Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 14:34, курсовая работа
Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные стили лидерства;
- характеристики последователей;
- отношения
между лидером и
- контекст,
в котором имеет место
-результат
взаимодействия между лидером
и его последователями в
При таком рассмотрении процесса политического лидерства на первый план выступают отношения лидера с последователями. Поэтому не случайно некоторые авторы считают отношения “лидер - последователи” доминирующим фактором, определяющим лидерство.
В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента :
1. Индивидуальные черты лидера.
2. Ресурсы, или инструменты, которыми он располагает.
3. Ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.
Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. Но если властные позиции и роли, являющиеся объективной основой политического лидерства, относительно стабильны, с трудом и достаточно редко подвергаются радикальным изменениям, то личностный, персональный компонент лидерства более текуч и подвижен.
Природа
политического лидерства
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно - компенсаторские функции, позволяет подавлять либо преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности. Определенные психологические потребности также подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей.
Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где выполняет различные функции:
1. На
уровне малой группы, объединенной
политическими интересами. Оно представляет
собой механизм интеграции
2. Лидерство
на уровне политических
3. Лидерство
политическое как способ
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом. Политическое лидерство, как механизм интеграции общества создается создается не только посредством правовой регламентации деятельности политики, но и морально - психологическими регулятивами. Судьба политики зависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, но он может стоить ему карьеры.
В качестве специфического социального института политическое лидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций:
1. Интегративной (интеграции интересов слоев населения в конкретной политической программе, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения).
2. Координационной (корреляция деятельности трех властных институтов (парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системой регулятивов, с общественным мнением).
3. Прагматичной (превращение целей и задач, стоящих перед обществом и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.
С точки зрения содержания принято выделять следующие функции:
1. Интеграция
общества, объединение масс. Лидер
призван воплощать в себе и
представлять во
2. Нахождение
и принятие оптимальных
3. Социальный
арбитраж и патронаж, поддержание
порядка и законности с
4. Коммуникация
власти и масс, упрочение эмоциональной
связи и тем самым
5. Инициирование обновления, генерированние оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества.
Политическое
лидерство как сложное
1. Четкость
политической цели, провозглашаемая
в программных заявлениях
2. Наличие
собственных подходов к
3. Особенности взаимоотношений лидера и его соратников, методы руководства, используемые лидером.
Предлагается
следующая типология
1. Автократический
тип, предполагающий
2. Либеральный стиль, предполагающий гибкое политическое реагирование на происходящие в обществе процессы: реформирование сверху с опережением событий, политическое прогнозирование. Нередко этот стиль политического лидера приводит к отчуждению масс от реального политического творчества, к видимости демократических реформ и политических свобод.
3. Демократический
стиль не был характерен для
российской политической
Итак, в краткой форме было рассмотрено политическое лидерство, на основании вышеизложенного в заключение можно сделать следующий вывод:
- В современной
науке существует множество
Руководство и лидерство
Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.
Понятие
же руководства относится к
1. Лидер
в основном призван
2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.
3. Лидерство
возникает стихийно, руководитель
всякой реальной социальной
4. Явление
лидерства менее стабильно,
5. Руководство
подчиненными, в отличие от лидерства,
обладает гораздо более
6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.
7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:
1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов социальной группы.
2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.
3. Руководству,
как и лидерству присуща
Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.
Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.
В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.
Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие на лидерство:
- компетентность:
административный персонал
- организация управления: разумная организация горизонтальных связей, столь же важных, как и вертикальных. Следует искать оптимальный компромисс между конфликтующими целями, устранять ситуацию, когда одни органы действуют эффективнее, чем другие;
- тесная связь между бюрократией с одной стороны, лидерством и правительством с другой. Государственные служащие должны быть такими, чтобы на них можно было положиться. Но все зависит от того, какие требования предъявляются государственным служащим: если они завышены, то это деморализует. Сложность заключается в различии между карьерой политика и карьерой государственного служащего. Когда политик приходит “извне”, возникают трения. Воспитание лояльности государственных служащих различными средствами, но не в ущерб инициативности - таково очевидное требование, если лидеры ожидают от бюрократии помощи в достижении своих целей.