджмента.
Теория
эволюции систем позволяет по-новому
взглянуть на развитие принципов
эффективного управления. В основе
самоорганизации лежит
Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию управления. Наука об управлении с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, чтобы лучше осуществлять контроль над ними. Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Таким образом, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных ранними школами, с концепциями новых теорий, в том числе теории хаоса и сложности.
Заключение
Таким образом, цель работы, которая заключалась в рассмотрении таких понятий как организация, объект, предмет и метод теории организации, а также в установлении закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, и поиски нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ, достигнута.
Возникновение, становление и развитие управленческой науки базировалось на использовании концепций и методов, основных экономических школ; процессном, системном и ситуационном подходах; теории сложных систем; теории хаоса, эволюционном подходе. Более того, в процессе развития происходит взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных наук и, поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин и их включение в методологические основы современной теории организации.
Определяя фундаментальные
законы развития организации, она дает
новый понятийный аппарат, однозначно
устанавливает цели и задачи развития
организации, органично соединяет
различные направления
В настоящей работе удалось,
проведя обзор существующих учений
о теории организации, и оттолкнувшись
от базовых принципов
Список литературы
1 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник – 7-е изд., ИНФРА-М, 2010 стр.22
4Клемина Т.Н.Заботы и тревоги теории организации // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 4. С. 41-46.
5 Клемина Т.Н.Заботы и тревоги теории организации // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 4. С. 41-46.
6История менеджмента/Под ред. Д.В. Валового. – М.:ИНФРА-М, 2004.– стр.97.
7 Кохно П.А. и др. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – стр.108.
8 16. Хасси Д. Стратегия и планирование. - СПб.: Питер, 2001, ср 66.
9 Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2005.
10 Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 108 с.
11 История менеджмента/Под ред. Д.В. Валового. – М.:ИНФРА-М, 2004.– 79 с.
12 Кохно П.А. и др. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 101 с.
13 Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005. Стр. 69
14 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2000
15 Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 222 с.