Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:00, реферат
Конкурентная, понимаемая как аналитическое обеспечение важных управляющих решений, которые принимают менеджеры высшего уровня управления, - это один из инструментов менеджмента, роль которого в условиях конкурентной борьбы явно недооценивается многими российскими руководителями и предпринимателями.
Введение 2
1. Понятие предпринимательской фирмы 4
2. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России 10
3. Экономическое развитие 15
3.1. Модернизация производства 15
3.2. Повышение национальной конкурентоспособности 16
3.3. Расширение рынков сбыта продукции отечественного производства 16
3.4. Институциональные реформы и структурные преобразования 18
4. Развитие малого и среднего бизнеса 19
4.1. Усиление притока в Россию иностранного капитала и качественное изменение его структуры 19
4.2. Проблемы градообразующих предприятий 19
5. Механизмы интегрирования малого и крупного бизнеса 20
5.1. Франчайзинг 20
5.2. Субконтрактация 22
6. Финансовые результаты деятельности организаций 24
Заключение 29
Удельный вес активных в инновационном отношении предприятий в общем числе предприятий промышленности за последние годы существенно возрос - с 5% в 1997 г. до 14% в 2001 г., однако удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности остается небольшим и в 2001 г. составил около 4,4% (для сравнения в 1999 г. - 2,7%) и даже в машиностроении и металлообработке достигал лишь примерно 10%.
Существуют различные оценки необходимого объема инвестиций для модернизации российской промышленности: их минимальный уровень оценивается в 100-200 млрд долл. в ближайшие пять лет. Очевидно, что собственных ресурсов предприятий обрабатывающего сектора промышленности для решения задачи обновления производственного аппарата явно недостаточно. В этих условиях закономерен вопрос о внешних источниках капитала и особенно о возможных механизмах трансформации сбережений в инвестиции.
Проведение модернизации основных фондов в обрабатывающей промышленности требует сочетания трех условий:
наличия источников масштабных финансовых ресурсов;
создания эффективных механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого "перелива" капитала;
обеспечения сопоставимой инвестиционной привлекательности обрабатывающих отраслей в сравнении с другими секторами экономики.
3.2. Повышение национальной конкурентоспособности
Основными статьями российского экспорта остаются сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть и нефтепродукты, газ, сталь, алюминий, минеральные удобрения, круглый лес и пиломатериалы, целлюлоза, рыба и морепродукты и как исключение, вооружение и военная техника. Исследования конкурентоспособности российской промышленности, в том числе в ИМЭМО РАН, показывают, что основная часть продукции российской промышленности конкурентоспособна на рынках Российской Федерации и СНГ и только 3-5% продукции конкурентоспособно на рынках стран ОЭСР.
В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся наукоемкие услуги. В России также отмечается расширение и качественное развитие сектора услуг. Ориентация на усиленное развитие наукоемких и высокотехнологичных услуг российских предприятий должна определять основное содержание стратегии постиндустриального прорыва. Важные факторы этой стратегии связаны с внешнеэкономической сферой: промышленная политика должна нацеливаться на постиндустриальный прорыв на мировых рынках, а не на бесперспективную защиту неконкурентоспособных отечественных товаропроизводителей.
3.3. Расширение рынков сбыта продукции отечественного производства
Если рассматривать структуру российской экономики как наличие рынков сбыта для наукоемкой продукции, то можно сделать следующий вывод:
слабое платежеспособное состояние населения не обеспечивает спрос на изделия пятого технологического уклада и на наукоемкую продукцию (так, Россия значительно отстает от развитых стран в компьютеризации, телефонизации, в обеспечении доступа в Интернет и по ряду других показателей);
возможность сбыта наукоемкой продукции также ограничивается тем, что многие отрасли и системы потребления организуются и контролируются государством (прежде всего, оборона страны), а не частным сектором.
Государство сегодня отстраняется в значительной мере от своей собственности и ответственности в сфере образования (тогда как образование может стать именно той сферой, которая будет определять спрос на продукцию наукоемких технологий), медицины (хотя в этой области все шире применяются новые системы для исследования заболеваний, диагностики и лечения, определенная аппаратура для проведения операций) и науки, бедственное положение которой ограничивает возможность ее превращения именно в структуру, способную вызвать (и вызывает в развитых странах) спрос на продукцию нового технологического уклада.
Общая оценка внутреннего рыночного спроса:
инновационный спрос со стороны традиционных отраслей весьма слаб из-за отсутствия накоплений и “длинных” кредитов, что связанно с определенной монетарной политикой последнего десятилетия, отсутствием “длинных денег”, из-за слабости банковского и фондового рынка.
экспортный спрос на российские высокие технологии из-за высокой зарубежной конкуренции связан со значительными трудностями (даже в сфере военно-технического сотрудничества) и невозможен без косвенной поддержки либо прямого политического и экономического участия государства.
Названные ограничения являются наиболее существенными и будут в значительной мере влиять на экономическое развитие страны. В ближайшие годы не приходится ожидать резкого роста платежеспособности как со стороны государства, так и со стороны населения. По этой причине одним из основных направлений промышленной политики должна стать государственная поддержка экспорта наукоемкой продукции.
При разработке экспортной политики необходимо иметь в виду, что структура вывозимой продукции определяется сегодня уровнем технологического развития обществ и государств:
доиндустриальные страны производят сельскохозяйственные и минеральные ресурсы;
индустриальные страны обеспечивает дешевый труд и производство массовой продукции;
быстро растущие постиндустриальные страны использует новый способ мирового доминирования - производство, применение и распространение знаний.
В современной экономике утрачивает первоначальный смысл понятие "национальная продукция".
Сегодня иерархии видов интеллектуально-творческой и производственной деятельности принципиальное значение для национальных экономик приобретает не факт создания того или иного товара, а степень участия их предприятий в успешно действующих глобальных сетевых структурах, интегрируемых глобальными информационно-
3.4. Институциональные реформы и структурные преобразования
Важным моментом промышленной политики являются институциональные реформы и структурные преобразования. Сделать ставку не на те отрасли промышленности - это великий риск исторического масштаба. Хотя по анализу мировых рынков можно предположить, какие отраслевые ниши производства уже заняты, а какие только формируются или достаточно свободны, это вовсе не означает конструктивности отраслевого подхода к разработке структурной политики в научно-промышленной сфере. Наиболее гибкий и рациональный подход - ориентация на развитие отдельных передовых технологий либо комплексных решений, которыми обладают или могут создать российские предприятия.
Именно государство на сегодняшний день является:
основным потребителем наукоемких технологий и техники;
активным участником продвижения российской научной продукции на мировые рынки;
наиболее крупным собственником наукоемкого производства.
Существующее мнение о том, что определение точек экономического роста лежит вне сферы интересов, прерогатив и профессионально-
При определении точек роста следует также учитывать складывающееся в современном мире разделение труда, которое происходит на очень высоком уровне, поэтому восстановление всего спектра наукоемких технологий (как это было в СССР а период "холодной войны") финансово и экономически нерационально. Разработка структурных реформ и институциональных преобразований требует учета своеобразия сложившихся механизмов перевода капитала в развитие промышленности.
В силу климатических и географических условий установление тарифов на товары и услуги естественных монополий на мировом уровне приведет к неконкурентноспособности всей продукции российской промышленности. И именно эту позицию необходимо отстаивать на переговорах о вступлении в ВТО. Увеличение тарифов - это всегда увеличение одного из трех компонентов:
увеличение рентных платежей, которые поступают в бюджет государства и далее распределяются через его структуры;
перераспределение прибыли в энергопотребляющие отрасли за счет низких тарифов;
превращение полученной прибыли в инвестиционные средства самих естественных монополистов; в этой ситуации главным вопросом является направленность прибыли в те или иные сегменты российской экономики и способы их распределения.
Таким образом, вопросы тарифного регулирования связаны с решением проблемы прозрачности затрат естественных монополистов, а также с созданием реального механизма контроля над инвестированием получаемых средств и их рациональным использованием. Эта проблема не может быть решена без поиска определенного компромисса между государством и энергетическими монополистами с внятной политикой использования инвестиционных денег в модернизации и повышении конкурентоспособности национальной промышленности.
Соотношение уровня развития среднего и малого бизнеса, а также структур крупного олигархического бизнеса - это следующий вопрос. Зависимость бюджета всех уровней от отдельных ориентированных на экспорт предприятий создают нестабильность, угрожая экономике всей страны в целом.
Вопрос вступления в ВТО должен быть также оценен с точки зрения промышленной политики. Предпринимаемые меры должны защищать производителя только в случаях недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей или при наличии реальных возможностей создания конкурентоспособной продукции в течение ближайших трех-пяти лет.
4. Развитие малого и среднего бизнеса
4.1. Усиление притока в Россию иностранного капитала и качественное изменение его структуры
Эта задача полностью сохраняет свою актуальность и пока остается не решенной. В нынешнем виде зарубежные инвестиции консервируют сырьевую направленность российской экономики и совершенно не являются факторами ускоренного развития промышленности с высокой добавленной стоимостью. Не способствует этому и сокращение в общей сумме иностранного капитала доли прямых инвестиций.
В целях стимулирования инвестиционного процесса имеет прямой смысл использовать практику заключения контрактов на модернизацию и реструктуризацию с крупными зарубежными корпорациями. Такие контракты должны включать со стороны государства долгосрочные обязательства в части гарантий по кредитам, гибкого налогообложения, таможенного регулирования поддержки экспорта, а со стороны бизнеса - обязательства по инвестированию, производству новых продуктов и технологий, модернизации существующих мощностей. Возможно, следует вернуться к вопросу о создании национального механизма гарантирования инвестиций и экспортных кредитов.
Целесообразна передача малого бизнеса, в т.ч. производственного и инновационного, в ведение местной власти с переводом в их бюджеты налоговых платежей.
4.2. Проблемы градообразующих предприятий
В Российской Федерации более 900 градообразующих предприятий производят около 30% от всего объема выпускаемой продукции (в основном в лесной и деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой и топливной отраслях, а также в машиностроении и оборонной отрасли). На их базе функционируют 467 моноструктурных города и 332 поселения. Здесь решения требуют проблемы низкой конкурентоспособности продукции и узкой специализации, содержания социальной инфраструктуры, территориально-географической удаленности от основных рынков сбыта в условиях растущих цен на транспорт и энергоносители, недостатка квалифицированных кадров.
Нужен закон «О градообразующем предприятии», в котором давалось бы определение градообразующего предприятия, устанавливался его правовой статус, особенности ликвидации, реорганизации и банкротства, преференции для производителей продукции, приоритетное право на получение государственного заказа, механизмы обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами.
Учитывая опыт Китая, целесообразно создание на их базе специальных экономических зон научно-технического прогресса со своим нормативно-правовым регулированием. Российский опыт наукоградов в этом отношении не является в полной мере успешным.
5. Механизмы интегрирования малого и крупного бизнеса
Если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, то между предприятиями образуется экономический симбиоз. Экономический симбиоз предприятий представляет собой союз малого и крупного предприятий — партнеров по бизнесу, взаимовыгодный для обеих сторон. Иными словами – это такое устойчивое (долговременное) экономическое взаимодействие, которое дает положительный эмерджентный эффект; в связи с этим величина эффекта от совместной деятельности оказывается больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.
Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности.