Лидерство и руководство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.

Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;

- рассмотреть современные стили лидерства;

Работа содержит 1 файл

Лидерство.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Введение 

Актуальность  темы исследования.  

    При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

       Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.

Цель  и задачи исследования.

        Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.

Достижение  цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;

- рассмотреть современные стили лидерства;

Объект  исследования.

Рассмотрение  управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.

Предмет исследования.

       Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

      Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.

Гипотеза.

       Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Практическая  значимость.

       Данные исследования могут быть использованы на любом предприятии, т к лидерство и руководство является острой проблемой в менеджменте и организационном поведении.

Апробация.

     Данные исследования были доложены в группе студентов заочного отделения. Положения, выносимые на защиту влияют на наличие целей, структуру, культуру организации.

 Глава 1. Лидерство 

1.1 Типология лидерства 

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

Концепции лидерства могут быть разделены  в зависимости от их теоретических  оснований на три группы:

1. Исходящие  из того, что лидерство - универсальный  феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.

2. Отождествляющие  лидерство с руководством и  управлением, при этом формальное  обладание властью рассматривается  как необходимое и достаточное  условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти.

3. Рассматривающие  лидерство как специфическое  явление общественной жизни, не  сводимое к психологическим, экономическим  или правовым принципам. Лидерство  осуществляется через функционирование  конкретного механизма - одного  из необходимых политических институтов.

Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как  жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.

       В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

В современном  обществе лидерство (в особенности политическое) представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.

     Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

Существуют  различные классификации феномена лидерства.

В соответствии с учением М. Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:

    -традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;

    -рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;

   -харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

В основе первого типа лидерства лежит  привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.

“Харизмой”  следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”

Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.

Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.

Анализ  Бернса являет собой значительный шаг  вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях.

Существует  также деление лидеров на обычных (“реальных”) и великих (как великих  “героев, так и великих “злодеев”). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.

В современной  политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:

1. Лидера - знаменосца отличает собственное  видение действительности, наличие  идеи, увлекающей массы.

2. Лидер  - служитель стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих сторонников, ориентируется  на их мнение и действует  от их имени.

3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и убедить людей в их преимуществе.

4. Лидер  - пожарный ориентируется на решение  наиболее актуальных проблем  в обществе, насущные требования  момента.

     В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в сочетании у различных людей в разных пропорциях.

     Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.

1. Лидерство  “лицом к лицу” осуществляется  в небольших группах, где все  участники процесса имеют возможность  взаимодействовать между собой.

2. “Отдаленное”  лидерство - это лидерство вождей, за которыми идут многочисленные  массы.

    При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени.

1. Личность  и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером.

2. Характерные  черты групп и индивидов, которыми  руководит данный лидер.

3. Характер  взаимоотношений между лидером  и теми, кем он руководит.

4. Контекст  или условия, в которых осуществляется его руководящая роль.

5. Результаты  взаимодействия между лидером  и теми, кем он руководит.

Какого  рода лидерство мы получим при  этом, зависит от характера и сочетания  всех этих пяти факторов. Данное определение  природы лидерства предложил  американский политолог М.Г. Херманн в своей работе “Составные части лидерства”.

    М.Г. Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:

- наличие  и характер формализованных правил  для принятия решений;

- степень  подотчетности руководителя руководимым;

- сила  и тип оппозиции;

- характер  любых разделяемых убеждений;

- ресурсы, доступные для руководителя;

- организационный  пласт, лежащий между руководителем  и руководимыми.

Каждый  из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь  место лидерство, его контекст.

Контекст  лидерства - это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.

    Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы, организации или правительства, который несет ответственность за последствия любых своих решений.

Информация о работе Лидерство и руководство в организации