Личные и профессиональные качества консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Деятельность любой организации начинается с подбора и оформления приема на работу сотрудников, поэтому необходимость кадровой службы не вызывает сомнения.
Внутрикорпоративные кодекса поведения, не является необходимым условием для организации большинства внутрикорпоративных процессов. Во многих компаниях существуют положения и инструкции, определяющие и регулирующие внутренний распорядок работы организации, описывающие принципы работы с филиалами и отделениями, которые, по сути, и фиксируют внутрикорпоративные нормы поведения.
Корпоративный кодекс позволяет повысить эффективность деятельности компании путем увязывания в единый комплекс существующих в компании официальных инструкций.
Создание внутрикорпоративного кодекса позволяет решить ряд задач: оформить и закрепить сложившуюся корпоративную культуру, зафиксировать единые корпоративные стандарты и общие принципы ведения бизнеса, укрепить свой внешний имидж, продемонстрировать своим инвесторам и клиентам наличие определенных стандартов корпоративного управления, привлечь в компанию близких ей по духу сотрудников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА КОНСУЛЬТАНТА………………………………………………………….….
1.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСУЛЬТАНТУ…………………………
1.2. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА КОНСУЛЬТАНТА……………………………..
1.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ КОНСУЛЬТАНТА……………….
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (АССОЦИАЦИИ) КОНСУЛЬТАНТОВ………………………………………………………….
2.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА……………………………………………………………..
2.2. КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ………………………….
2.3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОНСУЛЬТАНТОМ И КЛИЕНТОМ……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Работа содержит 1 файл

ГОтовая консалтинг.docx

— 56.82 Кб (Скачать)

Постоянная нацеленность на развитие и самосовершенствование, на наш взгляд, как черта личности, необходима любому консультанту. Поиск  новых форм, выработка новых методик, апробация новых технологий, открытия и изобретения – профессиональная задача консультанта. И безусловно, сам консультант, как инструмент нововведений, развития должен совершенствоваться сам. В этом контексте сам консультант  должен обладать способностью к рефлексии  – познания самого себя через оценку себя же другими людьми; обладать активностью  – стремлением к продолжению  начатой деятельности, энергичностью  производимых действий, постоянно расширять  свою теоретическую базу, развивать  искусство консультанта. «Так как  я опытный консультант, я уверен, что наиболее ценно для меня учиться  у моих коллег. Все мы имеем различные  навыки и используем различные методы консультирования. За время своей  карьеры я убедился, что мой  собственный стиль не перестает  изменяться. Это было бы невозможно без обучения новым навыкам, переосмысления подходов к своей работе».

Способность сомневаться, подвергать критике и переосмыслению также, по нашему мнению, то свойство, которое  должно быть присуще личности консультанта по управлению. Поиск нужных и верных решений, искренняя помощь невозможны без критического взгляда на существующее положение дел. Подбор необходимых  и эффективных методов работы консультанта невозможен без их «проверки  на прочность.

Ответственность как черта  личности. В любой профессии и  виде деятельности существует понятие  профессиональной ответственности. В  деятельности консультанта, по нашему представлению, профессиональной ответственности  недостаточно.

Профессиональная ответственность  консультанта – понятие, хоть и достаточно близкое, но, на наш взгляд, более  узкое, чем личная ответственность  консультанта. Консультант должен быть ответственен не только за те действия, которые совершает в целях  решения проблем клиента, не только за те нововведения, которые сопровождает, но и за то, как он влияет на сотрудников  организации, какие ценности транслируются  им словами и собственными действиями.

Вкратце представив наш взгляд на личность консультанта, попробуем  рассмотреть вопрос его профессиональной компетенции.6

 

1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ  КОНСУЛЬТАНТА

 

Цель обучения консультанта - это прежде всего обеспечить консультанта объемом знаний и навыков в области методологии консультирования, достаточным для того, чтобы он смог работать самостоятельно в рамках проекта включает в себя:

- способность консультанта изучить существующую у клиента ситуацию и наметить необходимые меры для ее улучшения ( умение собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разрабатывать практические меры для улучшения ситуации, используя собственное воображение и творчество);

- способность консультанта устанавливать отношения сотрудничества с клиентом, получать его согласие на изменения и компетентно способствовать их внедрению (умение легко налаживать контакты с людьми, понимание факторов, способствующих и препятствующих внедрению изменений, способность преодолевать сопротивление и доказывать правоту собственной позиции);

- способности добиваться высокого мастерства в области будущей работы (знание всех теоретических аспектов своей работы, а также способность применить знание этих аспектов к решению проблем клиента);

- способность работать результативно в незнакомой обстановке и под давлением (навыки приспособления к условиям каждой новой клиентской организации, и, с другой стороны – умение не поддаваться давлению сложившихся в ней стереотипам и сопротивлению нововведениям).

Выделяют несколько направлений профессиональных знаний и умений консультанта. Прежде всего, это теория организации и управления, а также технологий и методов подготовки и осуществления консультационных процессов – проведения организационной диагностики, выработки решений проблем организаций, воплощения в жизнь этих решений. Кроме того, консультанту неплохо обладать и узкопрофильными знаниями и умениями, относящимися к какой-то одной дисциплине – экономическими, правовыми, социологическими и др. знаниями. Также консультант должен обладать техникой профессиональной работы, определенными эмпирическими процедурами. Это могут быть навыки обработки распорядительной документации, владение способами построения сценария выработки решений и т.д.

Консультанты должны предоставлять свои услуги, используя новые технологии, только после соответствующего академического обучения, тренингов, супервизии и консультаций с профессионалами в этой сфере. Профессиональный консультант должен иметь документ, подтверждающий признание уровня его профессиональной подготовки Академией.

Сами стандарты не содержат четкого перечня знаний и навыков, а также их уровня для успешной работы консультанта. Однако, необходимость  их подтверждения существует. Таким образом, можно предположить, что требования к разным консультантам могут варьироваться – в зависимости от уровня академического образования, опыта работы, специализации консультанта.

Можно выделить три основных группы знаний и навыков консультанта по управлению:

Предметные знания и умения, то есть то, в чем собственно консультант  может назвать себя экспертом  – а именно, передовые технологии в области управления, формирования и укрепления организационной культуры, финансового планирования, управления маркетингом, возможно, обучения и развития персонала и т.д.

Собственно консультационные знания и умения – то есть знания и умения, касающиеся процесса консультирования, например, навыки диагностики ситуации, анализа данных, выработки рекомендаций и внедрения их, работа с различными формами сопротивления и т.д.

Навыки взаимодействия с  людьми – умение слушать и слышать, техники постановки вопросов, навыки ведения групповых дискуссий, предоставления обратной связи и т.д.

Безусловно, как и в  каждой профессии, в среде консультантов  по управлению существуют специализации. И более детализированные требования к профессиональной компетенции  консультанта в этом смысле уже предъявляются  в зависимости от направления, в  котором тот или иной конкретный консультант работает.

Каждый консультант –  это прежде всего индивидуальность. И эти индивидуальности могут  создавать команды, а могут конкурировать  между собой. Консультант по управлению – не статичен, а динамически  развивающаяся личность, развивающая  те или иные свои способности, приобретающая  новые знания и навыки.

Во многом специализация, в которой работает консультант, предопределяется его психологическим  качествами, способностями, интересами, а методики и техники, которыми он пользуется в своей работе – соотносятся  с его личностью.

Безусловно, уровень профессиональной компетентности консультанта должен быть «выше среднего», складываться из многих по направленности и содержанию знаний и навыков.

Эффективный, успешный консультант  невозможен без определенных навыков  и знаний, однако формирование этих навыков и приобретение этих знаний зависит от свойств личности консультанта.

Таким образом, соотношение личностных качеств и профессиональной компетентности должно быть сбалансировано, техники и методики его работы должны сочетаться с качествами личности, да и сам консультант должен находиться в постоянном развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (АССОЦИАЦИИ) КОНСУЛЬТАНТОВ

2.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА

 

 

"Профессиональные ассоциации  консультантов по вопросам управления  придают большое значение кодексам  профессионального поведения (этике,  профессиональной практике), которые  являются основными их орудиями  для утверждения своей профессии  и защиты ее целостности, а  также информированию клиентов  о правилах поведения, соблюдаемых  их консультантами". В России  компаний, предоставляющих консультационные  услуги, немало. На этом уровне  вопрос этического кодекса не  возникает: у каждой уважающей  себя фирмы он имеется. Другое  дело, что в России до сих  пор не существует государственно  одобренного этического кодекса  для консультантов. А сумма  отдельных внутрифирменных кодексов  всегда будет узко специализированной, меньшей по силе и качеству. Правда, это больше касается этических  противоречий, возникающих на этапе  предоставления консультационных  услуг, а не внутри консалтинговой  организации. И все же недостаток  этического кодекса, который бы  распространялся на все организации  и всех свободных консультантов,  имеет отрицательные последствия.  Среди них - недостаточная защищенность  консультанта со стороны государства,  слабая ответственность консультанта  за проделанную работу и отсутствие  четких границ и требований  к его деятельности.7

Вот только некоторые этические проблемы, которые возникают в консалтинговых компаниях между консультантами. Во-первых, ради получения заказа консультант может очернить коллегу в глазах клиента или порекомендовать ему "плохого" клиента. И это зависит только от личности консультанта. Во-вторых, он может эксплуатировать методы работы коллег и посещать их семинары, не участвуя в обсуждении поставленных вопросов, а только собирая информацию. Эти нормы нарушаются чаще всего во взаимодействии между консультантами. И если в первом примере достаточно трудно воздействовать на консультанта кодексом поведения, то второй при наличии соответствующего правила легко устраним. Этот пример показывает, что нормы нормами, но их закрепленность на бумаге дает больший результат в системе трудовых отношений.

В России наряду с процессом  становления консультационного  бизнеса постепенно реализуется  идея создания объединений профессиональных консультантов. Первые российские объединения  — Ассоциация консультантов по экономике  и управлению (АКЭУ) и Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) были зарегистрированы в 1991 г. в Москве с целью пропаганды профессиональных норм консультационной деятельности и создания рынка консультационных услуг. Ассоциация консультантов по экономике и управлению является всероссийской профессиональной некоммерческой организацией, объединяющей в настоящее  время более 200 менеджмент - консалтинговых, тренинговых, рекрутментовых и других профессиональных фирм. Ассоциация была основана в 1989 г. в форме Учредительного комитета, который занимался активным налаживанием связей с российскими и зарубежными консультантами, участвовал в российских и международных конференциях консультантов, а также в Европейском проекте развития менеджмент - консалтинга, организованном Международной организацией труда (МОТ) и Программой развития ООН (ПРООН) (1990—1992). В 1991 г.

АКЭУ была зарегистрирована в качестве некоммерческой организации  и в 1994 г. была принята в Европейскую  федерацию ассоциаций консультантов  по экономике и управлению (ФЕАКО) в качестве национального представителя  России. АКЭУ является также членом Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) и Ассоциации развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN).

Приоритетной задачей  АКЭУ является развитие консалтинга  России. Для реализации этой задачи АКЭУ содействует консультантам  в продвижении их услуг на российский рынок, а также руководителям  фирм в получении ими качественных консультационных услуг. Кроме того, АКЭУ занимается обучением как консультантов, так и руководителей фирм. Члены  АКЭУ осуществляют услуги по всем видам  консалтинга, включенным в классификацию  ФЕАКО, в том числе: стратегическое управление и организационное развитие; финансовое и инвестиционное управление; бухгалтерский учет; маркетинг и  маркетинговые исследования; организация  производства товаров и услуг; разработка информационных технологий и консультирование по их использованию; налогообложение; человеческие ресурсы; юридические  вопросы; оценочная деятельность и  т.д.

Члены АКЭУ расположены в  следующих городах и регионах: Москва и Московская область, Барнаул, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург и Свердловская обл., Иваново, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург и Ленинградская  обл., Саратов, Сыктывкар, Тюмень, Хабаровск, Чебоксары.

АКЭУ поддерживает связи  с консультантами всех остальных  регионов России и с консалтинговыми  структурами большинства зарубежных стран.

Система гарантий качества услуг членов АКЭУ базируется:

- на Кодексе деловой этики и стандартах профессиональной практики;

- двухступенчатой системе свидетельств о квалификации консультантов (сертификат действительного члена и удостоверение ассоциированного члена);

- реализации программ повышения квалификации консультантов с последующей выдачей сертификатов.

Ассоциация консультантов  по управлению и организационному развитию (АКУОР) организована по принципу профессионального  клуба. Ее членами являются более 200 индивидуальных консультантов и  консультационных организаций. При  АКУОР создана Школа консультантов  по управлению. Это объединение считает  своей главной целью подготовку внешних и внутренних консультантов, профессионально владеющих современными приемами и методами консультирования. Отношения между клиентами и  консультантами — членами АКУОР  регулируются на основе Профессионального  кодекса консультантов АКУОР.

Информация о работе Личные и профессиональные качества консультанта