Лидерство и руководство в теории организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
4. ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА, ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ЛИДЕРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 50.11 Кб (Скачать)

Говоря  о коммуникации, нельзя не затронуть  проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации  своих сотрудников, но не в меньшей  степени объектом собственных забот  должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его  работы.

Выделяют  следующие принципы мотивации:

-участия;

- коммуникации;

- признания;

- делегирования;

- взаимности;

- вертикальной нагрузки.

В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую  работу.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого  процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Г.Кунц и О Доннел определяют контроль как  сравнение полученных результатов с нормативами.

Существуют  следующие требования к контролю:

- постоянность;

- оперативность;

- объективность;

- открытость;

- экономичность.

Важным  способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. 
Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

Контроль  тесно связан с другими этапами  управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.

При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной  обратной связи ( метод делегирования  полномочий) - одного из важнейших условий  эффективного руководства.

Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования не может  быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним  постоянно будет висеть угроза развала  работы.

Применение  делегирования полномочий требует  от руководителя определенной готовности:

- передавать право принятия решения  другим;

- учитывать мнение других;

- мириться с ошибками других;

- доверять подчиненным;

- найти и использовать средства  контроля за действиями подчиненных.

Делегирование ( в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма  разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное  решение, той обязанности, которая  и делает его руководителем.

В заключение можно отметить, что одним  из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в  его распоряжении. 
Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом.

Из  вышеизложенного можно сделать  вывод, что управленческое руководство  и лидерство есть сложные и  многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными  их составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени  зависит эффективная работа организации.

Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и  качество информации. 
Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.

Руководитель, желающий получать все, что можно  от подчиненных, как можно более  эффективно работать, должен умело  пользоваться и владеть лидерством в зависимости от требований и  целей организации.

Заключение

На  основании вышеизложенного материала  можно сделать следующие выводы:

1. До настоящего времени не существует  универсального определения лидерства,  различные авторы дают каждый  свое определение лидерства.

2. Среди различных аспектов лидерства  выделяется политическое лидерство,  как занимающее особое положение.  Его главная особенность заключается  в масштабности и значимости  для общества.

3. Руководство - основная сила в  организациях, координирующая деятельность  подсистем и определяющая их  взаимосвязь с окружающей средой. 
Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.

Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация;

Эффективное руководство всегда должно совмещаться  с лидерством;

При анализе и сравнении феноменов  лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между  ними. Наиболее полно различия между  этими понятиями отражены Б.Д.Парыгиным  в его книге “Основы социально - психологических теорий”.

В связи с многообразием феноменов  лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.

Понятие «лидерство» и «руководство»  
 
Для более точной формулировки понятий «лидерство» и «руководство», а также выявления особенностей отношений между ними, необходимо вначале рассмотреть понятия типа организации.  
Все организации и группы можно разделить на два основных типа:  
Формальные.  
Не формальные.  
Формальная группа (или организация) представляет собой группу, которая создается по воле руководства для достижения какой-либо цели.  
Неформальная группа (или организация) представляет собой группу, которая создается в результате стихийного взаимодействия людей во время их повседневной жизнедеятельности.  
Следует отметить, чт неформальная организация людей это результат неудовлетворенных индивидуальных потребностей, таких как потребность в общении, защите, поддержке и т.п.  
Формальные и неформальные группы и организации требуют организации (как процесса). Основной и более простой способ такой организации является выделение из членов группы человека, который возлагает на себя функцию координации. В неформальных группах такой человек определяется самой группой, а в формальных его позиция определяется внешними причинами.  
Таким образом, в неформальных группах организатором является неформальный лидер, а формальных официальный лидер руководитель.  
Формальное и неформальное лидерство это достаточно разные явления, отличающиеся по своему возникновению и закономерностям.  
Структура организаций, особенно крупных, состоит из совокупности формальных и неформальных групп, которые тесно взаимодействуют друг с другом и как бы «накладываются» друг на друга.  
Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций одна из важнейших проблем и трудностей управления.  
В результате того, что существует два типа организаций формальные и неформальные появляются и два разных типа управления ими формальное и неформальное. Это является причиной двух типов лидерства, тоже формального и неформального. Они вступают в сложные взаимоотношения, то есть могут сочетаться, могут резко расходиться, а могут и взаимодействовать.  
Лидерство это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от его полномочий, лидерство это особый тип отношений к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Лучший вариант лидерства это менеджер и лидер в одном лице.  
Лидерство это характеристика человеческих отношений, которые возникают в группе «по вертикали», то есть характеристика отношений «доминирование-подчинение».  
Руководство это способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.  
Понятие «руководство» можно отнести к процессу управления группы (или организации).  
В руском языке понятие лидерства применяется чаще к неформальным лидерам, а понятие руководства к формальным лидерам.  
Основные различия в понятиях лидерства и руководства можно определить следующими основными положениями:  
1. лидер, в основном, осуществляет регулирование межличностных отношений в группе, а руководитель регулирует официальные отношения группы как социальной организации;  
2. лидерство это элемент микросреды, руководства элемент макросреды, то есть оно связывается с системой общественных отношений;  
3. лидерство это результат стихийного процесса, руководство это результат назначения, целенаправленного процесса, который осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры;  
4. лидерство это явление менее стабильное, так как оно зависит от настроений группы, руководство явление более стабильное;  
5. руководство, в отличие от лидерства, более санкционированное явление;  
6. процесс принятия решений, который производит руководитель является более сложным и зависящим от множества различных обстоятельств, лидер же принимает более непосредственные решения, которые касаются групповой деятельности;  
7. сферой деятельности лидера является, в основном, малая группа; сфера действий руководителя является более широкой.  
Таким образом, резюмируя все вышесказанное можно отметить, что лидерство является преимущественно психологической характеристикой поведения, руководство же является социальной характеристикой отношений в группе, определяемой с точки зрения «управление-подчинение». Руководство, в отличие от лидерства, это правовой процесс, который регламентирован обществом. Лидер становится ведущим, потому что он является более активным во влиянии на решение каких-либо задач. Другие члены группы добровольно принимают позицию ведомых. Руководителя же назначают в роль ведущего и наделяют определенными полномочиями. Поэтому руководитель и лидер качественно отличаются между собой, так как обладают различными степенью воздействия на группу и ее формой. То есть по разному осуществляют функцию управления, лидер посредством авторитета, руководитель посредством власти и статуса.  
Практика показывает, что лучшим руководителем является лидер.  
 
Роли руководителей и лидеров в организации  
 
Общей чертой руководителей и неофициальных лидеров является выполнение ими определенных ролей, которые обеспечивают управление.  
Роль, по определению Минцберга, - это набор поведенческих правил, принятых в конкретной организации.  
Личность руководителя и неофициального лидера может сделать особенной характер исполнения роли, но она не в силах повлиять на ее содержание.  
Минцберг выделил несколько ролей, которые исполняют руководители и неофициальные лидеры в своей деятельности. Это:  
Межличностные роли.  
Информационные роли.  
Роли по принятию решений.  
Межличностные роли характеризуются тем, что руководителями и лидерами выполняется работа по формированию отношений внутри организации, представление ее в других организациях, подбирает и подготавливает членов организации, мотивирует и координирует их.  
Информационная роль заключается в том, что любой руководитель и неофициальный лидер является центром, вокруг которого происходит сосредоточение информации, он ее принимает, преобразовывает и передает.  
Роль по принятию решений характеризуется тем, что руководитель и неофициальный лидер посредством принятия решений определяет направления развития организации, распределяет ресурсы и улаживает конфликты.  
Выделяя роли, Минцберг подчеркивает, что они не являются независимыми. Напротив, взаимодействуя, они дополняют друг друга.  
Главной функцией руководства и лидерства в организации является осуществление организации деятельности. Для организации какой-либо деятельности необходимо определить ее цели и представить ее результаты, составить план действий, нужно иметь заинтересованность и заинтересовать других на выполнение плана. В этом и заключается управление.  
Управление возникло и развивалось как потребность согласования действий для получения предполагаемого результата деятельности человека.

В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешного осуществления  своих функций нужно уметь  вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блондель Ж.. Политическое лидерство. - М., 2007 
2. Вебер М.. Харизматическое господство/ Социологические исследования, 
2006, № 5 
3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.,2009 
4.Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 2007 
5. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 2006 
6. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 2008 
7. Огарков А.А. Теория организации, Волгоград, 2005 
8. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2009 
9. Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 2006 
10. Штукина Т.А. К новому измерению политического лидерства. - Кентавр, 
2007


Информация о работе Лидерство и руководство в теории организации