Метод номинальных групп как инструмент развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Открытые вопросы к нашему бессознательному, к глубинной системе знания, которая есть у каждого, являются огромной силой. Большинство людей не знают и не замечают, что таким образом мы можем продуктивно направлять свое мышление. Если вопросы адресуются только к сознанию, то происходит ограничение мышления. Необходимо направлять вопросы внутрь себя к огромной системе знания, которая заложена в каждом.

Руководителям и сотрудникам компаний нередко приходится совместно обсуждать и решать различные организационные вопросы. Эти вопросы могут касаться, например, организационного развития, определения стратегии компании, согласования позиций, нахождения консенсуса, или, что сейчас очень актуально, поиска путей выхода из кризиса. Это делается в виде традиционных совещаний, «рабочих групп», «комитетов» и других форм групповой активности. Есть свои неоспоримые преимущества в групповой работе: охват большего числа альтернатив, порождение большего числа идей, распределение ролей, более однозначное понимание ситуации и принятых решений и, в конечном счете, более согласованные действия при реализации решений. Но реальная эффективность неграмотно проводимой групповой работы может быть весьма низкой. Тому есть немало причин. Но есть и немало возможностей. Для повышения эффективности группового решения задач существует множество приемов, техник и методов.
Одним из таких методов является метод номинальных групп, который будет рассмотрен в данной работе.

Работа содержит 1 файл

А Гурьянова.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      Метод мозгового штурма по своей сути является формой стимулирования творческой активности для решения реальных проблем.

      Первые  серьезные методологические наработки  по мозговому штурму были отмечены в 20-30-х годах прошлого века. Одним из ключевых разработчиков данного метода считается А. Осборн (морской офицер, а позже - совладелец крупной рекламной фирмы, написавший книгу "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.).

Существует достаточно любопытная история о первых попытках применить метод мозгового штурма (хотя многие исследователи соглашаются, что прообразы коллективных форм принятия нестандартного решения встречаются  у большого количества народов).

Осборн во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды, опасаясь нападения немецких подводных лодок, Осборн собрал всю команду на палубу и попросил каждого высказать свои соображения по поводу того, как защитить безоружный корабль от торпеды. Один из матросов предложил всей команде встать вдоль борта и, когда торпеда будет приближаться к кораблю, всем разом и дружно дунуть на нее. Торпеда должна сбиться со своего пути и пройти мимо корабля. Матросы дружно посмеялись и разошлись по своим кубрикам.

Однако высказанная  идея показалась Осборну плодотворной. Он установил на палубе вентилятор, который создавал мощный поток воды и в одном из рейсов действительно "сдул" торпеду от борта своего судна4.

Суть метода мозгового штурма заключатся в высказывании идей и предложений по решению поставленной изобретательской (рационализаторской) задачи, которое осуществляется в группах из 5-12 человек. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1-2 мин) и действует установка - излагать предложение так, чтобы мог понять и неспециалист.

Присутствие неспециалистов, представителей других профессий иногда даже приветствуется, поскольку это  может расширить круг идей.

Структурно метод  мозгового штурма довольно прост. Он представляет собой двухэтапную  процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются (генерируются) идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.

Процесс генерации  складывается из двух важных составляющих:

1. Выдвижения  идей, показывающих новые направления  решения проблемы.

2. Выдвижения  идей, развивающих уже имеющиеся  направления.

Главное в процессе генерации - это создание принципиально  новой идеи, ломающей имеющееся представление  об организации рассматриваемой  системы, об ограничениях и возможностях; последующее "привыкание" к этой идее, сопровождающееся выдвижением ее применений, разносторонней реализацией заложенного в ней принципа.

Для участия  в этапе генерации целесообразно  привлекать людей, отличающихся большой  скоростью мыслительных операций, легкостью  адаптации в новых ситуациях, гибкостью мышления, способностью переключать внимание с одного аспекта деятельности на другой, легкостью использования в решениях только что полученной информации.

При этом неважно  является ли генератор идей специалистом в данном вопросе или нет. Наиболее интересные идеи как раз выдвигают дилетанты (мнение которых при стандартном подходе вообще бы не рассматривалось).

Для участия  в аналитическом этапе привлекаются специалисты, люди с критическим  складом ума и те, кому предстоит  быть непосредственными исполнителями проекта (или осуществлять его финансирование).

Существует даже вариант "обратного мозгового  штурма", который используют для  решения узких конкретных задач  и при котором основная задача сводится к выявлению большего числа  недостатков объекта (при этом на этапе аналитики вычеркиваются отсутствующие недостатки); далее идет работа по их устранению. Работа в рамках обоих этапов классического мозгового штурма должна выполняться при соблюдении ряда основных правил. Правила этапа генерации. Запрет критики. Запрет обоснований выдвигаемых идей. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические. Конспектирование всех идей и предложений.

Правило аналитического этапа.

1. Выявление  рациональной основы в каждой  анализируемой идее.

Иногда после аналитического этапа разработка может вернуться на этап генерации с более узко сформулированной темой.

Метод мозгового  штурма достаточно часто и успешно  применяется в рамках маркетинга, стратегического планирования, литературы, мультипликации и пр. Причем методы и формы мозгового штурма постоянно совершенствуются.  Так в России Г. С. Альтшуллером была создана ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, которая возвела поиск нестандартных решений до уровня научного подхода5.

Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества- синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом  штурме допустима критика, которая  позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Ее члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе синектического штурма применяются четыре вида аналогий-- прямая, символическая, фантастическая, личная6.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим  аналогичным объектом в природе  или технике. Окно сравнивается с  глазом, ковер - с травой, с бетонной плитой, волосы - с волнами и т.д. Символическая (поэтическая) аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Особенно актуально использование символической аналогии для рекламы. Например, "просто добавь воды" для концентрата сока; "зеркальное обольщение" - для описания волос, вымытых шампунем и т.д. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, гномики, подсовывающие грибы в процессе собирания; фея, машущая палочкой. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в задаче, например, ковром, шампунем, шестеренкой и т.д.

      Благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм был когда-то очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач7. На разных этапах становления российского бизнеса разыгрывались разные ресурсы:

-административный  ресурс;

-ресурс денег; 

-кадровый ресурс… 

Сейчас конкуренция  вынуждает участников рынка искать что-то новое.

Известны два  основных способа получения новых  идей.

Способ 1: Идею можно  позаимствовать (а попросту «украсть»).

Например, большинство  российских телевизионных шоу (за исключением  классических «Что? Где? Когда?» и  «КВН») скопированы с западных образцов. Воруются тренинги; «снимаются» концепции  музыкальных групп и т.д. и т.п.

Способ 2: Можно  попытаться придумать.

К сожалению, это  получается не всегда. И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать. Методики творчества начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, причем отнюдь не в гуманитарных областях, а в первую очередь в области военной техники. И вовсе не вследствие духовной практики философов, а в силу ряда более прозаических причин, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков. Сейчас происходит прорыв этих методик в область бизнеса, и, поскольку интерес к креативу возрастает, к этой теме часто вынуждены обращаться люди мягко говоря не очень компетентные..

Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился знаменитый мозговой штурм (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века. Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления8. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, т.к. в обычных, «нетворческих» ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать. Например, когда Вам нужно купить данный журнал, Вы, не испытывая творческих мук, вынимаете деньги из кармана и покупаете журнал.

Сложность творческой ситуации в том, что ее решение  часто лежит далеко за пределами  обычных представлений. В то же время  у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться  неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество. Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. Алгоритм вкратце таков:

Отбирается группа 4-10 человек.

Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить.

Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена. Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс.

Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников. Этап анализа. N-ное количество идей получено.Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их. Критика наконец разрешена, но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктив.

     Именно  благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой  штурм и был в свое время  очень популярен. Но существует  обратная сторона медали: отсутствие  полноценного методического описания  мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве. (Миф о «чистом и безграничном воображении ребенка» разрушается мгновенно, если поставить простой эксперимент, проведенный недавно одним учителем. Этот учитель давал младшим школьникам задание придумать и нарисовать сказочного героя. Результат печальный: 9 из 10 детей в своих рисунках транслируют покимонов, спайдерменов и прочих персонажей мультсериалов – и НЕ СПОСОБНЫ придумать что-то по-настоящему оригинальное)9. Вероятно, для получения полноценных рекомендаций целесообразно обратиться непосредственно к опыту специалистов-практиков.

Основная цель штурма – помочь участникам «расковать»  сознание и подсознание, стимулировать  воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи.

     1. Смешение штурма и совещания

Часто процедуру  мозгового штурма изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной  обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи.

Таким образом, мозговым штурмом называют некое развязное совещание, что не верно .

     2. Сложная задача не раздроблена  на более простые.

О чем часто  забывают при решении творческих задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Мозговой штурм, вероятно, эффективен при решении  относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи.

Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты  времени на проведение штурма значительно  возрастают.

     3. Отсутствие разогрева. Чтобы   обсуждение «завелось», как и  в спорте, необходима разминка, или  разогрев, так называемое "психологическое  выравнивание" участников. С этой  целью вбрасывается некая нейтральная,  простая тема (не относящаяся  к основной). Очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: “Как звали Александра Сергеевича Пушкина?” Затем берется рублей пятьдесят – и раздается по рублю, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема. Почему так опасно начинать с основной темы? Так как  задачи бывают очень разные.  «Если на штурме разбирается несложная проблема – например, «как мы будем веселиться на Новый год» – такую приятную задачу участники «штурмуют» с удовольствуем, эмоционально заводятся друг от друга; Но если этих же людей попросить придумать концепцию нового ресторана, при небольшом бюджете – не факт, что им будет весело.

Информация о работе Метод номинальных групп как инструмент развития организации